Чувство вины при воспитании ребенка.
Воспитательные моментыДочь растет, меняется, а я не успеваю подстраиваться под все новые "веяния" ее строптивого характера. Этот маленький человечек умещает в себе столь много...
Она светиться счастьем всегда, для нее "счастье" многогранно и видит она его практически в каждом своем действии, в понравившемся ей человеке или предмете, я начала переживать, что все это может пропасть, если я ей буду постоянно тыкать: это нельзя, то нельзя. И сейчас я озадачена вот какими вопросом: как не нарушить эту гармонию у маленького моего самого любимого человечка, но в то же время при первых признаках необъяснимых истерик (происходящих с целью тупо добиться чего-то своего), уметь ПРАВИЛЬНО поставить ее на место? В последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что испытываю чувство вины перед ней, раню ее что ли своими действиями, словами. Очень боюсь, что во-первых, авторитет мамы будет нарушен, как в случае игнорирования, так и при потакании, а во-вторых, нужно же еще правильно донести информацию, чтобы дите на все 100% поняло что от него хотят...поведайте мне, пожалуйста, как в таких ситуациях ведете себя вы?
Резюмирую: как любимое чадо не обидеть воспитательными моментами и не чувствовать себя мамашей-тираном и в тоже время донести информации до нее правильно?
Алекс
Система воспитания у каждого своя, вставлю пять копеек по поводу многочисленных "нельзя", окружающих ребенка. Слово "нельзя" нужно упоминать как можно реже, в жизни ребенка должно быть 3-4, но никак не 20-30 нельзя. А вот что касается правил поведения, норм общества, распорядка дня (мыть руки, ходить по тротуару, делиться игрушками и т.д. и т.п.), то нужно просто учить ребенка, что это - ПРАВИЛО. Не потому что мама так хочет, а просто правило. Так НАДО делать, так делают все. Например, не "нельзя выбегать на дорогу" (годовалому бесполезно объяснять, почему нельзя), а "переходим дорогу с мамой за ручку". Не через отрицание и запрещение, а через структуру и упорядочивание. Постепенно правило войдет в жизнь ребенка и станет частью его жизни, он перестанет его замечать, и будет учить другие правила.
21.08.2013
Ответить
Марина
С долей философии ваш ответ. Сижу, вникаю) а в каких случаях вы используете слово Нет?
21.08.2013
Ответить
Алекс
В тех случаях, когда нужно дать отрицательный ответ на вопрос ))) Поясните, что вы имеете в виду.
21.08.2013
Ответить
Марина
Я просто думала, что может быть у вас и соответствующее отношение к данному виду отрицания. Но исходя из ответа, поняла, что нет отвечаете, когда задается соответствующий вопрос. А можете без вопроса, на действие сказать нет?
21.08.2013
Ответить
Алекс
Само по себе слово "нет" неинформативно. Обычно мы говорим "не надо так делать, давай вот так" (мягкий запрет) или просто "нельзя" (строгий запрет). Наверное, в определенных ситуациях можем сказать "нет", но это уже по сути "нельзя".
21.08.2013
Ответить
NataShu-PataShu
Это всегда сложный вопрос :-) Для каждого, мне кажется свой подход. Попробую донести как это происходит для меня (про чувство вины это отдельный разговор, так как оно не зависит от того, как вы воспитываете, обычно это чувство вкладывается нам мамами, а нами в свою очередь переноситься на детей). Во-первых, я осознала для себя такую важную фразу: "дети нам не принадлежат - это не наша собственность, они приходят в этот мир через нас", мой ребенок - это отдельный человек, со своим характером, желаниями, мнением и т.д., поэтому навязывать доче свои принципы и пытаться сделать из нее меня саму, я тоже не буду, мне надо просто научиться помогать ей познавать мир. Я всегда ставлю себя на ее место и спрашиваю, а понравилось бы мне, если бы меня сейчас перед всеми пристыдили, отчитали или дали шлепок по попе. Ответ: нет и никому это не понравиться. Значит, надо искать другие способы. Я достаточно рано стала ей все объяснять и показывать, даже, когда она, казалось бы, совсем ничего не понимает. Потом, по максимуму обезопасить (не все конечно) такие вещи как, например, розетки, потому что, что такое разряд электричества, я не знаю пока, как ей объяснить. Но я знаю, как ей показать, например, что такое огонь и почему спички детям не игрушка. Один раз зажгли бумагу, я сказала - это горячо, если хочешь проверить поднеси руку, вопрос огня и спичек у нас отпал. Такие вещи как упасть откуда-то - пускаю на самотек: если хочешь залезть на шкаф - лезь, но можешь упасть, будет больно. Залезла - упала - больно - больше не полезла. Не хочешь есть/спать - не ешь, мы все люди и нам в какой то момент может не хотеться есть или спать, при этом объясняю для чего люди это делают. Если кризис/истерику остановить невозможно, переключаю для начала внимание, затем объясняю. Перед походом в магазин объясняю: мы заходим в магазин, где надо ПОКУПАТЬ за деньги, а не брать в карман понравившиеся вещи. У мамы денег только на что-то ОДНО, надо выбрать, ЧТО ты хочешь. Вот у нас как-то так по основным кризисным ситуациям. До года ребенок был вечно в истериках, в чем полностью моя вина. Когда я включила голову и стала методично, без нервов, раздражения все объяснять, показывать, не раздражаться, не кричать сама - все наладилось, правда, со временем. Ну и последнее, показывать ребенку надо все своими примерами. Я всегда и везде говорю спасибо, добрый день, пожалуйста, ребенок тоже стал это говорить. Если я сама раздражаюсь, то требовать от ребенка, чтобы она вела себя иначе, я просто не имею права.
21.08.2013
Ответить
Марина
Спасибо за бесценную информацию, подчеркнула для себя много нового) откуда у вас берутся силы не раздражаться и не нервничать, а пояснить все спокойно и доступно? Я просто в последнее время чувствую, что на грани неконтролируемого срыва.
21.08.2013
Ответить
NataShu-PataShu
Я тоже очень раздражительная, у меня папа такой был и я вся в него пошла :-) и безусловно, я не перестала раздражаться и нервничать, только обороты немного сбавила :-) Мне кажется раздражение вполне нормальная эмоция. Доча тоже часто раздражается, когда у нее что-то не получается сделать самой. Я ей объясняю, что такое раздражение, почему у нее не получается и что, если не получилось, надо направить энергию на 2-ую, 3-ью ...10-ую попытку. Мне кажется у нас с ней как-то получилось одновременно избавиться хотя бы от части раздражения, потому как пытаясь объяснить ей, я сама постепенно осознавала и для себя важные вещи. По началу, когда я совсем не могла сдержаться, я выходила в соседнюю комнату - ударяла в подушку или выходила курить. Мне всего-то 3 минуты и надо, чтобы раздражение ушло :-) и так по чуть-чуть, учим друг друга быть терпеливее :-) за последний год, считаю мы достигли большего результата, во всяком случае, я уже больше не выхожу в соседнюю комнату отдышаться, а она, если не получается что-то, начинает делать все сначала и до тех пор пока не получиться.
21.08.2013
Ответить
Марина
У нас есть что-то общее в реакции, только я закрываюсь на кухне и буквально пару минут пью зеленый чай)
21.08.2013
Ответить
Оля
Ребенку нужны рамки обязательно, без них он не будет чувствовать себя защищенным. Истерики - это нормально в определенном возрасте, малыш учится контролировать и познавать эмоции. Если вдруг мама что-то не разрешает, ребенок не знает как с этим справиться, начинает истерить, нужно просто дать выплакаться, но быть рядом в этот момент, эмоции выплеснутся, а потом уже спокойно объяснить, почему нельзя и чем можно заменить желаемый предмет или занятие.У нас "нельзя" только в тех случаях, когда это опасно, все остальное можно описать другими словами или убрать неподходящие для игр предметы. Не потакаю, если сказала нет - значит нет и дочка уже это поняла, а вот папой крутит как хочет)) В общем, у нас мало запретов и много разговоров. Сегодня, к примеру, дочке захотелось рисовать пальчиковыми красками на диване, я сказала "пойдем лучше за стол", потом были сопли/слезы (я в таких случаях сажусь на пол, обнимаю и успокаиваю), эмоции нашли выход и потом дочка пошла рисовать за стол. Все довольны)))
21.08.2013
Ответить
Оля
Нет)) я не пользуюсь никакими методиками, собираю информацию о воспитании, психологии и поступаю так, как считаю нужным.
21.08.2013
Ответить
Марина
Ясно) просто слышали от знакомых про запреты и слова "нельзя" только в вопросах безопасности, а они у нас как раз ходят в Монтессори группу.
21.08.2013
Ответить
anninja
С трудом. Пробую разные методы но пока не один не действует. Жду пока подрастет и будет лудше меня понимать. Но слово нельзя говорю и безтолку. Ничего лишнего даже говорить не хочется а то тут один человек сразу обсирать начнет
24.08.2013
Ответить