Фонематический слух
Растем и развиваемсяРебёнку почти 2 года и так как мы живём в англоязычной стране, то я была очень озабочена вопросом билингвилизма у детей. Как сохранить Русский язык? Когда вводить английский? Как? Эти и другие вопросы задавала себе ежедневно, и мне повезло, нашла отличного преподавателя, заслуженного педагога, имеющего большой опыт работы с детьми билингвами. Она мне объяснила про три типа слуха: обычный, музыкальный (у моего сына) и фонематический. Последний очень важно развивать. Вот краткое описание из Википедии:
Фонематический слух(Фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Для чего ещё важно развивать фонематический слух? Дети с развитым слухом лучше воспринимают информацию и соответственно легче обучаются в школе и более успешнее в любом деле.
Когда наш преподаватель начала рассказывать мне методики, то я поняла, что именно так и занималась с ребёнком на интуитивном уровне. Вот один из примеров. Мы идём с ребёнком на прогулку и видим жука. Спрашиваем у ребёнка: что это? А это жук! Жжжжжжжж, жук! Жжжжжж, жук! И продолжаем жужжать с ребёнком. Со временем эта буква уйдём в словарь ребёнка. Это нарабатывается после годика. Что мы делаем сейчас? Гуляем на улице где много осенних листьев, бегает по багряном ковру и шуршим: шур-шур-шур, шур-шур-шур. Иногда я устаю, а он бежит за мной и кричит: мама, ещё шур-шур!!! А потом я смотрю сыну в глаза и спрашиваю: а ты знаешь что мы делаем? И чётко проговаривая по слогам: мы ШУР-ШИМ! А недавно сидим на кухне и малыш требует хлеб. Я говорю: хлеб! Начинается на букву "ха". Он повторяет: "ха"! Повторяли раз 10, далее я начинаю "хохотать": ха-ха-ха! Он перенимает и начинает подыгрывать: ха-ха-ха. Меняли темп, начиная от медленного, заканчивая быстрым. Затем я начинаю говорить: ха-ха-ха, хо-хо-хо и постепенно перехожу на хрю-хрю-хрю. И вот когда мы с ним весело и со смехом похрюкали вдоволь, я говорю: кто хрюкает ты знаешь? Он знает, отвечает свинья. А я дальше спрашиваю: свинья большая, она хрюкает так (низким голосом): хрю-хрю, а кто хрюкает так (высоким голосом): хрю-хрю. Он не знает. Вот тут я подвожу его к книжке "чей это голос?" (Серия "семь гномов 1-2 года"), раскрываю страницу, показываю свинью с поросёнком и мы начинаем играться: высоким/низким голосом хрюкаем в зависимости на кого я показываю, на свинью или поросёнка. Поэтому так важно учить звуки музыкальных предметов, окружающего мира, животных. Возможно звучит как бред сумасшедшего, для тех кто не в теме, но поверьте такие занятия очень ценный вклад в развитие фонематического слуха. А главное: они проводятся в импровизированной форме, непринуждённо, и занимают всего 10 минут маминого времени. А дальше уже ребёнок подхватит и сам начнёт подмечать различные звуки. Как результат, ребёнок к двум годам очень чётко говорит фразами по 2-3 слова, повторяет слова не путая звуки, чётко проговаривает почти все шипящие звуки. Очень быстро схватывает стихи и песни на слух. У нас есть звездочка мягкая с записанной на ней колыбельной на английском языке моим голосом. Она висела на его мобиле до 6 месяцев, потом я убрала эту игрушку. И не давно он её нашёл. Послушал раза 3-4 и чётко пропел песенку. Я даже на видео успела один фрагмент записать. Думаю, что это все благодаря нашим занятиям по развитию фонематического слуха.
Всем спасибо за внимание! Всем счастливых и здоровых деток!
хотя фонетически он, на мой взгляд, труднее