Статья на тему игр с песком
Статьи, ссылки, литер-ра про детейСкоро весна заглянет в наши окна и детишки, схватив лопатки, ведерки и, надеюсь, не забыв родителей, ринутся на улицу к песочнице. Почему это место обладает такой магической привлекательностью? И поколение за поколением мы строим, разрушаем и создаем вновь? И почему, дай нам, родителям, волю (что часто и происходит на море), мы сами с удовольствием принимаемся за строительство столь недолговечных песочных творений? 
В психологии есть точка зрения, что именно сама последовательность простых действий с песком - строительство, разрушение и вновь строительство… является терапевтической. Она открывает нашему бессознательному важнейшую тайну бытия: нет ничего непоправимо разрушенного - на смену старому всегда приходит новое. Многократно переживая это откровение, мы достигаем душевного равновесия, снижается тревожность.
Песок - уникальный материал. Полагают, что он обладает свойством поглощать негативную энергию человека, корректировать писхо-эмоциональное состояние, гасить агрессию.
Как уже было сказано, в работе с этим материалом важен сам процесс, причем, еще и потому, что песок в отличие от многих других способов творческого выражения себя (например, рисования на бумаге) «прощает ошибки» и именно поэтому часто детям легче работать именно с ним. Эту особенность часто используют в педагогической практике, предлагая малышам рисовать буквы, цифры или решать задачи именно на песке - все изображенное, построенное легко изменить, ребенок ничего «не портит» (самоощущение).
Песок позволяет успешно развивать тактильную чувствительность, совершенствовать мелкую моторику рук у детей. Создавая композиции из песка, дети чувствуют себя умелыми, ответственными, игра развивает их воображение.
Недаром песочная терапия - отдельное направление, которое широко используется в психотерапии как детей, так и взрослых. Изначально техника возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Используя фантазию, активное воображение человека, Карл Густав Юнг, работал с областью бессознательного, являющегося источником нашего внутреннего развития. Активно развивали и использовали технику в работе Маргарет Ловенфельд и Дора Кальфф. В конце 20-го века - начале 21-го в психологическом консультировании появилось много модификаций, возникших на базе классической песочной терапии. Сегодня песок применяют с целью проведения диагностики, песочную терапию используют в качестве дополнительного метода при работе как с детьми, так и взрослыми, некоторые психологи - особенно при работе с детьми с особенностями развития - специализируются именно на песочной терапии, чередуя, комбинируя при помощи песочницы психокоррекционные интерактивные игры, психодраму, арт-терапию…
В работе используют небольшой поднос с песком (чаще его дно и борта выкрашены в голубой цвет, чтобы символизировать реки/моря - дно и небо-борта), а также на выбор предлагается как можно большее количество мини-фигурок и материалов (шишки, желуди и другие натуральные материалы, лоскутки ткани, тесьма и прочие). На подносе с песком минифигурками и «кукловодом» может быть разыграна полноценная психодрама - причем, получается, что тот же эффект будет достигнут даже вне групповой терапии.
Для песочной терапии обычно используют обычный кварцевый песок. Но держать такой дома - а тем более играть в него с маленькими детьми довольно затруднительно.
Столкнувшись с желанием учить ребенка играть в песок, я открыла для себя песок кинетический. Это смесь обычного песка и силикона. Недаром говорят, что все гениальное - просто. По ощущениям он отличается от песка обычного, его структура напоминает мокрый песок, однако, на мой взгляд, не вызывает чувство «искусственного материала», как я опасалась. Напротив, он «теплый», «живой», мягкий и текучий. Его легко убрать: крошки собираются одним движением, прилипая к основной массе песка. Если достаточно плотно сжать изготовляемую фигурку (например, колобок?), уплотнить тесто в формочке - вы получите отличное прочное изделие… опять таки, как мокрый песок, но при этом чуть более прочное. Ощущения не передать - надо почувствовать.
Приобрести кинетический песок можно в некоторых магазинах детских товаров. (Нам, например понравился качественный песок (KineticSand) из ZogyShop)
Итак, зачем нужны игры в песок:
Успокаивают и наполняют энергией, трансформируют агрессию, учат концентрировать внимание;
Развивают воображение, творческие способности даже у детей, не обладающих художественным талантом;
Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, поскольку работа с мелкими песчинками активизирует чувствительные точки кончиков пальцев и ладошек, а получаемый «массаж» активизирует внутренние системы человеческого организма;
Игры с песком развивают познавательную активность; многообразие сюжетов игр, которые могут быть реализованы в песочнице безгранично, и потому захватывающее;
Песок можно использовать как аналог сказкотерапии, психодрамы - в разыгрываемые на вашем подносе (в мини-песочнице) сюжеты могут быть по необходимости включены психотерапевтические, коррекционные линии.
Во что можно играть с песком?
С детьми от 9 мес до 3х лет:
Развиваем координацию, учась строить куличи, режем ножиком колбаску (что, кстати, отлично получается именно с кинетическим песком), украшаем сделанный мамой «тортик», ставим отпечатки ладошек, роем ямки и пересыпаем песок сквозь пальцы, общаясь с братом и сестрой она учится кооперации - вообщем, полагаю к летнему сезону «песочная» подготовка будет завершена и ее можно будет «выпустить» в «большую» песочницу.
Старше 3 лет:
Свойства песка позволяют в игре учить малыша геометрическим фигурам, счету, письму. Писать на песке маленькие дети любят гораздо больше, чем на бумаге, потому что на песке вы не сделаете ошибки, да и писать пальчиком совсем не сложно.
Развитие речи через игру с песком - коммуникация по поводу строительства и развитие сюжетно-ролевых игр. С чем точно связано сложно сказать (концентрация внимания, уменьшение тревожности, стимуляция мелкой мотрикой…?), но детей обычно «прорывает на поговорить» во время «песочных» занятий.
Строительство более сложных конструкций (более сложно украшенные «кондитерские изделия», замки, сюжеты вроде «остров», «город», «горы», очень интересно и полезно задействовать мини-фигурки по аналогу с песочной терапией (отлично подойдут фигурки из киндер-сюрпризов, например) и разыгрывать по ролям интересующие сюжеты - познавательные, коррекционные и прочие.
В песке можно зарыть «клад» и вместе его искать. Кладом может стать и картинка под пластиковым окошком. (Вы не прятали «сюрпризики» в детстве - цветок под бутылочным осколком? Мы просто обожали прятать такие на дачном участке, а потом вдруг «находить»!)
Мы играем в кинетический песок всей семьей. Не надоедает, впечателения - отличные.
Прививайте детям любовь к игре с песком! Играйте с ними вместе. Стойте, разрушайте и стройте вновь. Глубоко подсознательно такое строительство.
Несколько особо понравившихся упраженений из публикации «Песко-терапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» на портале - автор, к сожалению, не указан.
Автор: Наталья Леонтьева
Источник: