Войти Регистрация
  • Базар
  • СП
Воспитательные моменты
Начинаем прививать хорошие манеры, ищем подход к ребенку. Обсуждаем вопросы психологии, воспитания и развития детей от года до 3-х включительно.
48144 участника, 57138 вопросов

Карта проппа для дошкольников

Собственные сказки по методу Проппа

http://www.planerka.info/item/Karty-Proppa

Если вы занимаетесь с детьми, то детям карты Проппа помогут хорошо запомнить сказку и облегчат её пересказ.

А ВАМ САМИМ,МАМОЧКИ,ИСПОЛЬЗУЮ ДАННУЮ СХЕМУ МОЖНО СОЧИНИТЬ СКАЗКУ ПРО СВОЕГО МАЛЫША!!!

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").




2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа

Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа

Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа

Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа

Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа

Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа

Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа Карты Проппа

где и как я могу использовать этот метод?

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Карты Проппа в арт-терапии

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Комментировать

Комментарии

Германия, Майнц

Спасибо, очень интересная инфа, сделаю закладочку...

Ответить

Смотрите также

  • Персональные сказки как метод воспитания

    Многие слышали про персональную книгу сказок, которая изготавливается под каждого ребенка индивидуально. Эта книга составляется с применением метода сказкотерапии, и несет в себе воспитательный характер. Книга с помощью сказочных историй, в которые попадает ваш ребенок,...

  • Осторожно: сказка!

    Взято 23 апреля 2010 года отсюда www.babyblog.ru/community/post/psy/514170Осторожно: сказка!   20:47, 2 декабря 2009 г. На полках книжных магазинов - тонны сказок: народные, литературные, авторские... Однако не все йогурты одинаково полезны сказки пойдут на пользу вашему малышу!...

  • Сказки

    Неоднократно встречала мнения, что наши русские сказки ребенку вредны, т.к. приучают его к лени и надежде на "доброго дядю", который сделает всю работу за него. В корне не согласна!!! Вчера рассказывала малышке сказку про Репку...

  • Продолжение конспекта Джанни Родари "Грамматика фантазии". Игры со сказками.

    Народные сказки как строительный материал. Игры и упражнения с героями сказок. 1) Перевирание сказки. Важно не пропустить момент, когда старой сказке больше нечего сказать - ребенок может с ней и расстаться. Вот тогда он соглашается,...

  • Сказкотерапия - метод воспитания характера сказкой

    Дорогие друзья, мамы и папы! В нашей лаборатории (лаборатория Антона Маниченко) разработаны 5 комплектов для воспитания характера малышей – так называемая СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА. «Доброта», «Воля», «Мышление», «Ваш ребёнок-Лидер» и «Антикапризин». Это уникальная разработка, включающая...

  • "Новый друг" (сказка собственного сочинения)

    Доброго всем времени суток, дорогие ББ! Сочинить сказку не так просто - думала я раньше. Это же надо знать детскую психологию, интересы и особенности, знать, как слова складывать в предложения так, чтобы это было интересно...

  • Осторожно: сказка!

    На полках книжных магазинов - тонны сказок: народные, литературные, авторские... Однако не все йогурты одинаково полезны сказки пойдут на пользу вашему малышу! Какие сказки формируют, а какие размывают представление ребёнка об окружающем мире? Почему во многих...

  • И еще раз кое-что о народных волшебных сказках

    Никому не навязываю, спорить не хочу, но свое отношение захотелось обозначить. В этом мне помогут статьи - попались подходящие (выделено, т.к. некоторым кажется "что я бессовестно сперла"информацию. Изначально я указала, что беру информацию из статей...

  • Сказка о драконе и рыцаре

    Очень люблю современные сказки за то, что в них никто никого не убивает, не отрубает голову, не вспарывает живот и не сажает живьем в печку! Нет, я не за типличные условия для детей... Просто что...

  • "Сказка о страхе" (Речь, 2015)

    Порой и большая серьезная книжка оставляет после себя недоуменное послевкусие, разочарование и ощущение пустоты: о чем, для чего... Но, к счастью, бывает и совсем наоборот: маленькая тонкая книжка на скрепке решает сразу несколько задач, дает...