Правила песочницы для возраста 0-3 года
Взрослые и дети на детской площадке/ в обр. учрежденияхКогда мы с сыном впервые попали в песочницу, я поняла, что совершенно не знаю, как вести себя уверенно и верно. Поэтому были поиски кусочков информации на психологических ресурсах.
Так появились наши правила, с которыми мы прошли все песочницы легко, позитивно и без стрессов.
1. Всё, что лежит в песочнице - по умолчанию общее.
До трёх примерно лет человек не идентифицирует себя как отдельную личность, соответственно и других тоже. Есть его сознание, неотделимое от сознания значимых близких, в первую очередь мамы - и есть всё вокруг - окружающий мир, который следует познавать.
Поэтому если в этом возрасте запрещать брать вещи в песочнице "нельзя брать чужое" - в принципе в месте, задуманном для познаний и взаимодействий - для развивающего сознания это будет звучать как "нельзя изучать новое".
Согласно наблюдениям психологов, понимание о своих-чужих вещах приходит полностью годам к пяти.
*Исходя из того, что всё, что в песочнице - общее, придерживаюсь того, что и брать что-либо оттуда домой не стоит.
**Предпочитаю использовать не слово "чужое", а слово "чьё-то" - как более мягкое и дружелюбное.
2. Забирать вещь из рук - нельзя. То, что у кого-то в руках - его.
Дети указанного возраста воспринимают то, что у них в руках и находится в их поле внимания - как продолжение себя. Поэтому вырывание чего-либо из рук ребёнка - больно для него психологически. И ощутимо так же, как и физическая боль. Плюс происходит прерывание процесса познания - самого важного занятия ребёнка.
Поэтому вырывание из рук чего-либо всегда воспринимается болезненно, часто с горьким плачем.
Особенно если вырывает из рук собственный взрослый - тот, кто по ожиданиям ребёнка должен понимать его, как никто иной.
3. Если кто-то пытается забрать вещь из рук ребёнка.
В этом возрасте важнее, чем слова - действия и интонации.
Поэтому то, что в руках, следует крепко ухватить и не отдавать - установив зрительный контакт и качая головой спокойно твёрдо сказать: "Нет. Моё".
Ребёнок такого навыка может сразу не иметь, а может иметь, интуитивно - держать крепко своё и твёрдо смотреть на отбирающего - пока тот не осознает.
Но чаще такую модель поведения сначала показывает родитель.
4. Когда в происходящее вмешиваться родителям?
Это как с помощью - помощь это делать не что-то по своему усмотрению, а то, что попросили.
Так и здесь - зов на помощь - это начинающийся плач.
Либо прямое обращение к родителю, не обязательно словами - "ты мне нужен, помоги".
"Посиди вот здесь рядом, мне так спокойнее".
Или "подержи мои вещички - они не у меня в руках, но делиться ими не хочу".
5. Обсыпания песком, стуканье друг друга лопатками и тп.
Так же, как в пункте три - самое действенное - действия и интонация. Сначала слова родителя зачинщику - 'Не надо так делать'. И нужно объяснить, почему нельзя - тем самым и запрет обоснован, и мысли ребёнка перенаправятся на полученную новую информацию.
Следующее, действующее в любом возрасте - создать преграду между конфликтующими сторонами. Жестом - поставить между ними свою руку.
Если смутьян увлечен, и это не помогает - переместиться всем телом между, не давая обижать одному и защищая другого.
Конфликт быстро сойдёт на нет и внимание участников направится на осмысление баланса сил в ситуации.
6. Не надо повышать голос.
Этим легко напугать и своего, и чужого ребёнка, надолго выбив из равновесия. У детей, особенно младших, в песочнице - вдумчивый процесс познания. Отвлекать от занятий и сбивать их с мыслей не стоит.
Как в библиотеке - лишние звуки мешают. Они читают книгу жизни - по жестам, по взглядам, по реакциям. Едва ли не медитируют, занимаясь с песком.
7. Если что-то идёт совсем не так - всегда можно выйти из зоны конфликта физически.
Отойти вместе в сторону.
Обдумать ситуацию или разобраться со своими чувствами в более спокойной обстановке.
Спокойствие ребёнка на первом месте.
Важнее, чем пытаться выяснять, кто прав, а кто виноват.
8. Надо ли запрещать малышам тянуть в рот песок?
Не стоит. Он сам по себе не приятен. Этого достаточно, чтобы попробовать и больше так не делать.
Если же эмоционально отреагировать на это действие, то ребёнок возьмёт его 'на вооружение", как безотказный способ привлечь к себе внимание и понаблюдать реакции взрослого - а это бывает стоит того, чтобы взять в рот что-то не особо приятное.
9. Должен ли ребёнок делиться своими вещами?
А вы сами должны делиться с другим человеком своим телефоном? Дать кому-нибудь почитать свою книжку? Или покататься на машине?
Вот и у ребенка обязанности делиться нет. Особенно если своя вещь в чужих руках доставляет ему психологический дискомфорт.
Научиться делиться легче, когда есть уверенность в неприкосновенности своих вещей. Когда ты не беспокоишься, вернётся ли вещь к тебе обратно. Когда есть примеры того, как люди рядом делятся своими вещами.
Для подобных осознанных взаимодействий есть своё время, и обычно это позже 3-х лет.
*Бывают у ребёнка вещи, которые для него особо ценны и любимы - такие обговаривали заранее.
"Мы идём в песочницу, там твою вещь, если будет не у тебя в руках, кто-то может взять. Готов? Да - да. Нет - оставляем дома или не достаём из рюкзака, чтобы не дразнить других".
10. Должен ли ребёнок давать 'сдачи'?
Нет.
Для его защиты рядом есть взрослый.
Ребёнок ещё не имеет опыта, чтобы охватить всю ситуацию и нюансы, и если пытаться его научить давать сдачу, то понимает упрощённо, что агрессия - это выход.
Кроме того, распускать руки когда что-то не нравится - путь к насилию более сильного над более слабым.
___
Приятного и интересного вам времени на игровых площадках 🌸
Лучший ответ