советую всем мамам гиперактивных деток
Гиперактивные детки (Закрыта)прочитать книгу практикующего психолога Екатерины Мурашовой " Дети-"тюфяки" и дети-"катастрофы". Несмотря на приличное количество прочитанных книг по детской психологии, для меня она оказалось сенсацией, и никак не меньше. Более того, если ваш ребенок гиперактивный, то начинать изучать детскую психологию нужно именно с неё и уже под неё "подгонять" советы известных Гиппенрейтер, Мазлиш и т.д.
Вернемся к книге. Автор подробно и понятно объясняет понятие и смысл синдрома "гиперактивность".
Гиперактивность (ГА) - не болезнь, а особое состояние нервной системы, при которой у ребенка имеются трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности. У всех ГА-детей в нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В этом суть синдрома. То есть по коре головного мозга таких детей почти постоянно «бегает» это самое излишнее психомоторное возбуждение. Само оно никуда не денется, его надо куда-то «сбрасывать».
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с ГА-ребенком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность. Никакие попытки вразумления на ГА-детей, как правило, не действуют. У них все нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться. С самого начала они не ходят, а бегают. Они не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Достаточно часто у ГА-детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Как правило, это дети с хорошим интеллектом, схватывающие всё на лету, но вся беда в том, что как раз сосредоточиться ГА-ребенок категорически не может. Проделки и придумки ГА- ребенка неистощимы и почти всегда неуместны.
Практически все окружающие ГА-ребенка люди пребывают в неизбывной уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т. д. К сожалению, они ошибаются.
ГА-ребенок любит шумные, подвижные игры. Побегать и «побеситься» любят все здоровые маленькие дети. Но, подрастая, они все больше времени уделяют тихим, сложным, ролевым играм или играм «с правилами». ГА-ребенок не любит (а иногда, в тяжелых случаях, попросту не может) играть в такие игры. И опять остается один или находит себе компанию таких же сорванцов.
Он задирает других детей именно потому, что не понимает их чувств и желаний, хочет, но не умеет с ними «правильно» общаться. При ГА-синдроме помимо поведенческих нарушений и особенностей, у детей к сожалению имеются и клинические проявления:
— задержка развития речи;
— заикание;
— тики;
— различные гиперкинезы; головные боли;
— нарушения сна;
— аллергодерматоз вне связи с каким-нибудь аллергеном;
—-энурез;
— астматический бронхит;
— различные нарушения осанки; вегетативно-сосудистая дистония.
Есть глава о том, как с этим борются врачи. Методы разные, но одно неизменно - это неизлечимо, никогда. Лишь компенсируется к 15 годам. Но ко всему асоциальному таких детей будет тянуть всегда. И если не уделять внимание особенностям ГА-детей, то со временем это выльется в патологию характера.
Ну и самое полезное, что есть в этой книге - это советы психолога, что делать родителям - это и особая организация жизненного пространства, организация занятий и много всего еще. Так, таким деткам движение нужно как воздух. Ни в коем случае не следует без крайней нужды ограничивать подвижность ребенка. ГА-ребенка нельзя наказывать, ставя в угол или сажая на диван, говоря: «Стой(сиди) тут и не шевелись". Им крайне необходимо посещение садика, держать их дома после 3-х лет - крайне неуместно.
Много внимания в книге уделено посещению ГА-детьми школы, а также подготовки к ней.
Есть и глава, посвященная вопросам родителей и ответам психолога. Для наглядности приведу один:
Вопрос: Я мама ГА-ребенка —сыну сейчас 4,5 года. По темпераменту я — холерик. Ходим к психологу всей семьей: она считает, что во многом успешность воспитания зависит именно от родителей. Я согласна с ней абсолютно! Но как только выхожу из кабинета и сын начинает свои выкрутасы, просто сил нет. Сколько могу — сдерживаюсь, а потом срываюсь. Ору не только на сына, но и на мужа (сыну иногда и поддаю),хотя и понимаю, что из-за этого все идет насмарку. По ночам плачу — люблю и сына и мужа, себя опять же жалко (ну за что? — никто из родственников моих и мужа не был гиперактивным). Как помочь себе и близким? У кого такой ребенок, наверное, меня поймет...
Ответ: Есть очень простой способ, который вам поможет. Он называется: «способ неоскорбительной коммуникации». Если сможете, прочтите где-нибудь о нем подробней. Вкратце:
1. Вы не должны скрывать свои чувства (все равно рано или поздно сорветесь ,и будет еще хуже!).
2. Вы говорите о своих чувствах в определенной форме. Каждую фразу начитаете с «Я». Например: «Я раздражена тем-то и тем-то...», «Я сейчас в ярости и готова позвать на клочки каждого, кто подвернется...», «Я готова Просто заплакать от сентиментального умиления...».
3. Таким образом решается сразу три проблемы — вы Отреагировали свои чувства; ваши близкие в курсе, что Вы чувствуете и чего можно от вас ждать в ближайшее Время; и, наконец, ваш ребенок получил адекватную обратную связь на свое поведение («когда я делаю то-то и то-то, мама испытывает то-то и то-то...»)При этом никто не чувствует себя оскорбленным и плакать по ночам не из-за чего.
А вообще, ни один, даже самый сильный человек, имея ГА-ребенка, не сможет вечно сдерживать свои эмоции) изливается на ребенка, как на непосредственного виновника всех неудач и проблем.
Выводы. Два совета, которые проходят красной нитью через всё повествование:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть сейчас.
2. Иметь позитивный настрой на будущее: как бы ни было тяжело теперь, мы вместе, и потому — обязательно прорвемся!
Лично у меня как пелена с глаз спала. Одно то, что ты понимаешь, что ребенок не пытается тебя довести, что он попросту не может по другому и ему надо помочь – только от этого становится легче.
П.с. читаю в книге, что ГА-дети это как раз те, кто имеет свойство теряться у родителей, и ловлю себя на мысли, что хоть тут-то автор не попал в точку (во всем остальном на 90% - это мой старший сын). И что же? Вчера он сделал и это, нашла его по дороге домой.