Ребенка не нужно «развивать», его нужно любить!
Вред ДДУЭмоциональное развитие ребенка первые три года жизни — наиболее важный аспект его взросления. Оно оказывает гораздо большее влияние на дальнейший жизненный успех, чем интеллектуальное развитие. (Согласно последним исследованиям интеллект определяет только 20% карьерного и финансового успеха, в то время как эмоциональное развитие — умение управлять своими чувствами и чувствами других людей — определяет 80%.)
Почему так важна эмоциональная грамотность?
Эмоциональная грамотность — основа нашей человеческой эффективности. Это наш первый язык, который навсегда останется самым важным для нас. Если взрослый человек может:
- передать свои чувства партнеру,
- скоординировать работу целой команды или
- оставаться спокойным, слушая разгневанного подростка, чьи чувства он задел,
Это значит, что он использует эмоциональную способность, которая была усвоена им в первые месяцы жизни. По мере взросления процесс продолжается; мы учимся распознавать более тонкие эмоции и правильно управлять людьми. Со временем в нас рождается то, что обычно мы называем мудростью.
Здесь кроется глубокая ирония. Пока бизнесмен или биз-несвумен работают допоздна, чтобы позволить себе дорогую школу для собственного ребенка, неприметные взаимоотношения между нанятой няней для ухода за малышом и самим ребенком определяют, станут ли когда-нибудь в будущем родители и дети друзьями или потерпевшими неудачу чужими людьми.
Ребенка не нужно «развивать», его нужно любить!
В деле воспитания ребенка — такова природа человека — все должно происходить само собой, без излишних усилий и трюков. Быть родителем — это не наука о ракетостроении. Вам не нужно быть суперродителем, пытаясь «стимулировать» младенца или дать ему «раннее образование». Наоборот, если вы попытаетесь это сделать, то все только испортите. То, что мы обычно делаем, заботясь о детях:
- играем с ними,
- разговариваем,
- успокаиваем их,
- улыбаемся им — и есть самое лучшее, что мы можем сделать.
Все это — необходимая пища для детского ума, преподнесенная в правильном эмоциональном тоне. Многие родители, передав своего ребенка в руки посторонней няне, часто делают это, потому что не имеют ни малейшего представления о том, сколько всего происходит в эти первые месяцы. Они полагают достаточным, если есть кому накормить ребенка и поменять ему пеленки, взять ребенка на руки, если он плачет, — тогда можно просто «подождать, когда он вырастет». Нет более глубокого заблуждения.
Няни и воспитатели не заменят родителей
Наблюдения за работой штата яслей даже в лучших детских центрах указывают на то, что:
- общение между воспитателями и детьми протекает очень быстро,
- зрительный контакт, если он есть, слишком короткий,
- детей утешают походя,
- а разговоры сводятся всего лишь к мимоходом брошенной фразе: «Вот умница».
Это совсем не то долгое общение, которое происходит между родителем и ребенком. Исследователи заметили, что детские намеки, в особенности такие тонкие, как взгляды, и голосовые сигналы (требующие: «Посмотрите на меня!») часто вообще остаются без внимания.
Ребенок обучается через контакт, который должен быть постоянным и знакомым. Слово, которое ученые постоянно употребляют в своих работах снова и снова, — «чуткость». Это означает, что человек, который заботится о малыше, должен любить его, если хочет, чтобы ребенок вырос хорошим человеком.
Для нас с вами это значит, что любовь — это скрупулезное внимание и долговременная забота. Когда мы кого-то любим, то мы предельно внимательны к ним и ставим их потребности выше своих. В этом и заключается проблема — возложить роль родителей на оплачиваемого воспитателя, который ухаживает за целой группой детей. Воспитатели умеют заботиться о детях, но они редко их любят.
- Любовь нельзя купить, ее даже нельзя завещать.
- Любовь нужно чувствовать.
- Она должна быть единой у двоих людей.
- И она должна со временем развиваться естественным путем.
Вывод. Никто так не нуждается в любви, как новорожденные дети. Первые месяцы и годы жизни даны природой для того, чтобы научиться любить и быть любимыми — самому главному, что должен уметь человек в своей жизни. Кажется, это очевидно.
В двух словах о развитии мозга ребенка от рождения до 3-х лет
- Сканирование ЯМР показывает, что мозг ребенка главным образом развивается после рождения благодаря различному стимулированию первые три года жизни.
- Взаимоотношения на основе любви стимулируют развитие разных участков детского мозга.
- Посредством взаимодействия с родителями развивается эмоциональный язык, который используется детьми для сообщения того, что им требуется.
- Когда родители и воспитатели отзываются на детские эмоции, ребенок учится управлять ими: гасить страх, вызывать восторг, успокаивать гнев. Родители обеспечивают регулирование эмоций, пока ребенок сам не научится это делать.
- Быть эмоционально грамотными, способными любить и доверять — это первые уроки, которые получает ребенок, чтобы прожить счастливую жизнь.
По книге Стива Биддалфа: «Воспитание малышей. Нужны ли детям ясли?»