Про скуку
Воспитательные моментыРедко занимаюсь перепостами чьих-то мыслей, но тут статья меня зацепила. Про пользу скуки. Интересны ваши мысли и комментарии. Прошу под кат. З.Ы. Понятно, что статья любительская, без ссылок на научные исследования, но все же...
Давайте скучать вместе!
В Германии по закону ребенок до 12 лет не может оставаться один ни дома, ни на улице, вообще нигде. Наша страна тоже близка к этому. Какие последствия для психики будет иметь полное исключение из ее формирования такого понятия, как «одиночество»?
В конце прошлого века группа психологов-нейрофизиологов придумала методику, суть которой в том, что современные дети, выращенные в тесных городских квартирах при помощи колясок, манежей и ходунков, почти лишены этапа ползанья, который очень важен для формирования мозга. Методика строилась на восполнении этого этапа: дети и подростки в течение года регулярно в определенных объемах катались по полу, ползали на животе, спине, четвереньках, это приводило к большим положительным сдвигам в развитии, лечило многие недуги. Потом было обнаружено, что внимание и работоспособность у школьников снижается и в школе во многом из-за того, что в их жизни пропала «дорога в школу». Темп городской жизни все ускоряется, я бы, пожалуй, сказала – становится все суетливее, дети вовлечены в бега «раннего развития», и лишь уже на выросших поколениях обнаруживаются патологии и неврозы.
Довольно быстро образовалось огромное количество табу, связанных с детским трудом, самостоятельностью, безнадзорностью. Эти запреты очень жесткие, основаны в основном на идее «защиты» и «сохранения», они базируются на родительских фобиях и неврозах и абсолютно не рассматриваются с точки зрения эволюции вида и здоровья психики.
Скука – также весьма пугающее понятие, на которое практически наложено вето в отношении детей. Вопрос «Тебе не скучно?» задается тем же тоном, что и «Не страшно (плохо, больно)?», и положительный ответ – сигнал к немедленному исправлению ситуации.
Конечно, скука – состояние не из приятных. Взрослые его умело избегают, спасают от него своих чад и вырывают из их психического развития большой блок «трудность-навык». Нет трудности – нет навыка. Умение скучать у современного человека отсутствует совсем. Соответственно, у следующего поколения еще меньше шансов его обрести. Скорбная эпоха развлечений.
Современный ребенок должен быть постоянно организован и занят. Школа, кружки и факультативы, дополнительные занятия, уроки, развлечения, разговоры, телевизор. Перерыв только на сон. Перед глазами должны постоянно мелькать картинки, в ушах что-то звучать, мысли должны быть заняты решением задач или отслеживанием сюжета или хотя бы картинки.
Если ребенок жалуется, что ему нечем заняться в лагере, на даче или у бабушки, взрослый с классическим занудством обязательно посоветует кучку способов повеселиться. А как же еще? А попробуйте ответить: «Поскучай». Иллюстрацией я бы, безусловно, выбрала картинки из советского мультика «Серебряное копытце» по Павлу Бажову. Вспомните: избушка в зимнем лесу, дед ушел на несколько дней. Девочка одна, развлечения такие: спящая кошка, печка, свечка, деревянный стол и бревна сруба. Ужас для современного человека. А потом я бы вспомнила Александра Пушкина в Болдине, и многих других. Если вы почитаете историю великих научных идей Айзека Азимова, то будете поражены, насколько эта история связана со скукой разных людей от Пифагора до…
Скука – очень ресурсное состояние. Умение скучать формируется (или нет) в самом раннем детстве. Можно и позднее, но, как всякий навык, чем позже, тем труднее.
Надеюсь, понятно, что я не за то, чтобы дети были брошены без внимания. Но я и против того, что ребенок переходит с рук на руки, окружен погремушками, мобилами, развивающими играми с постоянным обновлением.
В чем же ресурс скуки, для чего она важна и нужна? Сейчас принято считать, что скука – это источник наркомании, преступности, игровых зависимостей и прочих бед. Отнюдь! Все эти «нехорошести» вызывают страх остаться один на один с самим собой, незрелые защиты и бегство от трудностей.
Дело в том, что именно скука, если позволить ей быть, – состояние, порождающее творчество и настоящую мыслительную деятельность, которая потеряна практически в современном социуме. Если вы умеете скучать, то вы можете не разбирать дела и решать задачи, размышлять не о чем-то или о ком-то, а начать думать.
Один мой знакомый деревенский тракторист, который очень редко бывает трезвым, меня понимает. Как-то, пытаясь выпросить у меня чекушку, он обосновал: «Если я не пью два дня, я ведь думать начинаю! А это больно». Это, конечно, крайняя форма. «В норме», чтобы не думать, можно смотреть телевизор, поиграть на компьютере, поболтать с друзьями или – наше любимое – заняться чем-нибудь. Главное – не бездельничать.
Скука нас страшит не только тяжелыми ощущениями, но и результатами. Ведь думающий человек или творческий (особенно ребенок) довольно некомфортен и порой опасен. Проснувшийся ресурс требует материалов и площадки для воплощения, может быть непонятным, пугающим и разрушительным.
Не развлекать себя ничем с часок так же трудно, как сделать полноценную медитацию, но вам может понравиться. Попробуйте не исключать из жизни детей опыт скуки, позвольте им принять ее скрытые дары.