Размышления о раннем развитии
Воспитательные моментыМеня очень впечатлило то, что на сайте одних известных педагогов одна из выросших девочек что-то там возникала на тему раннего развития (уточняла, что раннее развитие - еще не все). И да, не все гении были когда-то рано развиты, и не все рано развитые дети обязательно нашли, как правильно себя применить. Мне очень импонирует мысль Ольги Валяевой о том, что главное - не раннее развитие, а любовь. И однако развитие, все же, очень важно. Но, если сходить по нему с ума, подгоняемой модой, то это больше некое отчитывание мамы перед социумом, нежели любовь к малышу.
Мне думается, что перебирая развивалки, книжки, скрипки, Моцарта и Баха, важно помнить, что, вообще, таланты и склонности - врожденны, с другой стороны, как мы и знаем, их важно вовремя увидеть, заметить, развить. И я глубоко убеждена как педагог по образованию и некоторому опыту, что НЕ НАДО (это не то, чтобы моя личная эксклюзивная точка зрения, очень удачно ее услышала в лекции о воспитании Торсунова О.Г) мучительно развивать то, что в ребенке не развивается. Мне кажется, лучше - развиваем, развиваем, увидели склонность - ура, способствуем ее раскрыть. Мы помогаем раскрыть таланты, пойти навстречу судьбе. Мне крайне понравился пример из упомянутой лекции о том, что у нас зачастую происходит так: "Ребенок не любит математику? Развивать математику. Любить лит-ру? И так пойдет. А развивать надо, как бы очевидно не было, то, что любит и умеет... Но факт, что многие подтягивали именно самое нелюбимое". Хотя это уже о школе)).
Но даже развивая любимое, опять же, важно, я думаю, не превратиться в маму Элизабет Тэйлор (спасибо этой женщине, подарившую нам одну из лучших актрис)), не вполне реализовавшуюся как актриса и с детства таскавшей по студиям девочку в такой мере, что выросшая Лиз от нее несколько дистанцировалась. Мне кажется, что люди начинают с хороших побуждений, но, когда начинает получаться, можно начать перегибать палку в погоне за результатом и забыть о желаниях самого ребенка.
Ответ тут, конечно, что главное - любовь. Она на первом месте - и все остальное - на соответствующих. Пример - когда ребенок упирается не гулять по расписанию встряхнуть себя и напомнить себе, что он важнее, чем это самое расписание.
И еще... что вкупе с талантами, конечно, важно воспитывать волю, самостоятельность, характер... Самые что ни на есть, казалось бы, непредсказуемые "творчески беспорядочны" гении часто на самом деле оказываются очень упорными и трудолюбивыми, за что спасибо их мамам, папам и им самим).