Книги которые мне следовало бы прочитать в беременность...
Статьи, ссылки, литер-ра про детейИли подробный и немного субъективный отзыв о трех книгах без картинок, раскрывших мне глаза на многое и (что еще для меня важнее) давших пинок под зад внятные объяснения что именно происходит с маленьким человеком и как с этим взаимодействовать.
«Правила развития мозга вашего ребенка» Джон Медина
«Рожденный читать» Джейсон Бут
«Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман, Джоан Деклер
Далее много текста, так что пока размещаю часть первую
Немного предыстории.
Я считаю себя хорошей мамой. Вдумчивой, любящей, в меру строгой, адекватной и уверенной в своих действиях. Мой первый (и пока единственный) малыш появился уже в том возрасте, когда все про себя знаешь и про мир примерно тоже. И вот в этот мир вторгается человечек, который переворачивает многие представления. Снова и снова. И хотя остаешься вдумчивой, любящей, спокойной и тд и тп мамой, понимаешь, что чего-то не понимаешь. Не хватает знаний. Теории. Базы. Специальных навыков. Опыта. Интуиции иногда. Поэтому на помощь приходят другие мамы. Интернет. Книги. Собственные размышления и разговоры с мужем. Некоторые книги становятся максимально практичным руководством. Как я благодарна тому же Комаровскому, поставившему мозги на место и мне, и многим моим подругам «старородящим первородкам», что позволило избежать кучи проблем со здоровьем мелкого в первый год. Как то писала, что его «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» просто обязательны к прочтению, даже если не все брать оттуда на сто процентов, но там просто кладезь ценных идей и советов.
Но Комаровский это больше про, скажем так, телесно-физический аспект жизни с младенцем. Мы же понимаем, что многое остается за пределами материального. Духовная жизнь. Развитие. Воспитание характера. Много чего. Здесь меня тоже волновали механизмы и природа всех тех изменений, которые происходят в маленьком человечке. Я искала и читала, но никак не находила, скажем так, достаточно обоснованные труды, не психологов и не воспитателей, переписывающих друг за другом, что-то более практичное и лежащее в основе этого.
Безусловно ярким моментом в этом поиске стала книга Ибука«После трех уже поздно», которую я действительно прочитала во время беременности. И последовавшие за ней «160 игр» и «Играем по науке» от американских авторов, продвигаемых «бэби-клубом». У Масару Ибука никакой конкретики, только общее ощущение от метода Шичида остается- не совсем понятно что конкретно надо делать, но какой-то переворот в сознании книжка производит: делать что-то НАДО. Продюсировать, так сказать, все таланты подряд у ребенка - музыкальные, художественные, умственные, пространственно-логические, любые. Стимулировать, показывать, не смотреть на юный возраст и учить. Конкретику по этому методу желающие с удовольствием смотрят в дневнике у Лизы, но мне немного не то. Я скорее общий посыл восприняла, ЛЮБИТЬ маленького человека и ДАВАТЬ ему в первые годы как можно больше возможностей, интересов, реализаций, стимулов. Мне наиболее близка в этом смысле «гипотеза социального шлюза»: если кратко, то она о том, что РАЗНООБРАЗНЫЙ социальный опыт (разнообразный в смысле творчества, поездок, знакомства с природой и хорошими людьми, речью и художественными произведениями, а не в том смысле что негативный и позитивный опыт) открывает путь к языковому, когнитивному и эмоциональному развитию малыша. Любые карточки, грудничковое плавание, чтение вслух, поездки на природу, семейные праздники, поделки и шарады - вспоминайте все что прийдет вам в голову - сопутствуют формированию новых нейронных связей в головном мозге. Мозг оживает, из набора клеток он превращается в набор клеток соединенных мостиками - синапсисами. Вот это и делает ребенка развитым. Подробно о нейронных связях, очень интересных многолетних исследованиях и гипотезе социального шлюза в потрясающей статье от National Geographic
Что касается книги Пенни Уорнер «160 игр» (от 0 до 3х лет), то в возрасте года мы ее переросли как бы, с младенцем экспериментировать было крайне интересно, но игры после года уж очень для нас оказались обыденными, простыми - мы и так в них играем, это даже не игра для нас с Даней, а обыденная жизнь. После года я купила книгу «Играем по науке» Шона Галлахер, почему то из аннотации она мне представлялась неким продолжением, более «взрослым» и интересным вариантом «160 игр». Сильно ошиблась)) Здесь тоже речь в основном идет о детях до года, на наш возраст мы набрали едва ли 5-7 экспериментов из 50 , поэтому я отдала книгу своей новорожденной племяннице. Слово эксперимент понят был мною был буквально, как некие идеи, которые мы реализуем вместе с малышом и смотрим как устроен мир. Но в книге не об этом. Здесь об экспериментах которые можно провести НАД малышом и посмотреть как он устроен))) (пусть не коробит такая формулировка, ничего криминального там нет). Мы просто повторяем то, что делали ученые с разными детьми в разное время и смотрим, как развивается наш малыш. Так сказать контактируем факт. На ББ для этого есть лента развития и посты типа «Моему ребенку 1,2, что он должен уметь!?». Тем не менее для интересующихся такими вещами книги могут оказаться полезными.
Вот такое вот вступление. Дане было примерно 1,4, когда мне пришли три книжки, выбранных с особо пристальным вниманием, где то по отзывам, где то интуитивно. И именно про эти книжки я хочу написать. Честно говоря, делаю это даже больше для себя, поскольку именно такое конспектирование и тезисное описание помогало мне с юности утрамбовывать в голове новые знания. И если кому то пой отзыв поможет или сподвигнет приобрести книги, буду только рада.
- «Правила развития мозга вашего ребенка. Что нужно малышу от 0 до 5 лет, чтобы он вырос умным и счастливым». Джон Медина
Автор - американский ученый, который собрал воедино последние объективные исследования в области развития мозга и вывел свод закономерностей, о которых точно известно. Его мнение, что родителям пора обратиться к фактам, а не просто советам о том, как растить детей, и по прочтении этой книги я с ним соглашусь.
«Воспитание детей - это вопрос развития мозга. Ученые определенно не все о нем знают, но то что нам известно, дает прекрасные шансы растить смышленых и счастливых детей»
Во введении он говорит о том, что книги о воспитании дают слишком много противоречивых советов и это закономерно, тк исследования воспитательного процесса трудноосуществимо по следующим четырем причинам: все дети разные. Каждый мозг в буквальном смысле смонтирован по-разному. Все родители разные. Дети находятся под влиянием окружающих. Невозможно выделить «усредненную» причину того или иного явления - если в книге пишут что «истерики вашего ребенка связаны с кризисом двух лет, поэтому делайте то и то», то это может не иметь никакого отношения конкретно к вашему ребенку. Человеческое поведение очень сложное!
Но в вопросе воспитания детей все-таки существует ряд вещей, о которых исследователи могут говорить с уверенностью. «Есть факторы, которые родители могут контролировать, и есть такие, которые не могут. Существует семена и почва. Никакое воспитание не изменит генетики…но даже будучи профессиональным генетиком я убежден в том, что мы можем оказать гораздо больше влияния на поведение наших детей чем об этом принято думать»
Далее следует факт, который я в разрозненном виде встречала в самых разных статьях, но который приведен так полно и кратко впервые для меня. Не могу удержаться чтобы не переписать ответ на вопрос, почему же нам надо воспитывать ребенка, почему человеческая особь не рождается достаточно развитой, чтобы, ну не знаю, встать и пойти и начать жить самостоятельно буквально через несколько недель, как это происходит у животных? «В этом виноват наш большой, жирный, тяжеловесный, драгоценный и бесподобный мозг. Если голова ребенка (при родах) будет слишком большой, умрет мать. Каково решение? рожать ребенка до того, как его череп будет слишком большим. Следствие? Дети появляются на свет прежде, чем их мозг разовьется полностью. Результат? Необходимость родительского воспитания.»
Первые две главы посвящены беременности и супружеским отношениям. Очень очень интересные главы, особенно доступно объясняющие, почему токсикоз и нужно ли слушать Моцарта во время беременности, как конфликты между родителями влияют на младенцев и что происходит в семье с появлением младенца. На подсознательном (а может и сознательном уровне - таки люди умные, начитанные и взрослые) у нас с мужем существовала и существует понимание и принятия большинства правил поведения как беременной, так и семьи с детьми, за счет чего никаких глобальных проблем у нас или между нами не возникло, и я с некоторым чувством удовлетворения читала эти главы и гладила себя мысленно по голове. Что понравилось - в них большое количество информации том, как наладить отношения и что делать во время беременности. Информации подтвержденной исследованиями и способной помочь.
(Кстати, автор видимо понимал, что разбросанные по всей книге советы могут быть забыты и упущены, поэтому все что он предлагал применять на практике в каждой из глав собрано в конце книги в отдельной главе «практические советы»)
Глава3. Смышленый малыш: семена.
Здесь речь идет об интеллекте, который есть гораздо большее чем показатель IQ. Два его базовых ингредиента - память и импровизация, или запоминание и экспромт. С точки зрения эволюции (и нашего мозга, ориентированного на выживание) эффективная комбинация этих ингредиентов и наделяет нас способствующими выживанию моделями поведения. Еще ученый выделяет любознательность, самоконтроль, творчество, вербальные навыки и чтение нереальных сигналов. Для чего выделяет? Для того чтобы донести главную мысль - именно развитие этих ингредиентов и делает мозг «смышленым» мозгом. Успешно функционирующим, эффективным, развитым.
Для тех кто любит углубляться - в главе вы найдете упоминание о тесте Торренс, самом известном способе психодиагностика творческих способностей и у детей и у взрослых. посмотреть частично что это такое можно например вот здесь
Глава 4. Смышленый малыш - почва.
Читать, читать, перечитывать и учить наизусть. Очень важная глава посвященная многим аспектам, о которых так часто (спорят) рассуждают мамы: грудное вскармливание и отношение к современным гаджетам, надо ли говорить и играть с ребенком и как это делать, когда хвалить и насколько важна физическая активность. В общем основные ингредиента почвы, которую вы готовите для малыша. Особенно меня порадовала жесткая позиция автора по отношению к вечно гонящимся за каким то успехом и сравнивающим с другими мамам: «Зарубите себе на носу прежде, чем ваш ребенок придет в этот мир: воспитание-это не гонка. Дети - не средство демонстрации родительского успеха. Соревнования может быть вдохновляющим, но его требования рискуют перестроить мозг вашего ребенка, создав проблемы». Это подтвердило мое мнение - без фанатизма, только без фанатизма. Раннему развитию - да, но без фанатизма.
И еще одна любимая цитата:
«Многие мамы и папы полагают, что мозг ребенка заинтересован в обучении. Это не соответствует истине. Мозг заинтересован в выживании. Каждая способность в нашем наборе интеллектуальных инструментов возникла для того, чтобы избежать вымирания. Если вы хотите, чтобы ребенок был хорошо образован, вы должны обеспечить ему атмосферу защищенности и безопасности. Когда потребности мозга в безопасности удовлетворены, он позволит своим нейронам поработать на уроках алгебры»
Глава 5. Счастливый малыш - семена.
Эта глава многое открыла мне прежде всего для себя. Формула счастья? Пожалуйста. Эмоции и эмоциональное воспитание? Вот что они такое. Высокореактивный ребенок? Вы справитесь. Не буду разбирать ее на цитаты, здесь очень много информации, которую следует воспринимать цельно, для того чтобы понять - вы можете помочь ребенку быть (есть, стать) счастливым. Звучит вызывающе, но рецепт есть.
Глава 6. Счастливый малыш - почва.
Семена, как вы понимаете, должны упасть на благодатную почву. Прочитайте эту главу, а потом переходите к книге «Эмоциональный интеллект ребенка», о которой я уже упоминала. Ибо эмоциональное воспитание есть именно то, что поможет вам и вашему малышу пройти все бури и кризисы. Очень много полезной информации - где то новой, где то давно принятой, где то пока мною отвергаемой. Но безусловно огромная база для размышлений. Развеселила фраза про «ужасных двухлеток» (трех и далее леток).
«Большинство людей многому учатся у детей на этой стадии, включая то, насколько мало у вас терпения»
Глава 7. Воспитанный малыш.
Просто ключевые моменты. А вообще опять же много причин, следствий и практических советов.
У вашего ребенка есть врожденное чувство правильного и неправильного.
Области мозга, обрабатывающие эмоции, работают совместно с областями, управляющими принятием решений, обеспечивая восприятие морали.
Нравственное поведение развивается со временем и требует особого типа руководство
Ключевым моментом является то, как родители поступают с правилами: реалистичные и четкие ожидания; последовательные, быстрые дисциплинарные последствия; похвала за хорошее поведение
Дети с большей вероятностью усваивают нравственные правила, если родители объясняют, почему существуют такие правила и такие последствия их нарушения.
Ну и вместо заключения из заключения. «Будьте готовы к регулярному погружению в мир своего ребенка и сопереживанию тому, что он чувствует»
Продолжение следует…