Мамины помощники: а у ваших детей есть домашние обязанности?
Приучение к порядку 
Однако даже при желании вырастить из малыша надежного и старательного помощника нужно знать и учитывать то, как идет процесс становления его личности и в каком возрасте к каким полезным делам ребенка нужно привлекать.
До года
Казалось бы, какое отношение имеет грудничок к домашним хлопотам? Однако все не так очевидно: в первый год жизни ребенок, как губка, впитывает в себя самые разнообразные ощущения: слуховые, зрительные, тактильные — именно из них складывается база для всего последующего развития человека. Соответственно, уже в самом нежном возрасте ребенка его родители влияют на его самосознание наглядными примерами.
Новорожденный считает для себя естественной именно ту обстановку, в которую он помещен, — никакой другой он попросту не знает. Поэтому, если родители и братья-сестры выглядят опрятно, дом аккуратно прибран, кроватка младенца всегда застелена свежим бельем, а сам он умыт и чисто одет, это воспринимается им как установка на будущее. И наоборот, если родители допускают неряшливость в быту, то и подросший ребенок, несмотря на родительские нотации, с большой долей вероятности будет вести себя так же.
От года до трех
От года до двух лет ребенок активно познает мир движений, учится владеть своим телом, ходить и падать, у него начинает развиваться мелкая моторика. При этом малышу необходимо все изучить и потрогать руками, а это значит, что уже после года он может начать предпринимать первые попытки сделать что-то самостоятельно. Например, многие годовасики пытаются сами помыть руки, надеть обувь или перехватить ложку во время кормления.

Еще заметнее это стремление к самостоятельности становится к тому времени, когда ребенок начинает ходить. А когда приближается кризис трех лет, то малыш и вовсе заявляет: «Я сам!» по любому поводу. И действительно: в этом возрасте ребенок уже может сравнительно ловко управляться с чашкой и тарелкой, проситься на горшок, даже раздеваться на ночь почти без помощи. Главная задача родителей при этом — ни в коем случае не подавлять инициативу ребенка, а всячески ее поддерживать и поощрять.
От трех до пяти
Три года — это период интенсивного становления личности, и при должном внимании со стороны родителей малыш уже умеет выполнять довольно много функций. Он может пытаться сам полить цветы, подмести пол, убрать на место свои игрушки, книжки и одежду, помочь собрать в мойку грязную посуду.
Однако до трех лет стремление к «полезным делам» у ребенка если уже и сформировано, то еще непрочно. По сути, малыша увлекает сам процесс, а не результат, а потому не упрекайте его, если он бросил дело на полпути.
Лучше, напротив, как можно чаще хвалить любую инициативу старательного крохи. Ведь именно в этом возрасте малыш начинает логически мыслить и делать выводы из своих наблюдений: он уже понимает, что нельзя дотрагиваться до кипящей кастрюли — можно обжечься, а травка в парке выросла, потому что стало теплее и растаял снег. Так что это замечательное время, чтобы закрепить в сознании ребенка простую закономерность: если он помог маме или папе, если он «потрудился», его непременно похвалят!
С четырех лет у малыша происходит систематизация всех полученных знаний о мире, и речь сливается с мышлением — ребенку становятся по плечу все новые задачи! Это означает, что теперь ему можно объяснять логику тех или иных действий, наглядно показывать, к чему они приводят. Этот прием прекрасно срабатывает, например, с освоением правил личной гигиены, которые к трехлетнему возрасту должны быть уже закреплены в сознании малыша. Например: «Ты не забыл сам тщательно почистить зубки? Замечательно! Значит, в них не появятся вредные дырочки, из-за которых нам пришлось бы идти к зубному врачу». Надо, чтобы ваши объяснения были понятны и интересны ребенку, для этого стоит развлекать его песенками, стихами или считалками, посвященными, к примеру, умыванию.
К четырем-пяти годам совершенствуются и другие полезные навыки: ребенок уже может правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, умеет сам накрывать на стол. Его пора приучать к более тщательному уходу за одеждой и вещами: следите за тем, чтобы его обувь всегда стояла на отведенном ей месте, вещи находились там, где положено, а кроватка была застелена. Однако если вы сами разбрасываете предметы обихода как попало или позволяете себе за столом брать еду руками, то не надейтесь, что ваш малыш не переймет ваши привычки.

В этот же период можно уже поручить ребенку его первую персональную обязанность — например, вытирать пыль с подоконника — сначала терпеливо объяснив ему задачу и разбив ее на этапы: сперва нужно намочить тряпочку под краном, затем ее отжать, потом подвинуть цветы на подоконнике и лишь после этого стереть пыль.
От пяти и до школы
Пять лет — еще один ответственный период в развитии ребенка: в это время закрепляется слуховое восприятие им речи, ее тонкое дифференцирование, возникает интуитивная грамотность. У многих детей идет бурный всплеск творчества, в частности, интерес к поделкам своими руками. Пользуйтесь моментом и активнее вовлекайте ребенка в хозяйственный процесс, придумывая для него небольшие ответственные поручения, например, раскрасить разделочную доску для украшения кухни или смастерить стакан из картона для хранения в порядке его карандашей. Кстати, такой «хенд мейд» лучше всяких правил учит бережному отношению к вещам как к результату собственного труда.
В это же время можно начинать смелее подпускать детей к бытовой технике — под пристальным контролем, разумеется. Сложить свои вещи в стиральную машинку, засыпать порошок и нажать нужную кнопку совсем не сложно. И понемногу приучайте малыша готовить, начиная с самых простых блюд: сваренного вкрутую яйца или салата из тертой морковки. Овладев первичными навыками в самом нежном возрасте, ребенок, вполне возможно, достигнет потом высот в кулинарии.
Также 5–6 лет — это оптимальный возраст для того, чтобы объяснить ребенку систему товарно-денежных отношений. Проще говоря, приучить дошкольника к мысли, что ничего в магазине ему не дадут просто так, за все надо платить деньги, а они ограничены. Самое время вести ребенка по магазинам, объяснив ему, что такое список покупок, и рассказав, какой суммой вы располагаете. Пускай он учится выбирать сначала все самое необходимое, оставив «приятности» на потом, оценивает, какой товар выгоднее купить, и т.д. Без этих полезных навыков в современном мире не прожить, и чем раньше ребенок приобретет их, тем лучше.
Словом, стремление к полезной деятельности заложено в природе человека, и первоочередная задача родителей не привить ребенку любовь к труду, а, наоборот, не загасить ее, изначально данную. Для этого не стоит слишком уж оберегать чадо от домашних хлопот, но при этом и не предъявлять к нему завышенных требований, слишком рано ожидая от него выполнения тех или иных действий. И уж тем более никогда не наказывать ребенка трудом — посильную помощь по хозяйству он должен расценивать как свою привилегию. Действуя таким образом, мягко, но последовательно, можно без особых усилий, как бы «исподволь», вырастить самостоятельную личность, не боящуюся быта.