Правила песочницы для возраста 0-3 года

Лучший ответ

Крайне не согласна с 1 пунктом. Мир не крутится вокруг одной песочницы. Если ребенок активно использует не его игрушки, потому что они просто лежат, ведь вы так учите, что всё общее, то и в других местах (сад, парк, гости, да просто на лавочке на площадке) игрушки тоже должны быть общие. Но за пределами песочницы это правило уже не действует. Зачем создавать их для одной локации? Не проще уж учить сразу уважению чужой собственности? Если ребенок с самого начала усвоит простое правило "Перед тем как взять вещь, которая не твоя, нужно спросить разрешения у хозяина. Если хозяина нет рядом - вещь не берём", это резко снижает количество ситуаций, когда звучит расстроенное "Отдай, это моё!".
10.08.2025
Veronika Matveeva, песочница - это специальное место для совместных игр и взаимодействий. В саду, в парке, в гостях ребёнок до трёх лет вполне может что-то взять, и это не критично. С точки зрения ребёнка это просто изучение нового, а не присваивание себе чужой вещи, как опасаются некоторые. Но задача взрослого рядом проследить, чтобы он не брал то, что брать не следует. Но если вам очень хочется, можете для разных локаций разные правила использовать - ребёнок вполне способен разницу усвоить.
10.08.2025
Veronika Matveeva, чтобы научиться уважать чужую собственность, сначала нужно развиться до понимания, что есть отдельный ты как личность, и есть другие личности, да ещё и со своей собственностью. Хотите спрашивать на всё разрешения - пожалуйста, почему нет. Но "если хозяина нет рядом - не берём" лишает ребёнка возможности поиграть в игрушки, которые специально, для всех, часто оставляются в песочнице родителями или подросшими детьми.
10.08.2025
маМарина, мой подход не лишает ребенка игровых возможностей в песочнице. Он учит различать "общее" (можно брать) и "личное" (спрашиваем разрешения у хозяина) и взаимодействовать с другими детьми через просьбу и уважение, а не через автоматическое право брать всё. Ведь принцип уважения к чужой (чьей-то) собственности - один из фундаментальных в обществе. Я предпочитаю вводить его как единую универсальную основу ("Чужое/чье-то берем только с разрешения"), а уже потом, по мере взросления, добавлять нюансы исключений (например, "эта полка в саду - общая"). Начинать с исключения ("в песочнице всё можно") и потом переучивать на общее правило - на мой взгляд, сложнее. Единое правило создает предсказуемость и снижает когнитивную нагрузку на малыша. Постоянно озвучивая правило "это чье-то, нужно спросить" и моделируя ситуацию (просим разрешения у другого ребенка/родителя, принимаем отказ), мы помогаем ребенку быстрее и четче сформировать эти границы: "Вот я - я решаю за свою игрушку. Вот другой ребенок - он решает за свою". Это мягкое введение в социальную норму. Мы закладываем привычку, учим правильной модели поведения с самого начала
11.08.2025
Veronika Matveeva, человек начинает чувствовать себя отдельной единицей, и частью общества после трёх. Для этого возраста озвученные вами принципы прекрасно подходят. Если же навязывать их раньше, то они наступают на базовую потребность ребёнка изучать всё вокруг. Ну как вы представляете например такую ситуацию? В песочнице лежат игрушки, никого рядом нет. У моего ребёнка до года, в год, или в два загорается интерес и желание исследовать, но мы его останавливаем и начинаем искать хозяев по всей площадке? Не проще ли принять по умолчанию, что раз игрушки оставлены без присмотра - тот кто их оставил понимает, что это общая песочница, и их могут взять малыши? Если люди против, они просто не оставляют. Если игрушка дорогая, или ценная для ребёнка - просто не оставляейте её без присмотра. в общей. песочнице.
11.08.2025
Veronika Matveeva, у нас в песочнице однажды была очень показательная ситуация. В песочнице была мама с мальчиком около полутора лет, он хотел брать разные лежащие игрушки в песочнице, мама ходила рядом, волновалась и строго запрещала "это чужое, нельзя". Ребёнок явно не был согласен, и я его вполне понимаю - изучать это одна из важнейших потребностей ребёнка, а вокруг столько яркого нового и интересного. Ситуация между мамой и ребёнком доходила до конфликтов, слёз и физических одёргиваний мамой, спокойно всё время в песочнице никому из них не было. Потом они ушли. А я обнаружила, что возле песочницы выронила из кармана свой телефон. Стала искать, спрашивать людей. Подруга той мамы мне сказала, что её сын нашёл телефон, принёс маме, и они ушли с ним домой. Это при том, что из песочницы я никуда не отлучалась, вслух никто о найденном телефоне не объявлял. Подруга дала её номер тлф и адрес. Я созвонилась, ходила почти ночью вместе со своим ребёнком за несколько кварталов к ним домой, за своим телефоном. Для меня это ещё одно подтверждение того, что когда понятию своего/чужого обеспокоенно пытаются научить малыша до трёх лет - там скорее всего какие-то личные проекции родителей, не связанные с действительностью.
11.08.2025
маМарина, во-первых, мама не просто должна запрещать, а учить общаться, о чём я неоднократно писала: "это чужое, давай найдем хозяина, спросим разрешения". Как правило, мамочки и детишки разрешают спокойно. Изучение окружающего мира не заостряется на игрушках. Во-вторых, какие мотивы преследовала эта женщина-никто не знает. Поэтому ставить параллель только потому что у нее такая модель поведения со своим ребенком глупо.
11.08.2025
Veronika Matveeva, странно, что вы защищаете взрослую женщину, которая унесла домой чужой телефон, не поискав хозяина. Предполагаете у неё разные мотивы. А малыша, который взял в песочнице то, чем никто не занимается, не поискав и спросив хозяина - считаете необходимым обучать уважению к чужой собственности.
11.08.2025
маМарина, странно, что Вы не понимаете простых слов и их значение. мотивы преступления -кражи телефона могут быть разными (корысть, безалаберность или что-то ещё). И сравнивать её действия с попытками научить ребенка правилам некорректно. ребенок действует инстинктивно, задача взрослого направить этот инстинкт в социально приемлемое русло (научить спрашивать).
11.08.2025
Veronika Matveeva, и я который раз вам пытаюсь донестия, что до трёх лет, и после трёх у детей кардинально разное понимание чужой собственности. Точнее, до трёх лет, когда даже своего "я" и осознания себя отдельной личностью ещё нет, полноценно понять то что есть чужая собственность и её нужно уважать - невозможно. Можно только перенять модели поведения мамы, но смысл в них для малыша будет не тот, который вы пытаетесь вложить. Социальные взаимодействия ребёнок начинает активно познавать сам, после трёх лет. Поэтому до того возраста можно расслабиться и ребёнка своего, условно говоря, не дрессировать делать те действия, смысл которых для него не понятен.
11.08.2025
маМарина, дети действительно учатся на примере взрослых. Это фундамент воспитания. То, о чем я говорю - это не дрессировка, а именно моделирование поведения. Нужно показывать на собственном примере, как уважительно обращаться с чужими вещами. До 3 лет ребенок может не понимать абстрактное "чужое", но он прекрасно запоминает действия и интонации. Видя, как мама спрашивает разрешения, благодарит, возвращает вещи, он впитывает эту модель взаимодействия как норму. Это и есть естественное, ненасильственное обучение уважению через подражание. Позволять ребенку бесконтрольно брать все подряд - это отсутствие границ. Правило "спроси разрешения" едино и понятно на уровне действия как в 1.5 года ("Мама делает так -> я повторяю"), так и в 4 года ("Это чужое -> надо спросить -> потому что это его вещь"). С возрастом приходит и осознание почему это важно, но привычка уважать чужое закладывается раньше - через наш ежедневный пример.
11.08.2025
маМарина, где вы нашли такие песочницы где лежат игрушки подростков, подросших детей? У нас в песочнице не одной игрушки нет. И если кто-то случайно забудет, те же подростки и подросшие дети забирают играть и ломают, потому чтоту них нет игрушек, они выходят на улицу без игрушек, а потом ищут чем играть. У меня несколько раз игрушки постарше дети просили, несколько раз давала, потом они исчезали, а игрушки не возвращали. Больше не даю им.
11.08.2025
Альфия, мы с дочкой тоже однажды забыли нашу корзиночку с игрушками для песочницы. В итоге формочки забрали, крышку поцарапали. Было очень неприятно
11.08.2025
Пункт 1 - абсолютная нелепица. Чужое - это чужое. Свое - это свое. Не все дети любят делиться. И это абсолютно нормально.
10.08.2025
Ryabina, у ребёнка понимание себя, как отдельной личности, появляется к трём годам. Полное понимание того, что другие дети тоже личности происходит ещё позже, годам к пяти. До трёх для него есть только его сознание, и есть всё остальное вокруг, что следует изучать. И вещь, которую он видит впервые - она для него в первую очередь что-то новое, что следует изучить, а не что-то такое, что не его, а кого-то другого. Бывают какие -то любимые игрушки, которыми ребёнок делиться не готов - их в песочницу не берём. Чтобы не создавать лишних хлопот и не дразнить других
10.08.2025
маМарина, я в курсе, но от вашей писанины мнение не поменялось. Делиться любят далеко не все, а дети до 3 лет - тем более.
10.08.2025
Ryabina, если вы акцентируете и спрашиваете у ребёнка - дадим тому мальчику лопатку? - ответ наверняка будет "нет". Если же ребёнок увлечён, особенно новыми для него в песочнице вещичками - то он как-то и внимания не обратит, что одну из пяти принесённых с собой лопаток взял на время кто-то другой. И если ваш ребёнок не хочет делиться в принципе - так можно и не делиться. Мой мог не хотеть ничем своим из дома делиться, но часто хотел что-то такое интересное, что обычно в руках у других детей - машинки, технику строительную - и я брала с собой специальный набор для песочницы, который моему был не важен, и мы менялась на время вещичками.
10.08.2025
маМарина, моя в 2 года не готова ни кому ни одну игрушку давать. Есть уже у детей понимание собственности. Я её учу спрашивать разрешение, прежде чем играть с чужой игрушкой, она спрашивает. Ну и делиться тоже учу, если не отдаёшь игрушку свою, значит и тебе могут не дать игрушку играть. Но ей чужие игрушки не интересны, а свою точно не хочет отдавать.
11.08.2025
А если с постулатом 1 не согласны остальные члены песочницы? И как 1 и 9 соотносятся друг с другом. Или все общее, или можно не делиться
10.08.2025
Анастасия, так почти всегда и бывало, что у родителей разные взгляды. Если ситуация касалась нас с ребёнком, то я могу дружелюбно что-то пояснить родителям, или показать своим примером. С такими правилами всем обычно спокойнее, и родители часто задумываются или соглашаются. Не надо одёргивать своего "не трожь", не надо за каждую вещичку искать хозяина и спрашивать разрешения. Под "своими вещами" имеется ввиду то, что в руках, для малышей особенно. Если кто-то предъявил права на вещь, пока мы её ещё не взяли, то уважаем. Бывает, что вещь для ребёнка какая-то особо любимая ценная, и делиться не хочется совсем. Я с сыном о таких вещах разговаривала на берегу: "в песочнице твою вещь, если будет не в твоих руках может взять кто-то другой. Готов делиться? Да - да. Нет - оставляем дома или не достаём из рюкзака, чтобы не дразнить других".
10.08.2025
маМарина, так а если ваш ребенок хочет вещь в песочнице, а ему говорят - нет, это мое. Получается вы врёте ребенку. Говорите в песочнице все общее, а оно не так.
10.08.2025
Анастасия, по умолчанию - общее. Приходим в песочницу, бывает со своими вещами, бывает без, и просто играем, тем что лежит в песке без дела. Если возникли дополнительные обстоятельства, в виде "моё, не дам" - уважаем. Обычно такую вещь при угрозе, что её кто-то возьмёт, владелец сразу же сам убирает подальше. Ещё всегда есть варианты договориться, и обычно в улаживание ситуации подключается и родитель второго ребёнка
10.08.2025
маМарина, а, ну то есть путь - не заморачиваться. Ведь ставить рамки ребенку сложно, а в песочнице с позиции взрослого лежит всякая фигня, поэтому можно разрешить своему брать все, пока другие не начнут активно сопротивляться. Раз не сопротивляются, то и норм. Только это не о том, что все общее. Это о том, что пока никто не против, чужим можно пользоваться.
11.08.2025
Анастасия, есть граница - возраст трёх лет. Кризис трёх лет, когда ребёнок осознаёт, что он отдельная личность. Чуть позже осознаёт, что и другие - тоже личности. Если обучать до этого возраста, то это будет условно говоря дрессировка - ребёнок будет повторять модели поведения мамы, но смысла в них видеть не будет. Модели социального взаимодействия дети начинают активно познавать сами, после трёх лет - вот там примеры и пояснения родителя будут как раз то что нужно. До тех пор да, можно не заморачиваться и следить только за тем, чтобы никто не был задет или обижен. И да, поэтому пока никто не против, вещичками в песочнице можно пользоваться. Никто не обижен. Пострадавших нет. У детей есть возможность и время почувствовать на себе разные ситуации и сформировать своё отношение к ним.
11.08.2025
маМарина, я так понимаю у вас один ребенок? Ну иначе доя вас было бы очевидно, что дети разные. И многие гораздо раньше трёх лет начинаю понимать многие вещи. Это во-первых. А во-вторых, мне так и не понятно, зачем врать ребенку, что все в песочнице общее, чтобы рано или поздно он осознал,что это враньё.
11.08.2025
маМарина, "Если кто-то предъявил права на вещь, пока мы её ещё не взяли, то уважаем", а если уже взяли, а хозяин вещи просит вернуть? И получается у ребенка нестыковка - лежит в песочнице, значит общее, можно брать, взял, а тут говорят, это мое, отдай?
11.08.2025
По первому пункту спорно - да, часто люди выносят игрушки от подросших детей и они действительно общие по умолчанию, но если другой ребенок принес свои игрушки в песочницу и например, одна у него в руках, а 3 других рядом, то считать их общими только потому, что они не в руках, а лежат- будет некорректно, надо спросить разрешение и если он не готов делиться, то и не брать. Также чужие игрушки могут лежать на скамейке или еще где-то, их тоже, прежде чем брать, спросить, кто хозяин и можно ли поиграть.
11.08.2025
Наталия , а ещё ребенок может просто отойти к маме, оставив игрушку в песочнице. И крайне неприятно будет, когда вернётся обратно, а его игрушек нет
11.08.2025
Veronika Matveeva, согласна, я за то, чтобы спросить разрешения
11.08.2025
Наталия , я в целом доверяю детям - и своему, и чужим. Поэтому не вмешиваюсь в их взаимоотношения, пока не вижу, что без моей помощи кто-то будет задет/обижен, или пока меня не позвал на помощь мой ребёнок. Тем самым у детей есть возможность и время самим прочувствовать и обдумать разные ситуации. А социальные взаимодействия дети сами начинают активно целенаправленно отрабатывать, когда начинают чувствовать себя отдельными личностями - после трёх лет. В это время мои объяснения и подсказки принимались легко и быстро, и ребёнок шёл их отрабатывать с другими детьми. Что происходит и до сих пор. Но часто бывает так, что даже когда мне взрослым взглядом кажется, что моего обижают и пробую что-то сказать другим детям - он подходит ко мне и говорит "не говори, я сам". Поэтому почти все беседы у нас происходят между собой, и во взаимодействия детей я вмешиваюсь редко. Не то чтобы видеть и находить сложности там, где кроме меня их никто не ощущает.
11.08.2025
маМарина, не знаю, меня бы удивило, если бы игрушки моего ребенка брал другой ребенок без спроса, а мама не реагировала и считала их общими. Причем именно ребенка в этой ситуации я вполне понимаю, это нормально, да и делюсь в таких ситуациях. Но вот с мамой непонятно - даже в возрасте, когда ребенок не понимает "свое-чужое" - надо начинать учить хотя бы спрашивать разрешения, вот мама своим примером и учит различать и познавать эти понятия. А так получается - все, что лежит где-то можно брать. Вот у взрослых же не так - если вы телефон положили рядом с собой и сумочку, а они у вас не в руках, это же не норма, когда другой человек подошел и взял - типа - не в руках же) можно пользоваться)
11.08.2025
Наталия , а чему удивляться, если мы с ребёнком пришли в песочницу, высыпали свои игрушки в общее пространство, и то, что лежит без дела кто-то из малышей взял? ) И не стоит брать в песочницу то, чем делиться ребёнок/родитель не готов - просто оставьте это дома, на своей территории, или не доставайте из сумки, чтобы других зря не дразнить. Можно конечно начинать учить "своё-чужое" до трёх лет, но ребёнок в полной мере понять это ещё не сможет, и будет просто повторять за мамой модели поведения, без понимания. После трёх лет дети сами начинают активно целенаправленно отрабатывать социальные взаимодействия, а до тех пор считаю что можно не беспокоится о своём-чужом, особенно когда от ребёнка запроса на помощь в этом вопросе нет. Все ведь дети разные, и кто-то внимания не обратит, что его вещь взяли, так как другими вещами увлечён, кто-то не против, кто-то возмутится, разными способами. Когда родитель учит ребёнка заранее, предупреждая ситуации - он учит его теории. Когда родитель вмешивается минимально и даёт ребёнку прочувствовать ситуации и сформировать к ним собственное отношение - происходит обучение на практике.
11.08.2025
маМарина, знаете, дьявол в деталях. У нас в песочницах лежит много общих игрушек, просто люди приходят и высыпают. В такой ситуации естественно, что хозяина не ищешь, свободна - берешь. Но бывают и другие ситуации. Сын прошлым летом в пустой песочнице играл СВОИМИ игрушками - набор маленьких машинок строительной техники: экскаватор, грузовичок, бетономешалка, трактор. Дорогу строил, использовал по очереди, остальные рядом лежат. Видно, что не беспризорные, хозяин рядом. Подходят мама с ребенком лет 1,5. И тот прямиком к этим машинкам, хватает. Мама молча в телефоне. Сын спрашивает - почему мальчик берет без спроса? Я отвечаю - он, наверное, еще говорить не умеет, не может спросить. Мама также без реакции. Ну, собственно, я сыну сказала: если не хочешь давать - не давай. Он и забрал. Маме пришлось с недовольным видом вынырнуть из телефона и заняться своим ребенком.
11.08.2025
M&E, вот именно. Я за то, чтобы ребенка сразу учить: не твое - не бери без спроса
11.08.2025
Скажите, а по отношению к чужому ребёнку эти правила действительны? То есть, если другой малыш берет вещь вашего ребёнка, на него распространяется правила "все вещи в песочнице общие"? Тогда как быть с пунктом 9, если ваш ребёнок не хочет делиться? Или попытается отнять свою (или вообще чужую) игрушку?
10.08.2025
Олеся, да, правила и для своего, и для других детей. Если мой принёс игрушку и положил в песочнице - её может взять кто-то другой. Поэтому о ценных/любимых им вещах говорила с ним заранее: "мы идём в песочницу, там твою вещь, если не будет в твоих руках, может кто-то взять. Готов делиться? Да - да. Нет - тогда оставляем дома или не достаём из рюкзака, чтобы не дразнить других". Если кто-то пытается что-то отнять из рук - держала и не давала, говоря что нет, из рук забирать нельзя. И своему не давала забирать, и у него забирать не давала. Если уже забрано - обратно не выдёргиваем. Но объясняю своему, что так не надо, рассказывая как вести себя по-другому, или другому ребёнку поясняю, но обычно другому подключается объяснять его родитель.
10.08.2025
Что-то мало людей согласны с этими «правилами», особенно с п.1. Чужое - это чужое. Нужно учить ребенка просто не брать чужое, не спросив. Пусть даже оно лежит в общей песочнице
11.08.2025
LiloLilo, до возраста трёх лет ребёнку понять "чужое" так, как понимают это взрослые - невозможно. Поэтому и всё что в этом возрасте ребёнок возьмёт в руки - это не присваивание чужого, а познание нового. Поэтому для меня такое понимание упрощает нахождение в песочнице, делая его спокойнее и для родителей, и для детей. Если я кому-то подсказала или дала новую информацию, и есть те, кому эти правилами понятны и человек с ними согласен - это не "мало". Если кто-то задумался - тоже к лучшему. Если 8 из 10 пунктов понятны и не вызывают вопросов - думаю это тоже не мало.
11.08.2025
маМарина, не знаю, моему 2 года, если направляется к чужой игрухе, я ему гово, что это вещь того мальчика (ну или там по контексту) и мы не можем ее взять и не спросить. Все работает
11.08.2025
LiloLilo, всё работает, ребёнок спокойно слушается - значит у вас выстроены надёжные отношения и ребёнок доверяет вашим словам) Но если он в 2 года пойдёт и возьмёт лежащее без дела - да, трагедии нет. И пока всё спокойно, никто не возмущается - можно дать детям самим прочувствовать ситуации и сформировать собственное отношение к происходящему. Кто-то внимания не обратит, кто-то не против поделиться, кому-то не понравится, и он даст это понять, разными способами - всё это обучение на практике. А когда предупредила ситуацию и объяснила мама - обучение в теории.
11.08.2025
маМарина, но согласна с вами, что если маленький ребенок берет в руки чужую вещь без спроса, трагедии из этого делать не нужно
11.08.2025
маМарина, не согласна. Нужно учить ребёнка, что чужое брать нельзя. Мы приходим в песочницу и кладем игрушки в песочницу, дочка вначалеразбрасывает игрушки, я собираю, чтобы много не лежало, иначе концы края игрушек не найдешь. Дочке не нравится когда ребёнок чужой берет её игрушку, тем более без спроса. Сама учу, брать чужую игрушку только спросив хозяйки. Сколько не играли в песочнице, адекватные мамы, если видят что ребёнок хочет взять чужую игрушку, не разрешают или говорят спроси разрешения и потом только бери. Я также учу делиться с игрушками и не брать чужое.
11.08.2025
Ребенок отлично понимает понятие "чужое" и до 3-х лет, если ему ОБЪЯСНЯТЬ. Не может справиться с эмоциями - это да, но понимать - понимает. А вот это "до 3-х лет не понимает" - отговорки тех мам, кому в лом заморачиваться объяснениями и слезами своего ребенка. Не заморачиваться гораздо проще. Даже интересно, вот взял ваш ребенок игрушку в песочнице, а через 2 минуты подходит другой ребенок, говорит "это мое" и хочет забрать. Ваши действия?
11.08.2025
M&E, да вот как раз наоборот. Пришли вы в песочницу, и на все игрушки вокруг своему ребёнку говорите "чужое", "спрашивай разрешения"... Хозяев ищите, отвлекаете детей... Ребёнок до трёх лет вас поймёт разве что так, что новое брать нельзя. А если в описанной вами ситуации подходят к моему и говорят "дай, моё" - действуем по ситуации. Если моему не жалко - отдаём. Если жалко - извините, вы оставили без присмотра в общей песочнице, придётся подождать и заняться чем-то ещё. Не надо оставлять такое, чем делиться не готовы, чтобы детей не дразнить. И мы что-то интересное взамен предлагаем. Такого, чтобы кто-то сию секунду хотел забрать своё обратно было минимум раз, и родители обычно подключаются объяснять ситуацию своему ребёнку, с теми же словами, что и я. Если люди собирают свои вещи, когда идут домой - это причина отдавать сразу.
11.08.2025
маМарина, 1. Когда приходили в песочницу (как я уже сказала, у нас в песочницах и общие игрушки есть) - проговаривала "если хозяина нет - можно взять поиграть, если подойдет хозяин и захочет свою игрушку обратно - надо отдать". Дальше - мои проблемы. 2. Если бы кто-то на просьбу вернуть нашу игрушку мне заявил "отдадим, как наиграемся, не надо оставлять без присмотра" - получил бы ответ "чужое без разрешения брать нельзя, а если взяли - по первому требовованию надо вернуть", и игрушку я бы просто забрала сама. Я оставляла наши игрушки в песочнице, когда сын бежал из песочницы на горку / карусель. А потом мы уходили домой и шли собирать СВОИ игрушки. И даже бы не подумала дожидаться, пока другой ребенок наиграется, потому что его мама установила такие правила. Правила имеете право устанавливать только со своими игрушками, а не с чужими.
11.08.2025
M&E, ну так и думалось. Провоцируете своим поведением в общей песочнице конфликты. Оставляете свои игрушки, дразня других детей, но брать не разрешаете. '"Игрушку я бы просто забрала сама" Интересно, если чужой малыш против сразу отдавать, как вы собрались у него своё забирать? Криком? Угрозой? Выдёргиванием из рук? Хорошо быть большой и сильной, правда?
11.08.2025
маМарина, забрала бы из рук. И замечание чужому ребенку я могу сделать, если его поведение затрагивает границы моего ребенка и мои, а мама в танке. Представляете, люди живут не по вашим правилам, а по своим.
11.08.2025
M&E, а потом, глядя на вас и перенимая вашу модель поведения, ваш ребёнок будет забирать сам из рук более слабых, по своему усмотрению. Поздравляю.
11.08.2025
маМарина, да, будет забирать СВОИ вещи, если у него их взяли БЕЗ СПРОСА и не отдают. Поощрять хамство не считаю нужным.
11.08.2025
M&E, главное, что выдёргивание из рук у более слабого вами за хамство не считается.
11.08.2025
маМарина, да, не считаю, если на просьбу вернуть СВОЮ игрушку получаю отказ.
11.08.2025
M&E, почитала вашу с автором ветку..Я, мягко сказать, удивлена 😁 если бы мне ответили «извините, вы оставили без присмотра, мы наиграемся и вернем», я бы наверное не сразу нашла, что ответить, потому как в жизни не ожидаешь услышать такой ответ 😁
11.08.2025
M&E, и замечания чужим детям - тоже замечательно. Самореализовываетесь с вашими правилами на тех, кто отпор дать не может?
11.08.2025
маМарина, есть личные границы. Соблюдению чужих границ и правилам социума учит либо мама, либо (если мама этого не делает) сам социум. Выбирайте, какой вариант вам больше нравится.
11.08.2025
маМарина, ну вы же тоже так поступаете, вот ваш ребенок взял чужую игрушку, но другой ребенок просит вернуть, ваш не отдает, а вы взрослый человек это поддерживаете и поощряете, то есть в этой ситуации вы обижаете другого ребенка, который тоже не может дать вам отпор? И закрепляете поведение "бери, что плохо лежит и не отдавай")))
11.08.2025
Наталия , мой ребёнок, или другой - взяли _в песочнице_ то, что лежит без присмотра. Ребёнку, моему ли, другому ли, который свою ценную вещь оставил без присмотра в общем пространстве - логично объяснить, почему его вещь кто-то мог взять без всякого злого умысла. И если таких ситуаций не хочется, то просто своё в общем доступе, особенно на виду малышей, не оставлять. Родитель в этом может помочь. И кому вещь в данный момент оказалась нужнее - тоже важный момент. Обычно видя, что для другого ребёнка вещь крайне важна, и могут быть слёзы, то ребёнок, которому вещь менее нужна, отдаёт сам. Не один раз замечено. Плюс родители рядом могут помочь мирно урегулировать.
11.08.2025
маМарина, вы оставили свой телефон в общем доступе, его взяла женщина поиграть, ей нужнее. Наиграется - отдаст. Или нет. Ведь у неё могут быть слёзы, если вы попросите . зачем провоцировать конфликт? 😅
11.08.2025
маМарина, ничего себе, мне ни разу не попадались мамы, которые бы поощряли своих детей не возвращать чужие игрушки. А если вы случайно оставите телефон, у вас его тоже можно взять под предлогом - "не надо было оставлять без присмотра, ждите, пока наиграюсь"?
11.08.2025
Наталия , а мне попадались понимающие мамы, и папы, и дети, которые из рук малышей вещи не выдёргивали. В результате чего было всем спокойно, невзирая на то, что игрушки могли бывать в разных руках. Спокойствие детей в приоритете, а не делёжка вещей на своё/чужое. Своё/чужое и разные волнения по этому поводу до возраста трёх лет держатся на убеждениях родителей. И когда переходите на личности, советую в первую очередь посмотреться в зеркало.
11.08.2025
маМарина, при чем здесь выдергивание из рук и дележка? Если попросили вернуть чужое, вы в любом случае обязаны это сделать, нравится вам это или нет. Про пример с вашими вещами не ответили - ваши вещи тоже могут другие люди брать и пользоваться, если вдруг вы их где-то без присмотра оставили?
11.08.2025
Наталия , с нашими вещами точно так же. Читайте выше. То, чем делиться не готов ребёнок - с собой не берём и без присмотра не оставляем. Родитель в этом ребёнку может помочь. Из рук ничего, даже своего не выдёргиваем, и другого ребёнка под предлогом "это моё, отдай сейчас же" до испуга или слёз не доводим. Есть много вариантов - подождать, объяснить, договориться, поменяться и тд. А вырывать из рук малышей, как заявляет мама в соседних комментариях - это просто использование того, что она физически сильнее, и пользуется этим быстрым способом, не взирая ни на что, оправдываясь тем, что забирает свою вещь.
11.08.2025
маМарина, вы утрируете, одно дело, дети не против и согласны поделиться, подождать, поиграть в другое итд, но ситуации бывают разные, ребенок постарше понимает, какими игрушками не готов делиться, а ребенок помладше - нет. И если договариваться не получается и другой ребенок плачет, например, вы будете стоять и смотреть и доказывать "что упало - то пропало"? Про выдергивание не писали, можно попросить маму решить вопрос, обычно так это и решается, если мама, как вы против отдать чужую вещь, можно мягко забрать, не дергая и не выдергивая. Вы позволяете себе делать другим детям замечания в стиле - " не оставляй без присмотра", но почему то против, когда замечание сделают вашему ребенку в стиле "верни пожалуйста чужую вещь".
11.08.2025
Наталия , ответила в соседней ветке.
11.08.2025
Наталия , а так и было. Прочитайте чуть ниже сообщения Марины
11.08.2025
маМарина, вы дописали это сообщение ("отдавать, когда идут домой") - и как вы это объясняли своему ребенку, если по вашей логике все игрушки в песочнице общие?
11.08.2025
M&E, прямым текстом, в чём сложность? Люди домой идут, из песочницы своё забирают, отдаём. Мы так же свои забираем, уходя домой
11.08.2025
маМарина, так вы же установили своему ребенку "правило", что в песочнице все общее? Как оно вдруг стало чьим-то?
11.08.2025
M&E, зачем в принципе брать в песочницу то, что будет в ней просто лежать, но и другим детям давать это поиграть вы с ребёнком не собираетесь?
11.08.2025
маМарина, вы в танке? Я написала "оставляла в песочнице, после того, как сын поиграл и пошел, к примеру, на горку". По умолчанию предполагается, что другой ребенок может взять поиграть, но должен по первому требованию вернуть. Когда сын играет сам и даже если какие-то игрушки в этот момент в руках не держит, а они просто лежат рядом - надо спрашивать разрешения.
11.08.2025
Сколько противоречивых пунктов. А главное, потом идете с ним в магазин и вот уже все вокруг чужое и исследовать новое нельзя )
11.08.2025
Honey, с 1 и 9 пунктом по реакциям вижу, что многие путаются, мне нужно было сформулировать короче и яснее. Ниже в комментариях разъясняла. Разницу обстановки песочницы/дома/магазина ребёнок вполне способен уловить. К тому же и с полками в магазинах у нас было так: взять в руки вещь - можно, посмотреть-рассмотреть - можно. Посмотрел - оставили там где взяли и пошли дальше. Открытые полки в супермаркетах для того и есть - чтобы покупатель мог потрогать и рассмотреть.
11.08.2025
маМарина, то есть, по вашему мнению, до трёх лет ребенок не понимает свое-чужое, но почему в магазине брать нельзя, а в песок можно, вполне понимает? Так?
11.08.2025
Перед тем, как моем в песочницу, проговариваю: игрушки не отбираешь, если хочешь поиграть чужими, попроси/предложи свои. Не хочешь давать свои, твое право. Но и чужие тогда тебе так же могут не дать. Далее по ситуации, чаще всего это если песок кидать начинает. Обычно этого достаточно. К чему куча правил, которые кроме вас возможно никто и не захочет соблюдать (имеют право, песочница - место социальное). До 2х лет и эти простые вещи делала прямо руками ребенка и чаще всего другие мамы с малышами так же. С пониманием каких-то вещей у них сложнее, но зато отвлечь в таком возрасте было проще. А бывает так, что ребенок уже устал, хочет есть и любое действие не по его приводит к истерике. Тогда уж тут хоть что объясняй, толку не будет. Беру свою в охапку и домой.
11.08.2025
Таша Данилина, простите, не смогла понять, что вы имели ввиду
11.08.2025
маМарина, как по мне, слишком много правил, часть из которых спорные. И ребенку 0-3 лет это все запомнить очень сложно. А если еще кто-то и не согласен с вашей позицией, то конфликтная ситуация возникнет очень быстро
11.08.2025
Таша Данилина, эти правила - в первую очередь руководство для для родителя. Все, кроме "Из рук отбирать нельзя". У нас конфликтов за всё время не случилось. Потому что когда наши игрушки в песочнице - мы не возмущались, если кто-то взял что-то принесённое нами в общее пространство, и которое лежит без дела. О том, что это наше - озвучивали только когда собирали всё свое чтобы из песочницы уходить. Из рук ни у кого ничего не отбирали, всё решалось словами. То, что принесли другие дети, и делиться этим не хотят - мы тоже не забирали, если было озвучено, что делиться человек не хочет. Если кто-то затевает драку лопатками - её спокойно останавливаю взрослая я, или другой родитель - мой ребёнок в ответ агрессию не проявлял, никаких "дать сдачу" и прочего распускания рук. Всё решалось без негатива, с понимаем и к своему, и к другим детям.
11.08.2025
маМарина, ну вот смотрите. Другой ребенок принес игрушки и делиться ими не хочет, несмотря на то, что они лежат в общем доступе. Вы вроде бы ребенку говорите, что такие игрушки общие и их можно взять без спроса. Но раз ребенок чужой против, то не бери. Т.е. ваше правило в данной ситуации не работает. Тогда зачем оно нужно? Просто я за максимально понятные вещи, которые можно бесчисленное количество раз повторить ребенку и что-то у него отложиться (как у вас, не бросать песком, например). Но опять же прямо в моменте можно еще и проговорить, что палки (к примеру) мы тоже не бросаем в других, потому и потому. Чтобы ребенок со временем встраивал причинно-следственные связи, думал о последствиях своих поступков. Зачем тогда ограничиваться песочницей? Короче, я не отрицаю все ваши правила, если вам с ними было удобнее. Но по мне работать на практике они будут далеко не всегда
11.08.2025
маМарина, а как вы найдёте игрушки свои? У меня была ситуация когда дети брали игрушки и уходили на другую сторону площадки и где-то там оставляли. Потом ищи эти игрушки везде. Нет уж. Если играют, пусть спрашивают разрешение и играют рядом и все, ушёл куда-то, оставил игрушки чужие.
11.08.2025
В теории всё красиво... На практике далеко не так.
11.08.2025
Ирина, а вы попробуйте) мы этот возраст уже прошли, сыну зимой 5 лет. За это время серьёзных конфликтов в песочнице не было. В песочницах наигрался вволю. Моё вмешательство в детские дела в песочнице было минимальным, повышать голос или испытывать негатив к кому-либо ни разу не пришлось. На нас так же никто ни разу не возмущался, так как никто нами обижен ни разу не был. Ни одна игрушка из песочницы сыном не вынесена, или даже просто с улицы домой не принесена, и тяги такой не наблюдается. Если у вас есть другие правилам и они помогают так же мягко пройти песочницы - с интересом послушаю.
11.08.2025
маМарина, я тоже этот возраст прошла однажды, и сейчас внутри второй раз. И скажу одно - дети разные, взрослые - тем более.
11.08.2025
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
И я тоже про детские площадки ) Ребенок стеснительный