Войти Регистрация
Статьи, ссылки, литер-ра про детей
Начинаем прививать хорошие манеры, ищем подход к ребенку. Обсуждаем вопросы психологии, воспитания и развития детей от года до 3-х включительно.
49187 участников, 59567 вопросов

книги которые мне следовало бы прочитать в беременность. Часть 2

Продолжаю писать про три замечательных книги. Вот здесь я писала про "Правила развития мозга вашего ребенка".

Сегодня на очереди "Рожденный читать" Джейсона Бута.



О книге «Рожденный читать» я узнала здесь же, на ББ. К сожалению, не сохранила восторженный пост, но на бумажку себе переписала, что надо эту книгу приобрести обязательно. Приобрела. И готова также восторгаться.

Сразу упомяну, что семья у нас читающая. Ведь понятно и без всех этих исследований, что если в доме нет самых разных книг: взрослых, детских, умных, проходных и так далее, если ребенок не видел никогда и не видит, как мама и папа читают, если у него нет в доступе своих книг, то просто так из ниоткуда воспитать любовь к чтению будет очень тяжело. Знаю, что и в читающей семье есть дети, которых силком не заставишь взяться за книжки, но, во-первых, в раннем возрасте это не диагноз и все еще может измениться, во-вторых, значит придется поработать больше. Это я к чему. Даня очень любит «кАка» («читай») и даже последнее время минут на пять замирает над книжкой самостоятельно, поэтому места, в которых описывается как поступать с теми детками, которые совсем отказываются читать, я пролистывала. Но они там есть и много и на каждый возраст. Больше меня интересовали методы чтения, как сделать его разнообразным, интересным и т.д В общем то, что заявлено самим автором «интерактивная инструкция по воспитанию книголюба». Туда же «как извлечь из чтения максимум пользы и подготовить ребенка к самостоятельному чтению». Еще небольшая ремарка, поскольку моему чаду год и четыре, книгу я читала через призму нашего возраста.

Итак введение. «Лишь немногие родители знают, как превратить книгу в источник удовольствия и познания для ребенка одного двух лет, не говоря уж о младенце». Вот уж точно)) И далее автор говорит о том, что если у вас нет времени прочитать всю книгу,прочтите только введение, там есть все основные приемы ИНТЕРАКТИВНОГО чтения. Зачем оно такое? Потому что именно интерактивное чтение по своему эффекту, пролонгированности и общему воздействию может приравниваться к «влиянию витаминов и здорового питания».

Неплохое заявление, правда?

Кратким списком автор приводит основные приемы и их расшифровку. Но не спешите бросать книжку - дальше гораздо интереснее. Тем не менее, перепишу эти приемы здесь.

Читайте вместе

Задавайте вопросы

Обсуждайте детали

Разыгрывайте историю

Помогите отождествлять себя с героями

Хвалите

Делитесь мнениями о книге

Читайте о тех вещах, которые ребенок любит

Прерывайтесь чтобы обсудить

Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета

Поддерживайте диалог

Расширяйте границы знаний

Показывайте мир за пределами его границы обитания

Соотносите сюжет с реальным опытом

Побуждайте пересказывать


Глава 1. «Пока ребенок еще не родился»

Сюрприиииз, но речь не о том, что надо читать малышу в утробе. Речь о том, чтобы решить для самих себя, как вы и ваш ребенок будут взаимодействовать с цифровыми устройствами и телевизором. У вас дома всегда фоном работает телевизор? Вашему ребенку будет доступен планшет? Он научится сдвигать картинки на айфоне раньше чем переворачивать страницы? Как и в книге «правила развития мозга» здесь приведены интереснейшие исследования на эту тему, что помогло мне наконец сформировать не просто отношение к этому, но и начать использовать определенные приемы. Так у нас в доме появился запрет на просмотр рекламы ребенком и строго ограниченное время пользования планшетом - 10 минут в день. Даня пока не понимает, что за прикол такой, забирать у него любимую игрушку в самый разгар использования, но уже начал отдавать беспрекословно. А еще интересно было почитать про язык жестов, который автор предлагает использовать, пока деть не начал говорить - и почему.


Глава 2. Первый год жизни. Разделен на две как бы части - как читать ребенку в первые пол года и с 6-12 месяцев. Что мне нравится в этой книге, то это как автор объясняет - в форме простой инструкции «сделайте вот так», при этом рассказывает о самых разных аспектах развития малыша, как то даже мимоходом.Так же отдельная часть посвящена снова цифровым устройствам - что и как можно использовать.


Глава 2. Чтение годовалому ребенку. Глава которую я прочитала вдоль и поперек, потому что она интересовала меня больше всего. Итак, остановимся на нескольких моментах.

Тк мозг годовалого ребенка создан, чтобы учиться, он просто настоятельно требует этого, то оптимально при общении (и чтении) поддерживать одностороннюю коммуникацию. На мой вольный перевод это значит примерно следующее: представьте себя немного сумасшедшим, рядом с которым находится воображаемый друг, вы его видите, вы ему говорите что-то и он вам «отвечает», но никто этого не слышит. Малыши примерно такие же в этот период - они понимают многое, (может вы удивитесь, но почти все), но не могут отвечать. А теперь, каждый раз, когда берете книгу, представьте что они отвечают, реагируют на ваши вопросы, рассказывают вам что-то. Стройте эти диалоги не только в голове, но и наяву, озвучивая то, что малыш мог бы сказать вам. Задавайте вопросы, просите показывать знакомые предметы, озвучивать знакомых животных в процессе чтения - и объясняйте,рассказывайте, рассуждайте как с полностью осознанным собеседником. Учите и используйте язык жестов в том числе. Именно таким образом шаг за шагом преодолевается коммуникационный разрыв.

Еще несколько замечательных советов. «Расшифровывайте» содержимое книги. Это вам понятно, что на картинке, малышу же обращайте внимание на детали, цвета, ищите похожие предметы в доме, в других книгах. Озвучивайте героев. (Кстати дети старшего возраста нуждаются в такой же расшифровке эмоций и переживаний героев).

«Воспитывайте» через книгу: если в книге есть положительные взрослые (или родители) - подчеркивайте их роль. Хвалите за хорошие поступки героев и сетуйте на плохие. Разыгрывайте сюжет в лицах, прям каждую страничку, оживляйте героев и учите ребенка таким образом вести диалоги, взаимодействовать, просить и давать, прощать и радоваться. Учите переворачивать страницы, бережно обращаться с книгами, приветствовать их и желать им спокойной ночи.

Покажите ребенку, что «он не один». После года малыш начинает осознавать себя как нечто отдельное и ему крайне важно, что в этом незнакомом и удивительном мире не с ним одним происходят разные события. Существенно в этом могут помочь книжки, в котором есть такие же предметы, как и у него вокруг, герои - такие же малыши, у них так же проходит день. Таких книг немало, на самом деле. Это и «Моя первая книжка. Самая любимая», «Заинька» Мо Виллемса, серия про зайчика Карлхена Ротраут Сюзанны Бернер, это я привела свои варианты. К таким же книгам относятся варианты, когда герои делают что-то привычное малышу (просыпаются, гуляют, ложатся спать и тд)

«Сделайте возможным самостоятельный выбор». Пусть детские книги (или хотя бы часть) будут в зоне доступа ребенка. У нас под это выделен один выкатанной ящик на кухне (правда он переполнен уже и теперь доступ означает еще и дополнительную стопку на полу). Теперь, когда я предлагаю мелкому почитать, он бежит к этому ящику и выбирает себе книжки для чтения


Глава 4-7 посвящена соответственно следующим возрастам, вплоть до младших школьников. Оставила их на потом. Ну а бонусом в конце идет список книг, рекомендованных к совместному чтению, список подготовила заведующая отделом детской книги одной из центральных библиотек. Изначально на этом месте был список книг, рекомендованных самим автором, но как вы понимаете, большая их часть не издавалась и не переводилась в России. Рекомендации автора были переосмыслены и составлен список не «обязательно для прочтения» а качественных, интересных, важных книг для малышей.


Вот такая вот замечательная книжка. Осталось привести в порядок мысли по третьей «обязательной книге» и буду считать свою миссию выполненной)))

продолжение следует…


Комментировать
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует