Почему детям нравятся монстры!?
Игрушки.«Моей дочке скоро 7 лет. Когда мы заходим с ней в магазин игрушек, она всегда просит купить куклу Монстр Хай. Это такие куклы-монстры с торчащими вампирскими зубами и синими, зелеными лицами.» (http://www.psychologies.ru/forum/post/37563/)
Многие взрослые против покупок всякого рода игрушек типа монстров, лизунов, всяческих противных липнущих существ типа насекомых и змей. При этом дети очень тянутся к этим игрушкам. Почему так происходит и стоит ли этому противостоять?
Для начала о том, что толкает детей к страшилкам и монстр-игрушкам.
Вспоминается история одной первоклашки. Однажды на уроке рисования у детей была свободная тема. Одна девочка долго не могла придумать, что ей нарисовать. Учительница пыталась подсказать какие-то идеи. Она, не посмотрев в окно, предложила изобразить то, что происходит на улице. Девочка взглянула туда по совету учительницы и от ужаса закричала «Там ничего нет!!!». Оказалось, несколько минут назад неожиданно опустился туман, и не были видны даже деревья, стоящие за окном. Туман пугает и завораживает. Стоит вспомнить удивительный мультик «Ежик в тумане». Это событий но не насыщенный сюжет. В центре внимания только картинка «Туман». Мы боимся того, что не видим. Воображение создает страшные образы. Поэтому возникает и страх темноты. Воображение рисует картины неведомого происходящего за пеленой занавесы.
Страшные истории, как утверждают специалисты, помогают преодолеть страх. В возрасте 5-7 лет у детей появляются первые представления и вопросы относительно жизни и смерти, добра и зла, хороших и плохих людей, в частности, бандитов.
Страшные истории дают возможность размышления об этих проблемах, наблюдая ситуацию со стороны. Если страшилки рассказываются друзьями в компании, у ребенка возникает ощущение нормальности подобных переживаний, так как у него возникает общее со всеми чувство страха. А также появляется мотив не бояться, так как преодоление страха в лице друзей это смелость и дерзость, возвеличивающая и создающая уважение. Есть страшилки, которые иллюстрируют известную пословицу «У страха глаза велики». Мы инсценировали с дочерью одну такую страшилку «Красная перчатка» и сделали видео. Развязка весьма забавная. А начало ее на кладбище, на темных улицах, в темном подъезде. Посмотрите, это интересно.
Теперь разберемся с монстрами-игрушками. Одно дело, когда страшную историю читают, работает воображение, ребенок в теплой постельке и мама рядом. Просмотр страшных мультфильмов и фильмов, минуя воображение, создает готовый образ неблагообразного существа. Но уже и к этому сознание приучено. А хочется ощущений, щекочущих страхом под кожей раздражающих унылое спокойствие повседневности. Вот тогда появляется потребность покупки этого монстра, чтобы ощутить, прочувствовать еще одним органом восприятия новый элемент не соответствующие обыденной реальности мир. Создать свою жуткую историю со своими игрушками. Вот вам и Монстр Хай - образы, олицетворяющие загробный мир, и лизуны, скользкие и холодные, так не похожие на живое, но подвижные и текучие. А с позиции коллективного сознания, если есть у всех, то должно быть и у меня. При этом не каждый ребенок может осознавать потребность испытания эмоции страха.
А если сложится так, что когда ребенок получает новую дозу страха, начинает сознательно чувствовать потребность в повторении, так как каждый раз преодоление границ своих «боюсь» вызывает приятные ощущения нервного возбуждения. Если этим увлекаться, можно попасть в сложную действительно опасную ситуацию, что связано с необходимостью постоянного расширения границ недопустимого, опасного, страшного. Как крайность, вступление во всякого рода сообщества, где нужно делать всяческие задания для получения наград или уважения.
Это как игра на контрастах. Младенец, только начинающий видеть, воспринимает в первую очередь все яркое и выделяющееся на основном фоне. Ребенок постарше попадает в похожую ситуацию в плане восприятия хорошего и плохого. Если ему ярко показывают позитивный или негативный образ, он тут же его схватывает. Сознание его классифицирует, как «светлое» или «темное». Так вот эти монстры - это контраст на фоне обыденного мира, к которому ребенок уже успел привыкнуть.
А как же русские сказки, которые воспитали не одно поколение детей? В них бывают еще те злодеи. Один Кощей чего стоит. Что может быть страшнее непобедимого бессмертного? Однако в русских сказках контрасты были нужны только для того, чтобы привлечь внимание ребенка, а затем через различные завуалированные ситуации передать ребенку мудрость многих поколений. Взрослые люди перечитывают сказки, к примеру, про богатырей и находят там символику, которую можно связать с астрономическими событиями. Как будто в сказах зашифрованы какие-то послания. Воспитывается и доброта, и чувство справедливости.
Достаточно вспомнить всеми любимого чебурашку или мурзилку, а ведь они являются прообразом домового. Доброго духа, который всегда жил в доме, был размером с двухлетнего ребенка и полностью покрыт короткой шерстью.
А теперь посмотрим на абстрактный собирательный образ мультфильма про монстров. Они оказываются вне общества нормальных людей - изгои. Их основная задача показать миру, что они такие же, несмотря на то, что они совсем другие. Какой в этом заложен смысл? Кажется, здесь попытка запрограммировать идею равенства «Будь как все». А если у ребенка игрушка этого изгоя, то он может начать ассоциировать себя с этим героем, этот миленький монстр, проявлять к нему сочувствие, подружиться с ним.
В мире будущего не должно быть индивидуальностей. Возникнет внутреннее стремление доказать, что он такой же, как все. А что такое «все»? Что это за образ? Где начинается и завершается норма, соответствующая человеку? Допустимо ли переступить эту грань? Наверное странно было бы встретить дельфина, желающего стать китом, или барсука, считающего себя медведем, хотя в мультфильмах такое бывает. А это уже другая тема. У меня есть несколько другая концепция мультфильмов. Вот, например, серия про Хэллоуин, наиболее близкая к теме. И ведь инопланетяне тоже могут оказаться монстрами?
Современные мультфильмы показывают частенько добрых забавных не опасных монстров. Почему возникает интерес к таким существам? Может ли быть опасен этот миленький маленький монстр? Привязанность к таким персонажам в чем-то сходна со страхом, так как появляется ощущение выхода за границы нормы. Сознание видит картины, отличные от реальности. Это привлекает внимание, развивает фантазию, погружает в несуществующие проблемы персонажа. Кстати, и в этих мультфильмах монстры - тоже изгои. Но неужели невозможно придумать другой сценарий? Или это все-таки программирование сознания?
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
А. С. Пушкин
Во всем, как в этом, так и во многих других вопросах, есть правило! Нельзя «чрезмерно много» и «чрезмерно мало». Если ребенок любит яблоки, это не значит, что нужно кормить его одними яблоками. Должна быть, как и во всем, золотая середина. Не стоит чересчур увлекаться страшилками, но, в тоже время, они полезны в небольшом объеме. Нужно развивать ребенка в разных направлениях, увлекать его разносторонними вопросами.
И еще интересный факт. Существует психологический тест. Ребенку предлагают нарисовать несуществующее животное. Можно назвать его монстром. После завершения рисунка, вы можете, например, используя ресурс http://www.tylinova.com/tests/test-1.html определить какие-то психологические особенности, например, агрессивность или скрытность.
И вот мы решили использовать возможности творчества и воображения. Совершенно неожиданно Полинка собрала из обрезков существо, которое никак по-другому не назовешь. Это монстр - пугающее, сильное, иногда отвратительное существо с необычайными способностями. Слово «монстр» происходит от лат. с корнем «moneo», означающего «предупреждать», или «чудо». Хочется чуда и волшебства! Монстрами можно также назвать и волшебных существ, например, стихалий: гномов, нимф, сальфид и саламандр. Если вы любите Монстр Хай, графа Дракулу из мультфильма «Монстры на каникулах» или других героев. Будем рады вашим рисункам! Так и появилась идея объявить конкурс рисунков «Монстры на нашем канале». Лучших монстров оживим, они будут участвовать в наших историях в видео на канале. Мы хотим создать новую концепцию мультфильмов про монстров. Поддержите нас! Главный приз - подарочный сертификат известного интернет магазина.