Масару Ибука - книга, потвердившая мои принципы воспитания
Статьи, ссылки, литер-ра про детейДалеко до и конечно после рождения сыночка постоянно читаю литературу разных психологов по теме воспитания и понимая детей. Девочки, ну не могу я нормально без внутреннего напряжения читать и привносить их советы в «жизнь».
Из последних, меня задевших, это Юлия Гиппенрайтер. Ну сложно мне следовать ее принципам. Словом дискуссировать о ее методе воспитания можно долго и неинтересно, да и нет времени на это. Хотя ею многие мамочки довольны.
А тут недавно прочла книгу автора Масару Ибука - НЕ ПСИХОЛОГ, а японский инженер и бизнесмен, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, автор широко известной книги по раннему развитию детей «После трёх уже поздно».
Я впервые согласилась с автором на 90%!!!! Я разделяю его взгляды и мнение. Все довольно просто и понятно.
Девочки, поделитесь своими любимыми авторами, книгами, то, что вас по-настоящему задело, чьи взгляды вы воплощаете в жизнь и воспитание ребенка.
Хочу поделиться своими выдержками из книги, может и вас заинтересуют его взгляды?
(много текста)
1)Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.
2)Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мысли и действий ребенка
3)Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
4)Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: "Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детой и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений". Я никогда не забуду этих слов.
5)Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.
Доктор Хари Харлоу из университета в Висконсине (США) проводит исследование по социальным контактам среди детенышей обезьян и влиянию этих контактов на умственное и социальное развитие.
В первом опыте доктор Харлоу поместил детеныша обезьяны в клетку, закрытую со всех сторон деревянными досками, внутри которой была только бутылочка с молоком. Целью опыта было посмотреть, как будет вести себя обезьянка, находящаяся какое-то время в изоляции. Когда через 3 месяца ее пустили в группу обезьян, она сначала чувствовала себя неуверенно, но уже через неделю оживилась и стала играть со своими собратьями. Во втором опыте обезьянку держали в изоляции шесть месяцев. Когда ее пустили в группу, она пряталась в углу, сторонилась всех, совсем не играла с другими обезьянками. В третьем опыте обезьянка находилась в изоляции 1 год, после этого она была не в состоянии играть даже с теми, кого держали в таких же условиях. И наконец, в клетку поместили несколько обезьян, которые были до этого в изоляции, и одну, которая не была, у бедняжки произошел нервный срыв от одиночества.
Коэффициент умственного развития у этих обезьян был гораздо ниже, чем у тех, которые выросли в нормальных условиях.
Прочитав об этих исследованиях, я невольно провел аналогию с человеческими
детенышами и пришел к выводу, что малыш, лишенный общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. И это не может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было бы неплохо, если хотя бы ради своих же детей мамы старались почаще собираться вместе.
6)Ссоры между детьми можно разделить на три типа: такие, в которых ребенок
берет верх над соперником, где он уступает другому, где он дает сдачи.
Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребенок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он ее сам спровоцирует. Это будет означать, что в нем формируется и находит выражение его собственное "Я".
Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, санки, качели или словесное оскорбление, но ссор без причины не бывает. Любая попытка обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нем чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей - значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.
У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места
взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения
взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с
другими, - плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры -
это первый урок жизни в коллективе.
7)Шлепать ребенка можно только пока он еще мал.
"Глупый король в окружении слепо преданных министров" - так кто-то описал
новорожденного и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию.
Как бы ни был король глуп, пока он еще совсем маленький и почти весь день
спит, родителям с ним не так трудно. Однако к 2-3 годам он может стать таким
эгоистичным, что будет почти неуправляем. И тогда родители начинают
приструнивать свое чадо. Они ругают и наказывают малыша, когда он делает
что-то "неправильное", превращаясь вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя
на данной стадии развития ребенка это уже не дает видимых результатов.
Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как
"слепо преданные министры" в течение первого года жизни ребенка. Примерно в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и
тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится и тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только вдин выход - воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его "Я".
Приведем простой пример. Ребенок должен есть строго по расписанию, тогда он не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам не надо будет затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой. Если же не обращать на это внимания, исповедовать принципы "свободного" воспитания, то это может обернуться катастрофой для ребенка.
В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И,
наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому,
если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только
подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с
тем, которого ожидают родители.
Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может
воспринять это как оскорбление.
8)Интересное дети считают правильным, а неинтересное - неправильным
Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это
нехорошо? Для вас "хорошо" или "плохо" зависит от вашего личного опыта, от
общепринятых моральных норм. Но у маленького ребенка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать
неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нем
зарождающееся стремление к творчеству.
Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как "хорошо" и "плохо", и пришел к выводу, что "хорошо" для ребенка - это то, что интересно и увлекательно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему они дали увести себя незнакомым людям, несмотря на все предупреждения, они объясняли: "С ним было интересно". Похитители детей, по всей видимости, хорошо знают психологию ребенка. Они умеют его заинтриговать и знают чем привлечь. Маленький ребенок, считая, что все, что интересно, то и хорошо, следует за похитителем, ничего дурного не подозревая.
Это соединение понятий "хорошо" и "приятно" характерно только для раннего
возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что
"хорошо" - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это
хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его
ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения
ассоциируются с понятием "плохо".
Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое
"хорошо" и что такое "плохо", гораздо результативней было бы обеспечить ему
приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда плохо.
Способности вашего ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться методами похвалы и порицания.
9)Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь:
Проблемы питания возникают рано или поздно в каждой семье. Женские журналы и пособия по воспитанию детей полны статей на тему: "Как убедить ребенка есть то, что ему не нравится?"
Однако не лучше ли задаться вопросом, как избежать причины, ведущей к проблемам питания, чем думать, как исправить то, что уже сформировалось.
Неправильные привычки очень трудно искоренять. Если ребенка заставлять есть против его желания, у него может начаться рвота или выработаться отвращение к едем всю жизнь.
Я уверен, что кроме аллергии на те или иные виды пищи, проблемы с кормлением возникают в результате неправильного питания в младенчестве. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются и он будет отказываться от всякой новой пищи. Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Не следует кормить его только тем, что полезно, как собаку или лошадь. Ваш ребенок не скажет вам: "Это вкусно!" или "Отлично приготовлено!" Тем не менее очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной. Я бы давал ребенку самое вкусное, чтобы у него вырабатывалось правильное отношение к еде, и пусть родители, если необходимо, доедают то, что не очень, вкусно. Большое внимание следует уделять разным
специям и добавкам к пище, чтобы он узнал как можно больше вкусовых ощущений.
10)Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка:
Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Я часто наблюдаю в магазинах, как ребенок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся ему игрушку, и родители не выдерживают и покупают. Однако многие специалисты
по дошкольному воспитанию считают, что, отказываясь удовлетворять любое желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а наоборот, действуют в его же интересах. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно
сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное
озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.
Таким образом, еми вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположного эффекта.
Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка
Слишком заботливые матери стараются убрать подальше все, что может принести вред ребенку. Когда ребенок начинает ползать пли ходить, он еще так неустойчив, что все время опрокидывает вазы, хватается за электропроводку, скользит ка бетонном полу. Конечно, матери пытаются избавить ребенка от любой
опасности, убрав все с его пути, и оставляя только тупые предметы и то, что он не может сдвинуть с места.
Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка.
Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития ребенка. Мадам Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и
творческого потенциала.
11)Физические упраженения стимулируют развитие интеллекта:
Профессор Куньо Акуцу проводил исследования по заданию Ассоциации раннего развития и выяснил, что плохая осанка при ходьбе есть результат недостаточной физической тренировки в младенчестве.
Дети начинают ходить самое раннее в восемь месяцев. Если их не тренировать на основные движения в этом возрасте, они никог