Как бороться с детскими истериками, капризами, протестами?
Агрессивность у детей
Наверно 99,9 % мамочек сталкивались с такой ситуацией, когда милый, любимый, неповторимый ребенок ведет себя как злобный, пакостно-противный, истеряще-орущий или топающе-закатывающийся бесёнок???? Думаю моя статистика не врет! Хоть один разок, но мама ребенка в возрасте от 1-4 лет, попадала в неловкую ситуацию, когда ребенок падает на улице, кричит в магазине, бьется "головой", требует покупки, ревет из-за игрушки, , протестует и байкотирует и т.д.!
- играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его неуспешным в игре;
- не получает от окружающих желаемого;
- отрывается от интересного занятия;
- переутомился и устал;
- хочет привлечь внимание взрослых.
Отчего случаются истерики у детей?
Маленький ребенок- это не просто предмет усюсюканий и манипуляций для взрослого! это самостоятельная личность! со своими пожеланиями. И чем старше становится малыш. тем больше он это понимает, тем больше требует самостоятельности и автономности. Ребенок учится управлять своим поведением и эмоциями. Но иногда, он теряет самообладание... Но предвидеть это можно!Даже по внешним характеристикам: если малыш начинает хныкать поджимает губы, сопит( я говорю именно о таком поведении в спорных ситуациях) -пора предпринимать меры!. Если вы уловили какие-либо признаки, старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное. Предложите другую игрушку, книжку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном. Этот прием может быть эффективен только тогда, когда истерика еще не разгорелась. Если страсти уже кипят, то этот метод не принесет результатов.
Как себя вести во время истерики?
Находитесь в поле зрения - многие родители во время конфликта припугивают уходом: "Мол будешь рыдать- я уйду." Такое поведение еще больше напугает ребенка.
Не уступайте, если ребенок устроил истерику, только для получения желаемого.Выполняя желания ребенка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребенок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего. Если один раз в ответ на истерику вы разрешите взять то, чего брать нельзя, можете быть уверены - истерика повторится и не раз.
Никаких физических наказаний. Во -первых: это толчок для ребенка еще больше расплакаться, а во вторых: а почему бы и самому ребенку не применить силу? ведь раз родителю можно, то почему бы и нет?
тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается, лучше оставить его на диване или на полу.
Не позволяйте, чтобы ребенок управлял вами. Если вам нужно уходить, а ребенок, не желая оставаться с папой или бабушкой, устроил истерику, спокойно попрощайтесь с ним и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.
Истерики в общественных местах
Не все родители в состоянии выдержать истерику в публичном месте. Легче уступить и дать желаемое, «только бы перестал кричать». Но этот способ опасен. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних. Если вы уступите сейчас, только для того, чтобы избежать публичного скандала, будьте готовы к тому, что и дальше вам придется действовать также. Вы отказали в покупке новой игрушки, не отступайте сразу. Пусть ребенок возмутится, потопает ногами и выразит недовольство. Если вы уверенно заявите о своем решении, ребенок поймет, что истерикой он ничего не добьется. Истерики в общественных местах обычно рассчитаны не столько на маму, сколько на публику. Будьте осторожны, привлекая к этому процессу окружающих. Лучше обойтись без их помощи и просто переждать вспышку. Кричать, когда никто не обращает внимания, совсем не интересно.
Используйте различные приемы, которые помогут предотвратить возникновение истерики у детей:
Режим- здоровый сон - отдых. У всех детей дошкольного возраста должен быть сончас и время для отдыха. Любые переутомления ведут к стрессу, переживаниям, а как следствие и истерикам. Старайтесь вовремя укладывать ребенка на дневной и ночной сон. Маленькие дети еще не умеют контролировать состояние усталости, задача взрослых - следить за состоянием ребенка и не допускать переутомления.
Проговаривайте проблемы Всегда общайтесь с малышом с уважением. Объясняйте свое поведение : «Я понимаю, что ты разозлился», «Я думаю, ты устал, мы сегодня много гуляли», «Ты, наверное, обиделся, потому что ....», «Может быть, ты сердишься, так как.......» и т.д. Это поможет малышу научиться говорить о своих чувствах и контролировать их. Дайте понять, что, не смотря на чувства, есть определенные пределы: «Я понимаю, ты сердишься, но кричать в магазине нельзя». Ребенок должен знать, что есть ситуации, в которых такое поведение не допустимо.
Игры. Очень важно, чтобы у малыша было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу.
«Помоги мне сделать это самому». Не пытайтесь все делать за ребенка, покажите, что он уже взрослый и может сам справляться с трудностями, вы лишь подтолкнете к этому. Поможете подняться на горку, придерживая за руку, или научите строить домик из кубиков.
Право выбора. Предоставляйте малышу право выбора. Ребенок, который может самостоятельно делать выбор, чувствует, что его уважают и с ним считаются. Выбор должен быть понятен ребенку (что есть на завтрак, во что играть, пойти в парк или на площадку). Нет смысла спрашивать ребенка, хочет он пойти в детский сад или нет. Это решение принимают родители. А вот выбрать между желтой и зеленой футболкой он вполне способен. Если вы предложили выбор, то считайтесь с мнением ребенка, не навязывайте свой вариант. Ребенок выбрал желтую футболку. Не стоит говорить: «А мне кажется, зеленая будет лучше». Если реального выбора нет, не создавайте видимости, просто сообщите о том, что сейчас будет: «Мы идем в магазин».
Занимайтесь больше творчеством: лепка из пластилина, теста, глины. Рисование, аппликация,
П
А
Сказкотерапия - пишу её отдельным особым пунктом, потому как это особый прием, помогающий в воспитании и предотвращении капризов. Сказотерапия- это безобидный терапевтический метод ( много об этом методе тут), придуманный советским педагогом Амонашвили. Его особенность- это чтение сказок! Только влияние сказок на детей намного эффективнее, чем родительские поучения и нотации.
Музыкотерапия - существует
Загрузите элементарными просьбами Если ребенок начал плакать, попросите его подойти к вам и дайте ему что-то в руки (это может быть игрушка, платочек, книжка и т.д.). Попросите показать книжку папе, отнести платочек бабушке или найти «домик» для игрушки.
Заведите календарик добрых дел - это мы сами придумали такой способ борьбы с вредностью и непослушанием. Просто отмечайте все хорошие поступки малыша( давайте наклейки, рисуйте звездочки, солнышки или цветочки за каждое доброе дело, и вывешивайте это на видное место) а если же все наоборот , то рисуйте суровые картинки. Предлагайте ребенку оценить его поступки. Чего больше? Какие поступки приносят удовольствие, а какие нет? Говорите и проговаривайте это все сами.
С раннего детства развивайте волю своего ребенка. Воля это не способность настоять на своем, а умение справляться с трудностями. Приучайте детей самостоятельно есть, одеваться, убирать игрушки, вытирать пыль и убирать за собой со стола. Потраченные несколько минут на уборку раскрошенного хлеба или пролитой воды окупятся чуть позже втройне.