Метод Томатиса - удивительные свойства уха
Нетрадиционные методикиО методе Томатиса я услышала еще несколько назад от своей сестры, которая примерно раз в год специально возила старшего сына в другую страну для терапии по методу Томатиса. Дело в том, что в первый год у мальчика выявилась достаточно сильная форма эпилепсии в результате родовой травмы, которая к сожалению привела к определенным задержкам развития в речевом и других планах. Пройдя однажды курс Томатиса они увидели какой толчок в развитии речи и обучаемости дала эта терапия мальчику и старались повторять курс, когда было возможно. Мне это было крайне интересно, но непосредственно столкнуться с терапией получилось только теперь.
Приехав в гости к сестре, я познакомилась с семьей, в которой три девочки разного возраста, старшая из которых в свои 7 лет очень плохо говорила - какая-то мешанина из слов на разных языках, которая прерывалась в середине предложения, дальше у нее происходил спазм дыхания, она просто замолкала и начинала плакать. Средняя и младшая ярко выраженные аутисты, и там проблема не только с речью, но и повденческим реакциями. Сказать о том, что терапия принесла этой семье облегчение, это не сказать ничего. Я лично наблюдаю как каждый день старшая говорит все лучше и больше, конечно она путает окончания, но остановить ее уже просто невозможно:-)) она спокойна, расслаблена в хорошем настроении. Родители проходили курс языковой терапии по освоению итальянского языка и также получили хорошие результаты, лучше стали понимать, говорить и читать. Говорят, что у средней и младшей дочерей тоже ощутимые сдвиги, но я их к сожалению видела только один раз. Мне посчастливилось получить возможность пройти языковой курс британского английского в течение 18 дней. Буду писать вам свои ощущения от курса и мои результаты, попробовать хотелось очень давно и наконец мои желания сбываются:-)
Насколько я понимаю в Москве есть два центра Светланы Кашириной и Жано . Но история там странная, на форумах одни восхваляют одних, ругают других и наоборот. Поэтому на мой взгляд, если есть возможность лучше пройти курс заграницей в тяжелом случае, либо обстоятельно разобраться, какой же центр "правильный" из двух.
А теперь немного об этом методе,
Основателем этого метода был французский врач отоларинголог и фониатр. Работал этот доктор соответственно с УХОМ - и ГОЛОСОМ.Он обратил внимание на одну особенность, что ухо связано с голосом необычным образом. Голос содержит только то, что может слышать ухо. Но возможно изменить слух, а следовательно изменить голос, и изменить фонацию можно при помощи слуховой тренировка за определенное время.
Он очень много изучал функциональные особенности уха. И на самом деле, ухо не только слышит, а еще и слушает, отвечает за нашу координацию (вестибулярный аппарат) и еще несет энергетический потенциал. Мы слышим не только своими ушами. Мы также слышим через наш скелет. И на самом деле, кости очень хорошо проводят звук. Когда мы говорим, мы слышим себя через собственные уши (воздушный путь) и через вибрацию наших костей (костнопроводящий путь). Это как раз, поэтому мы не узнаем свой голос в записи. Магнитофон записывает звук, передаваемый только воздушным путем, только то, что могут слышать другие люди. Голос, который мы слышим изнутри, никогда не будет таким, каким его слышат другие и как раз то, что записывает магнитофон. Поэтому люди всегда возмущаются, что голос на пленке это чужой голос…. Но на самом то деле мы знаем, что это наш голос, т.к. слова и интонация именно наши.
Для обучения нам необходимо слышать внутренние костнопроводящии вибрации. Если, по каким-либо причинам, мы бы отключили эти вибрации, то обучение стало бы затруднительным. Это вибрации, которые создают внутренний голос, когда мы читаем молча. Это мысли, которые мы прослушиваем буквально миллисекунды, перед тем как начать говорить.
Исследования, проведенные Томатисом по изучению языковой функции, позволили выявить методы, которые могут структурировать путь, по которому осуществляется контроль голоса и речи благодаря функции слушания.
Все исследования А.Томатиса легли в основу его метода, который был разработан в 1947 году, основанный на многих дисциплинах: аудиология, фонология и психология. Название, данное Томатисом «аудио-психо-фонология», тесно связано с основными принципами метода, носящего его имя.
Эта методика, которая вписана в рамки Гуманитарных наук, затрагивает процесс интеграции языка, начиная с взаимосвязей, существующих между слухом и фонацией.
Фонация зависит от слухового аппарата, который сам, связан с психическими реакциями.
Этот метод затрагивает различные области, основные из которых: процесс слушания, речь и поведение.
Слушание:
Возможно улучшение механизмов функции слушания, в частности для лечения определенных недостатков внимания и запоминания. Организовывая правильно процесс энергетической зарядки, а также процесс контроля собственной речи правым ухом, метод Томатис корректирует процесс концентрации.
В музыкальной области, восстановление механизмов анализа звуков и контроля психомоторики значительно увеличивает успех музыканта.
Голос:
Если говорить о голосе, о пении, реактивация аудиофонической цепи приводит к исчезновению дисфонических проблем и других недостатков, которые встречаются и у профессионалов.
Речь:
Действие «Электронного уха» и специальной звуковой программы, позволяющей пройти все фазы развития речи, начиная от внутриутробной жизни, позволяют справляться с заиканием и проблемами артикуляции.
Даже письменная речь является объектом, где в рамках метода происходят положительные изменения. Дислексия, дисорфография и все школьные пробелы равным образом подлежат рассмотрению этой психо-педагогической дисциплине.
В то же время, в некоторых случаях, связанных с серьезными коммуникативными проблемами (аутизм) методика находит свое применение.
И, наконец, напомним, что метод направлен также на ускорение изучения иностранных языков.
Поведение:
Впоследствии, метод эффективен в отношении поведенческих расстройств, которые выражаются в виде агрессивности, усталости, депрессии. Внедрение фильтрованных звуков (внутриутробный слух), увеличение энергетической загрузки коры головного мозга, собственный контроль правым ухом, все это оказывает неоценимую помощь для разрешения данных проблем.
От правильного процесса слушания (как активного- не просто слышу, а слушаю, анализирую) - к правильной контролируемой речи - а далее к психологическому состоянию, гармонии с самим собой и окружающим миром.
Согласно теории А. Томатис, подтвержденной позднее, ухо зародыша начинает функционировать в четыре с половиной месяца. Ребенок, находясь в амниотической жидкости в утробе матери, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны — сердцебиение и дыхание матери, голос, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости меньше затухают высокочастотные компоненты звука. По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе матери.
Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку «перепрограммировать» различные стадии человеческого развития через символический опыт.
Области применения метода «Томатис»:
- развитие речевых и моторных навыков у детей;
- ;
- проблемы концентрации внимания;
- незначительные поведенческие расстройства;
- ;
- развитие коммуникативных навыков;
- усправление стрессом (депрессия, беспокойство, повышенная возбудимость;
- развитие способности к пению, игре на музыкальных инструментах;
- ;
- ;
- динамизация в пожилом возрасте.
Статистика с канадского сайта Томатиса
Метод Томатиса прошел множество испытаний. Особенно эффективным он оказался при устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем. В своем критическом обзоре занятий, проводимых в Канаде, Стутт (3) заключает, что метод Томатиса приносит ощутимую пользу системе образования. Дети, прошедшие "слуховую терапию", продемонстрировали существенное увеличение I.Q.(коэффициент умственного развития), хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия, и способность устно выражать свои мысли и чувства (4, 5, 6, 7). Только недавно Тим Гилмор завершил метаанализ предыдущих исследований, подтверждая заключения Стутта.
Центр Томатиса в Торонто (Канада) изучал результаты "слуховой терапии" на более чем 400 детях и подростках. Все они показали хорошие результаты во время психологического и образовательного тестирования. В этом испытании 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:
Повышение уровня коммуникабельности - 89 %
Увеличение концентрации внимания - 86 %
Уменьшение уровня расстройств - 80 %
Понимание чтения - 85 %
Качество речи - 74 %
Память - 73 %
Запись по буквам - 69 %
Зрелость - 84 %
На протяжении шести последующих месяцев 83 % детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14 % детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3 % утратили приобретенные навыки.
Вот пока и все...