Как бороться с истерика и на людях?
Воспитательные моментыДевочки, как вы справляетесь с истериками своих детей?
Нам 1.10, сегодня первый раз пошли на развивашки и ребёнок там превратился в неуправляемого, я думала сума сойду, таскал все игрушки, совершенно не слушал никого, дрался, не хотел ничего делать и ни с кем играть, как дикий какой то, потом я хотела переключить его внимание на воспитателя и как то приобщить к общей игре, так он начал драться, кусать меня, закончилось тем что он просто лёг на пол и начал дикую истерику, я 40 минут не могла его успокоить... Уже боюсь что это сдвг или ещё что то... Сижу пишу и плачу, что делать в таких случаях? В магазине ведёт себя примерно так же, если что то не так как он хочет - сразу на пол ложиться, стучит ногами и орёт 😓
Лучший ответ
Пользователь
Прежде всего, надо проанализировать, что вызывает такое поведение, потому что лучше всего не допускать подобных ситуаций. Основных причин три: неврологические проблемы без лечения, неправильная организация жизни ребенка и неправильное поведение взрослых.
.
Нужно стараться избегать того, что может привести к истерике. В частности, развивашки в этом возрасте далеко не всем подходят и большинству вообще не нужны. Соответственно, не нужно их планировать до тех пор, пока ребенок не научится вести себя в обществе. Чтобы был толк и хороший результат в этом возрасте, дети занимаются индивидуально дома, в удобное для них время не больше 15-20 минут 2 раза в день.
.
В любом случае уже с первых минут было понятно, что вашему ребенку обстановка там не подходит, соответственно, не надо было оставаться и доводить до драки и истерики. Истерику успокаивать там тоже было не надо, её вообще невозможно успокоить - надо было сразу уходить домой. Аналогично, магазин. Я какое-то время вообще не ходила в большие магазины, покупала всё или в маленьких, или в киосках - выбор меньше, но и нервов меньше.
.
Также очень важен постоянный, всегда одинаковый, подходящий ребенку режим дня. Малейшее отклонение с большой долей вероятности закончится истерикой. И поменьше людей вокруг, общение также должно быть дозировано. Для общего спокойствия и нормального развития психики необходимо также, чтобы ребенок играл один в комнате минимум по 30 минут в первой и второй половинах дня.
.
Но, если уж случилась истерика, ничего не надо объяснять. Надо брать ребенка и идти домой. В самом начале истерики предотвратить её может помочь активное слушание. Прием подробно описан в одноименной книге Гиппенрейтер. Суть в том, что надо сказать: "Ты огорчился? Иди, я тебя пожалею.", взять на руки, сесть, обнять и повторять слова ребенка, дословно, но без обещаний, уговоров или комментариев - просто повторять и говорить, что вы его понимаете.
.
Так же надо поступать, если ребенок не очень понимает происходящее и чувствует себя несчастным. А остальную беседу проводить, когда успокоится. Иногда может помочь умывание холодной водой.
Если же он всё понимает, просто решил показать, кто тут главный, то ничего не надо делать. Когда мы приходили домой, я клала его в коридоре на пол, расстегивала на нем одежду и шла заниматься своими делами. Когда он приходил ко мне, опять активное слушание сначала, жалела его, а когда успокаивался, опять объясняла, почему мама не рада и как нельзя себя вести. Т.е. серьезно говорила с ним о том, почему такое поведение недопустимо, о том, как оно отражается на нем самом, на нас с папой, на соседях, о том, как будут относиться к нему дети, как пугаются малыши в колясках от крика.
.
Также неправильное поведение взрослых, которое очень провоцирует истерики, выражается в чрезмерно мягком воспитании (или отсутствии такового), в отсутствии четких рамок, которые необходимы маленьким детям, т.к. являются для них гарантией стабильного и безопасного мира.
.
Если взрослые постоянно уговаривают ребенка (самое вредное, что только может быть), постоянно что-то предлагают, спрашивают (такие слова как "Давай", "Пойдём", "Будешь?" вообще нельзя в этом возрасте произносить), предоставляют слишком широкий выбор не по возрасту, особенно в режимных моментах, которые обсуждению не подлежат, они перекладывают на ребенка взрослые обязанности, с которыми он, естественно, справиться не может.
.
Дети воспринимают таких взрослых как слабых, не знающих, что делать и неспособных обеспечить безопасность. Это вызывает развитие тревожности и постоянное напряжение нервной системы. Разумная строгость необходима психике маленьких детей, и она никак не исключает одновременного моря любви.
.
Поэтому у нас было четко: орешь в общественном месте - сидишь дома, больше в этот день мы не выходили. Следующее гуляние в положенное по режиму время. Гулять сын очень любил, поэтому дошло до него за 3,5 раза. Три раза я его унесла. А в четвертый пошла к нему (дело было на детской площадке), он увидел, перестал вопить и сказал, что больше не будет. И правда, больше на улице не было ни одной истерики.
.
Кроме этого, когда ребенок в нормальном настроении, надо действовать на опережение. Нужно уделять внимание предупреждению подобных ситуаций. Для этого читать много хорошо иллюстрированных книжек со стихами о хорошем и плохом поведении героев, кратко комментировать причины и следствия их поступков (Вот видишь, Миша кричал и напугал всех): Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо", Барто "Вовка-добрая душа", "Медвежонок-невежа", "Девочка-ревушка", Левкина "Про Юлю капризулю", Крупчан, Антонова, Алексеева "Про вреднуль и капризуль" Мориц "Кто сильнее?", Орлов "Петушок", Маршак "Два кота", Е.Пермяк "Самое страшное" (есть в его сборнике "Маленькие лукавинки"), Чик и Брики "Снеговик", Г.Меламед "На детской площадке", "Вежливые мальчики" и другие стихи, Владимир Капнинский "Мишка-задира" и др. И при случае напоминать:"Что же ты себя, как вредный медвежонок, ведешь?"
.
Очень полезно также обращать внимание ребенка на истерики других детей на улице, задавать вопросы "А почему с той девочкой не хотят играть?", "Посмотри на лицо его мамы, она рада?". Необходимо также отмечать хорошее поведение и очень хвалить за него, говорить, как мама рада (и вообще всегда озвучивать свои чувства).
.
Могут помочь толковые книги: Робин Берман "Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка", Найджел Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума», Роберт Маккензи "Упрямый ребенок: как установить границы".
.
Что касается СДВГ, это не только медицинская проблема. Неврологические проблемы сейчас у каждого второго, если не первого, в том числе, и у моего были, поэтому у нас было постоянное (курсами) лечение от невролога. Но при них интеллект полностью сохранен, а это самое главное, поэтому плохое от хорошего эти дети прекрасно отличают и воспитывать их с самого маленького возраста надо, как и всех - в рамках. На фоне лечения воспитание и индивидуальное развитие очень эффективны, поэтому, если вовремя начать, с большой долей вероятности, до СДВГ не дойдет.
11.07.2022
Ответить
Nata_platina
Пользователь, Это пожалуй самый лучший комментарий, который я прочитала на этом форуме. У нас основная проблема это истерики старшего. Я после его истерик разбита и чувствуется физическая усталость. Я чувствую что я делаю что-то не то. Он очень эмоционально с валяниями на земле реагирует на мое нет. Например он хотел пойти в магазин, а мне туда не нужно или он хочет чтобы я начала пылелсить и понеслось валяния на полу и крик по 20-30 минут с этим та я справлюсь (просто не реагирую). А последний месяц я не знаю у кого он научился - он начал толкаться и он как мне кажется делает от избытка эмоций и не со зла. Уже пыталась и говорить и подходила с ним к другому ребенку и уже от эмоций и сама толкала. В итоге поймала себя на мысли что я как бешеная бегаю за ним и постоянно кричу чтобы не толкался и в итоге теперь ходим гулять рано утром чтобы не пересекаться с маленькими детками. Сегодня когда он начал так толкать младшего я не выдержала и закрыла его в комнате на пару минут. По крайне мере младшего сына больше не толкал, но я чувствую что я не права. А с другой стороны я не знаю как ещё на это реагировать.
11.07.2022
Ответить
Пользователь
Nata_platina, спасибо. У вас дело осложняется тем, что их двое. Это не только ревность. Я понимаю, что, допустим, утащить домой двоих не всегда практически осуществимо. Я сейчас напишу ниже свои мысли, но, к сожалению, с уверенностью, посоветовать что-то не смогу, т.к. у меня нет личного опыта в этом вопросе - у меня один ребенок. Рабочий есть, но там я присутствовала лично при всех ситуациях, поэтому знала все детали, а в них, как известно, суть. В Интернете узнать все детали не получится.
.
Прежде всего, я считаю, что, если нервная система ребенка не справляется (даже неважно, по какой причине), ей нужна поддержка. Так что валериана/пустырник в драже (только не бад, а лекарственное средство) у нас курсами были постоянно.
.
Второе, что помогало мне - это повторять его слова и отвечать почти на все вопросы "Хорошо..." Я заметила, что слово "Нет" у них как триггер психов - орать начинают сразу, даже не разобравшись, что им сказали. Когда взрослый сразу отвечает суть дела, к примеру: "Нет, обедать пора.", маленькие дети воспринимают это как пренебрежение ими - им кажется, что их вообще не слушают. (Тут они судят по себе, по своему восприятию: когда они слушают взрослого, они обычно повторяют за ним, когда нет - нет.) Поэтому надо повторять их слова - так вы покажете, что слушаете. На просьбу пойти в магазин я бы ответила так: "Ты хочешь в магазин? Хорошо, придем домой - запишем это в список дел на завтра/в покупочный список".
.
И это были еще две вещи, которые работают со многими детьми. Наверняка, не со всеми, но пробовать можно. Во-первых, я всегда с сыном обговаривала план действий на завтра с вечера, во время ужина, детей такое планирование очень успокаивает. Во-вторых, когда у нас наступил этап "Купи хоть что-нибудь", я внутри сумки выложила деньги из кошелька на дно и сказала: "Хорошо, давай проверим по бюджету". (Использование взрослых непонятных слов тоже может отвлечь от истерики.) Открыла кошелек при нем и сказала: "А, мы в этот раз все деньги потратили на продукты/лекарства. Хорошо, когда придем домой, запишем это в покупочный список, чтобы не забыть". Я была удивлена, что он успокоился. Связываю это с тем, что я проявила внимание к его словам.
.
Когда пришли домой, я взяла большой лист, правда записала на нем желаемое, мы вместе нарисовали рисунок (можно приклеить картинку, можно ничего не рисовать и не клеить - просто записать) и повесили список на стену. Когда там стало 5 наименований, я сказала, что папа принес зарплату, но по бюджету хватает на одну игрушку, и стала спрашивать с верха списка: "Это тебе еще надо?" Он был сам поражен, что уже нет. Тогда я ему объяснила, что вот так взрослые люди обдумывают и планируют покупки.
.
Что касается пылесоса, я бы не стала такое игнорировать. Не обращать внимания можно и нужно, когда ситуация абсолютно ясна, ребенок точно всё понимает и очевидно наглеет. А здесь ситуация неясна. Так что я бы опять повторила его слова (к этому себя надо приучать, я первое время прямо контролировала это): "Ты хочешь пылесосить? А почему? Отличная идея. Это ты здорово придумал, молодец!" (Мальчики обожают, когда хвалят их идеи.) И дальше тоже, как обычно: "Хорошо, суп доварю/братик проснется, и пропылесосим. А пока вот тебе тряпка/веник - протри, подмети, чтобы пылесос не засорился и не сломался."
.
По поводу толканий, прежде всего, надо не допускать перевозбуждения нервной системы. Для этого делать все то, что я написала в первом комментарии. Дальше кричать не надо - надо действовать. Если вы гуляете с двумя, при первом же толкании немедленный уход домой заменяется на немедленный уход с площадки в другое место. Так что правильно вы гуляете одни, пока всё не наладится.
По поводу разговоров, до детей почти никогда не доходит сразу ничего. Это надо повторять много раз (Ну, например, можете цифру 100 держать в памяти - так морально легче будет. Один раз сказали - осталось 99 раз.). Но даже 100 объяснений недостаточно, их надо обязательно подкреплять действиями и книгами (примерный список в первом комментарии) - будет легче объяснять поступки и реакцию людей, так что читать, обсуждать, обращать внимание на плохое поведение других детей, показывать, как выглядят истерики со стороны, надо обязательно.
.
Но, конечно, при любом раскладе нельзя было толкать вам самой. Дело не в физическом воздействии, дело в том, что вы как бы перешли на другую сторону - это очень разрушает доверие. Подойти к другому ребенку было правильно, только надо было вам самой извиниться, показав тем самым своему образец действия. Не расстраивайтесь, воспитание - дело очень трудное, идеальных родителей не бывает, и всё поправимо.
.
Что касается младшего, вы правильно отреагировали резко, но, поскольку всё же ревность явно присутствует, надо было не отделять старшего от себя. Можно было посадить на стул в качестве наказания и держать там, если понадобится, можно просто обхватить его и держать, не давать толкаться, можно поставить в угол и держать там. Когда будет смотреть мультфильмы, можно наказывать их лишением. Наказанием также может быть отмена увеселительного мероприятия, которое он ждал, или запланированной покупки. Но только не надо разделяться с ним, а то в его глазах вы с малышом вместе, семья, а он один. А ведь он тоже еще малыш, старший - это только название.
.
Кроме этого, обязательно хвалить за любую мелочь, за любую крошку успеха, причем как прямо: "Сынок, какой же ты умница, так хорошо себя вел сегодня за завтраком, как мама рада!", так и косвенно - изображать телефонный звонок бабушке (если уместно, можно и правда звонить), как бы "не видя" ребенка, но при нем: "Представляешь, бабушка, Сашенька сегодня на гулянии так хорошо играл. Я так обрадовалась!". Когда папа придет с работы, тоже ему говорить при ребенке, что хорошего тот сделал, чтобы папа тоже похвалил. Также необходимо, просто проходя мимо, чмокнуть в макушку и сказать: "Как же мама тебя любит".
.
Что еще важно и что бы сделала я - дети ведут себя тем лучше, чем больше они заняты. Поэтому я покупала интересные игрушки (поезд, который и конструктор, и сортер, лего дупло и его белорусский аналог, кубики "Сложи картинку" с картинками-образцами в натуральную величину, пазлы, детское баскетбольное кольцо, электронную мишень, игру День-ночь). Когда я научила сына во всё это играть, а потом постепенно и играть одному (по 40 минут в первой и второй половинах дня, это абсолютно необходимо для спокойного состояния нервной системы), он стал вести себя намного лучше, потому что был занят всё время.
11.07.2022
Ответить
Nata_platina
Пользователь, Спасибо за столь развернутый ответ. Переварю и прислушаюсь к вашим советам
12.07.2022
Ответить
Алёна
Пользователь, спасибо вам за такой подробный комментарий, есть к чему прислушаться, вы все очень верно написали)
11.07.2022
Ответить
Светлана
Ну развивашки явно ещё рано . А вообще с истериками бороться бесполезно . Я своих относила в безопасное место и пусть там валяются сколько хотят. обычно чем меньше реагируешь тем быстрее это становиться не интересно ребёнку . Главное окружающие чтобы не лезли.
11.07.2022
Ответить
BlueButterfly
Насчёт истерик в магазине. Дети орут на публику в основном. И когда есть реакция со стороны мамы. Был такой случай, когда сын просто с ума сошел, потому что игрушку не купила. Первое что я сделала - успокоилась сама. Да, на меня смотрели другие люди, может с осуждением, не знаю. Но мне стало настолько фиолетово. Я просто молча взяла его на руки, вытащила на улицу и спокойно стала ему говорить что то, пока он не успокоился
11.07.2022
Ответить
BlueButterfly
Насчёт развивашек скажу одно - не водите пока. Сын ходил на развивашки одно время. Там был неуправляемый ребёнок вот прям совсем. Он постоянно выбегал, всё крушил, орал. Мешал соответственно и детям заниматься, и воспитателю. Рано тому мальчику было. Но самое плохое, это то, как реагировала мама. Говорила - не будешь заниматься, идиотом и останешься. В 4 года!! Она его и била, и орала. Нафига такие развивашки нужны? Ей видимо чтобы просто отдохнуть от ребёнка, не важно какой ценой. Один раз она вообще ушла, чтобы сын к ней не выбегал. Так он всё равно выбегал, ещё хуже стало. Всем
11.07.2022
Ответить
Юлия Х
Ну мне пока физические возможности позволяют взять и вынести сына на улицу - я сильнее :) А дальше по обстоятельствам - либо удаётся переключить, либо предлагаю пожалеть, либо просто жду, когда успокоится сам. Дети, которые не орут и не валяются на полу - это скорее исключение, относитесь к этому проще. Ну орёт, это возраст такой. Если вас смущает, что люди косо смотрят, так это вообще по барабану - покнокать мать за "плохое воспитание" двухлетки - это в нашей стране святое.
11.07.2022
Ответить
Анастасия
Так не ходите пока на развивашки, раз нс ребёнка на справляется. Это просто возраст. Что делать - успокаивать. Брать на руки, если идёт. Если не идёт, оттаскивать в безопасное место и ждать, когда пойдете на контакт.
11.07.2022
Ответить
Мари
Не может играть здесь и сейчас со всеми - ну и не надо. Вы же хотите как лучше, ну и делайте.
Что за развивашки в год? Я как подумаю, что моя умела делать в год. Общая игра - это сложно. Ребёнок обычно не умеет играть с кем-то. Подражание - вот основная игра. Полагаю, предложенный вариант был ребёнку не интересен, не по настроению.
Если бы я видела, что ребёнку плохо сейчас здесь, и что он пашет другим, я бы просто ушла.
А вообще надо вам научиться воспринимать ситуацию так. Вы и ребёнок - ваш мир со своими правилами. Иногда этот мир шумный, вовлекает все вокруг. Истерика - частое явление. Переключите внимание. Не получается - смените обстановку. А главное, не торопитесь себя осуждать и ругаться за истёр ку ребёнка. Он ещё не умеет успокаиваться. Ну пошумит, не помрут с этого окружающие. Если вы волнуетесь и торопитесь, то ребёнок ещё больше орет. Может бывает так, что пусть и поорет, а вы посидите рядом. Он сам успокоится.
11.07.2022
Ответить
Катерина
Не расстраивайтесь и не думайте плохое сразу. Такое поведение в вашем возрасте очень даже типично, особенно если ребёнок высокочувствительный. У меня сын такой и я намеренно избегала ситуаций, когда он мог перевозбудиться, мы не посещали места большого скопления людей, развивалки и прочее. Собственно это и не нужно, в таком возрасте. Для высокочувствительных деток очень важен чёткий распорядок дня, одно и тоже, изо дня в день, это снижает тревожность и такие выпады соответственно. И очень важно, хоть это и сложно, взрослому оставаться спокойным, когда ребёнок в истерике. Так они успокаиваются гораздо быстрее
11.07.2022
Ответить
Анюта
Ну для начала, я бы перестал с водить ребёнка в 1.10 на развивашки. Очевидно же что ему это мероприятие не по душе.
А то что кидается на пол, так это нормальное состояние для такого возраста. Научится говорить и изъяснять свои мысли, станет проще договариваться.
11.07.2022
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.