Как закладывается фундамент личности?
Растем и развиваемсяНичего себе! Незаметно пролетела неделя... А вторая часть лекции до сих пор не выложена...
Буду исправляться!)))
Итак, Лекция №3, часть 2. О периодах психического развития деток 1-2-х, 2-3-х и 3-6-ти -летнего возраста.
III ПЕРИОД психического развития (1-2 года) – период «формирования фразовой речи»
Приобретения (вариант нормы)
1. Усваивает навыки чистоплотности и туалета.
2. Начинает говорить фразами (3-е ЧУДО!) – речь помогает ребёнку развивать свои способности, задавать вопросы, познавать окружающий мир, общаться с другими.
3. Задаёт вопросы «кто?», «что?» в 1 ГОД; «кто это?», «что это?» к 2-м ГОДАМ. (Отвечая на них, родители первично ориентируют его в окружающих предметах и людях).
Важно помнить!
1. Чем лучше развивается ребёнок умственно, тем больше вопросов он задаёт.
2. Предупредить задержку умственного развития – значит НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДУМАТЬ. И начинать надо с воспитания способности к первичной ориентации, которую развивают как способность сначала ВИДЕТЬ и НАБЛЮДАТЬ, а уже потом ПОНИМАТЬ.
РЕЗЮМЕ: К 2 ГОДАМ.
1. Говорит фразами, использует до 300 слов.
2. Сосредоточенно занимается 1-м делом до 25 мин.
3. Совершенствуются двигательные навыки: легко наклоняется ,чтобы поднять предмет; выводит росчерки на бумаге; собирает башенку из кубиков; сам надевает шапку; подносит ко рту ложку…
4. Способен действовать ПО ОБРАЗЦУ – это признак II ступени самостоятельной активности.
5. Отношения с родителями по-прежнему основываются на физической близости, живом и непосредственном контакте.
Важно помнить!
К 1,5 годам страх перед разлукой с матерью достигает своего максимума, а затем постепенно ослабевает, пока не исчезает совсем.
Рекомендация:
Не желательно отдавать ребёнка в это время в ясли.
IV период психического развития (2-3 года) – Период формирования отношений со сверстниками.
ПРИОБРЕТЕНИЯ (вариант нормы).
1. Дети играют друг с другом (это ценно, т.к. в этом случае они получают опыт межличностного общения, способствующего формированию правильной самооценки).
2. Начинает формироваться истинная самооценка, определяющая позицию ребёнка к собственным возможностям.
Важно помнить!
Самооценка – это суждение о собственной значимости.
Если ребёнок развивается правильно, то уровень его притязаний («ХОЧУ») СООТВЕТСТВУЕТ уровню ожиданий («МОГУ»).
3. Задаёт вопросы: «ГДЕ?», «КУДА?», «ОТКУДА?», «КОГДА?» (отвечая на них, родители ориентируют его в пространстве, раздвигают границы познания).
4. Учится не только говорить, но и слушать. (В известном смысле, молчание – ворота мышления).
РЕЗЮМЕ: К 3 ГОДАМ
1. Должен разрешиться 2-й психосоциальный кризис («независимость или стыд»). И если он разрешён положительно, то ребёнок –
2. Делает важное для себя открытие: а) он многое может, б) может сделать то, что хочет, в) с ним стали считаться.
3. Окончательно овладевает основными навыками самообслуживания, туалета, чистоплотности.
4. Знает, что он мальчик или девочка, и каких форм поведения в связи с этим от него ждут.
5. Отношения между родителями и детьми строятся по принципу взаимозависимости. (Даже если мама неподалёку, ребёнок периодически возвращается к ней, чтобы лишний раз убедиться: на месте ли его «зона безопасности»).
6. Способен действовать, опираясь на ЗАПОМИНАНИЕ – это признак III ступени самостоятельной активности.
ГЛАВНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ к 3 ГОДАМ: ребёнок научился САМ чего-то хотеть – это начало развития инициативности.
V период психического развития (3-6 лет) – период самоутверждения или период «упрямства»
Когда ребёнок продолжает осваивать окружающий мир, его инициативность, его стремление к независимости всё больше вступают в противоречие с необходимостью ПОДЧИНЯТЬСЯ требованиям взрослых.
Так возникает 3-й психосоциальный кризис, его суть – «ИНИЦИАТИВНОСТЬ или ЧУВСТВО ВИНЫ».
Чем скорее родители будут нацелены на конструктивное сотрудничество с ребёнком, тем скорее и эффективнее он начнёт проявлять свою самостоятельность.
Важно помнить!
Действенным средством разрешения этого кризиса является сюжетно-ролевая игра (4 ЧУДО!). Ценность игры: а) в игре ребёнок познаёт себя и других; б) тренирует сосредоточенность внимания, внимание ,предвидение; в) учится ориентироваться в отношениях с другими; г) учится ставить цель, планирует её достижение и достигает её; д) учится видеть целое; е) учится жить!
3 ГОДА. ПРИОБРЕТЕНИЯ (вариант нормы)
1. Осознанно говорит о себе «Я», как бы рождается второй раз. (Это 2-й великий момент в жизни ребёнка, позволяющий ему смотреть на МИР собственными глазами, не отождествляя себя с родителями. С произношения «Я» начинается человек. Это основа развития личной ответственности ребёнка).
2. Выходит на сюжетно-ролевую игру.
3. Задаёт вопрос вопросов - «ПОЧЕМУ?» (отвечая на который, родители учат ребёнка ДУМАТЬ).
4.Осознаёт понятия «ЛЕВО-ПРАВО», «МАЛО-МНОГО».
5. Заметно сообразительность – по одной характерной части узнаёт целое: по ушам – зайца, по бивням слона… (Это признак образного мышления).
6. Обнаруживает тонкие чувства: любит, печалится, воспринимает насмешку, тоскует, завидует, доброжелателен, враждебен, способен сопереживать…
7. Формируется чувство СТЫДА.
4 ГОДА. ПРИОБРЕТЕНИЯ (вариант нормы)
1. Умеет обобщать, осмысленно заканчивать предложения. (Это признак аналитического мышления).
2. До 400-500 раз в день спрашивает: «ПОЧЕМУ?», «ЗАЧЕМ?», «ДЛЯ ЧЕГО?» (Критерием ума становится глубина вопросов).
3. Сосредоточенно занимается одним делом 40-50 мин.
4. В игре всё больше обнаруживается творчество. (Творчество – это умение решать проблемы новым и оригинальным способом).
5. Способен творчески действовать, опираясь на воображение – это признак IV ступени развития самостоятельности.
5-6 ЛЕТ. ПРИОБРЕТЕНИЯ (вариант нормы)
1. Начинает задумываться над смыслом событий и явлений. Его интересует не просто «ХОРОШО» или «ПЛОХО», а ПОЧЕМУ это «хорошо» или «плохо»?
2. Пытается искать причины неудач, спорит, доказывает правоту.
3. Уверенно ориентируется в пространстве, времени, в отношениях между людьми.
4. Сосредоточенно занимается одним делом 60-90 мин – это критерий готовности к школе.
Важно помнить!
Сосредоточенность внимания следует беречь и лелеять, а невнимательность и отвлекаемость – пресекать, как самую плохую из привычек.
5. Задаёт завершающий первичную ориентацию вопрос: «ЧТО БУДЕТ?»
Важно помнить!
1. Если ребёнок отстаёт в постановке вопросов, то родители СТИМУЛИРУЮТ интерес и сами задают вопросы.
2. Чем ярче, образнее, глубже ответы, особенно но вопрос «ПОЧЕМУ?», тем глубже понимание у ребёнка.
3. Родители учат ребёнка видеть ДЕТАЛИ (кузнечика – притаившегося, человека – «весёлого», «грустного», «уставшего», «отдохнувшего», и т.д.).
4. Ориентируя в людях, ребёнка учат, что справедливо, достойно, а что нет.
5. Не следует до 6-летнего возраста ускорять умственное развитие детей и пичкать их цифрами, буквами, знаками, которые подавляют образное мышление,детскую непосредственность, живой интерес к реальной жизни и природе.
В этом случае пострадают ВООБРАЖЕНИЕ и ТВОРЧЕСТВО, и ребёнок будет воспринимать мир только как потребитель, не готовый к истинному сопереживанию.
РЕЗЮМЕ: К 6 ГОДАМ фундамент личности уже заложен!
И от того, сумеют ли взрослые мудро разрешить диалектическое противоречие а) между желанием ребёнка быть самостоятельным (ребёнок всегда хочет больше, чем может выполнить) и б) предоставляемым ему полем деятельности (родители зачастую позволяют ему меньше), и будет зависеть дальнейшее его благополучие.
Какие же конкретные условия должны создать родители, чтобы приохотить ребёнка к самостоятельности и тем самым уберечь его от нервности – в следующей лекции.