Сонатал. Исследования. Результаты.
«Сонатал-педагогика» - система медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка от зачатия до 10 лет Метод пренатального оздоровление детей, с использованием музыки - СОНАТАЛ (от латинского sonus - звук, natal - рожденный) был разработан в 1983 году, автор - М.Л.Лазарев. Научными консультантами метода были сотрудники НИИ педиатрии РАМН (проф. Р.П. Нарциссов, проф. Г.В. Яцик, проф Е.П. Бомбардирова, проф. Р.В.Тонкова-Ямпольская), а также, сотрудник НИИ питания РАМН проф. Е.М. Фатеева.
Основным фактором воздействия метода СОНАТАЛ является голос (пение) беременной женщины, который сопровождается специально разработанными тактильными и двигательными упражнениями и выступает в качестве инструмента эмоционально-дыхательного тренинга матери и плода. Под влиянием вокально-речевых, дыхательных и двигательных упражнений матери у плода возникают ранние эмоциональные реакции, адекватные воспринимаемым раздражителям, формируются первичные рефлекторные связи между звуками музыки, звуками речи, эмоциями, дыханием и движением. При этом происходит адаптация сердечно-сосудистой системы плода к дыхательно-двигательным нагрузкам, формируются биоритмы послеродовой жизни.
В 1996 г. Метод был рекомендован Минздравом РФ (методические рекомендации Минздрава РФ №13-03/10-279 от 30.09.96). На базе метода СОНАТАЛ были разработаны оздоровительные программы для всех периодов детского онтогенеза: программа «Интоника» - для раннего возраста, программа «Здравствуй!» - для дошкольного возраста, программа «Цветок здоровья» - для младшего школьного возраста, программа реабилитации детей с хронической бронхолегочной патологией, применяемая в том числе, в условиях летнего курорта («дыхательная климатотерапия»).
В результате была создана инновационная система медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка от зачатия до младшего школьного возраста, названая «СОНАТАЛ-педагогикой, научное исследование которой было продолжено в Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии Росздрава РФ и в отделении пре- и
перинатального здоровья детей ИПП и ВЛ НЦЗД РАМН.
Данные научных исследований (1983-2011) позволили автору «СОНАТАЛ-педагогики» выдвинуть теорию когносомного развития личности, обосновывающую возможность повышения функциональных резервов организма ребенка в процессе осуществления им образовательной деятельности.
К настоящему времени «СОНАТАЛ-педагогика» прошла 28-летнюю апробацию более чем на 50-тысячах беременных женщин и детей. Исследования, проведенные Управлением здравоохранения города Набережные Челны, позволили на 8% снизить младенческую смертность и на 15-20% улучшить показатели по всем основным параметрам состояния здоровья беременных женщин и детей. Результаты, полученные в г. Набережные Челны, позволили включить метод «Сонатал» в Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации (Коллегия МЗ РФ, протокол от 25.06.2002, № 12) и отраслевую программу «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 г.г.» (Приказ Минздравсоцразвития № 114 от 21.03.03). Инициатива Набережных Челнов нашла поддержку со стороны Общественной палаты РФ (заседание № 8, 21.06.06, Казань) и получила дальнейшее в других регионах России (более 150 городов).
В целом, многолетние исследования программ «СОНАТАЛ-педагогики», и в частности, метода СОНАТАЛ, как новой культуры деторождения в Российском обществе, продемонстрировали улучшение качество жизни беременных женщин и их детей снижение патологии беременности и родов, снижение младенческой смертности, повышение лактации, снижение соматической заболеваемости детей грудного и раннего возраста.
Полученные данные дают все основания для того, что опыт применения программ «Сонатал-педагогики» был более широко распространен по детским поликлиникам, женским консультациям, центрам восстановительного лечения, женским санаториям и курортам с целью повышения потенциала здоровья населения и решения демографических проблем России.
Текст документа взят с сайта Международного Университета Восстановительной Медицины.
Далее исследования.
Для получения базы данных, на платформе GOOGLE была разработана специализированная анкета - «СОНАТАЛ-шкала», позволяющая проанализировать развитие ребенка от внутриутробного периода до старшей школы [14]. В ходе анкетирования родителей г. Набережные Челны было получено 3825 анкет. При статистической обработке данных математическими методами уровень надежности считали достаточным при p < 0,05. В математической обработке материала и анализе результатов, помимо автора статьи, принимали участие О. В. Алексеева и И. М. Лазарев.
Ход исследования. Перед началом стати-стико-математической обработки материала была произведена выбраковка материала по критерию грубого несоответствия представленных в анкетах цифр предполагаемым данным, так как эти цифры выходили за рамки самых широких коридоров возможных ответов (несоответствие недели рождения - длине, массе тела и шкале Апгар, возраста - и последующего заполнения школьного раздела и т. д.). Также были удалены все парные анкеты с одинаковыми результатами.
В результате такой обработки из 3825 полученных анкет было оставлено 3807. Помимо обеспечения статистической достоверности выбраковка материала имела методическое значение, так как она позволила выявить отсутствие компетенций родителей (мам) по целому ряду показателей развития ребенка (перестановка понятий «гуление» и «лепет» и т. д.).
Обсуждение результатов
По данным родительского мониторинга, доля детей, прошедших СОНАТАЛ-школу, составила 38%.
Данные по выборке в 3807 детей совпали с результатами анкетирования психологов образовательных учреждений, опросивших 14 210 родителей (75 детских садов, 28 школ), которые показали, что 38% детей от этого числа прошли дородовую школу.
Кроме того, данные родительского мониторинга, выявившие 38% детей, прошедших дородовую школу, совпали с результатами официального запроса в Управление здравоохранения города (39 158 беременных женщин при детском населении: 2012 - 103 100 детей, 2013 -107 308 детей, 2014 - 111 022 ребенка) - 37%. Все три независимых источника описали одну и ту же цифру, что, с одной стороны, показало очень большой процент детей города, получивших совершенно новый вид пренатальной профилактики (37% из 100 000 детей), с другой стороны - достоверность данных родительского мониторинга.
В результате анализа данных было установлено, что дети первого года жизни, прошедшие дородовую школу, опережали в развитии своих сверстников, не прошедших такую школу, в среднем на 2-3 нед (при количестве занятий не менее 10 и с началом занятий - не позднее второго триместра беременности) по целому ряду психомоторных и психоневрологических показателей: удерживает голову, поворачивается на живот, сидит с поддержкой, сидит самостоятельно, ползает, встает, самостоятельно ходит, гулит, лепечет, произносит слоги/слова/фразы, фиксирует взгляд, неосознанно улыбается, узнает близких, самостоятельно берет игрушку, выполняет простые поручения, знает названия предметов.
В рамках СОНАТАЛ-шкалы были разработаны 5-бальные шкалы для самостоятельной оценки мамами выделенных нами когнитивно-соматических (когносомных) сфер жизнедеятельности, таких как: двигательная зрелость, эмоциональная зрелость, когнитивная зрелость (память), соматическая зрелость, дыхательная зрелость, адаптационная зрелость, вокально-речевая зрелость. Оказалось, что дети, прошедшие пренатальную СОНАТАЛ-школу, в дошкольном возрасте имеют статистически достоверные преимущества перед детьми контрольной группы в развитии вокально-речевой, двигательной и когнитивной и эмоциональной сфер жизнедеятельности.
Кроме того, с помощью оценок мам удалось установить, что в младшей школе дети группы «Сонатал» отличаются от детей контрольной группы по таким показателям личностного развития, как лидерство, коммуникабельность, поведение, целеустремленность, работоспособность, креативность, юмор.
Помимо оценок уровня развития детей, данных мамами, было проведено анкетирование психологов дошкольных учреждений и школ г. Набережные Челны. С учетом того, что данные, полученные в ходе анкетирования родителей, так или иначе несут отпечаток «субъективности», заключения психологов заслуживают особого внимания. Специалистами было установлено, что дети группы «Сонатал» легче проживают возрастные кризисы трех- и семилетнего возраста.
Было установлено, что при количестве занятий в дородовой СОНАТАЛ-школе более 20 суммарный эффект в развитии когнитивных и соматических функций, отмечаемый родителями в ходе родительского мониторинга, наблюдается не только в пренатальном и раннем, но также в дошкольном и даже школьном возрастах. Причем описанный эффект в области развития детей отмечен не только по показателям когнитивного (включая успеваемость в школе) и соматического развития, но и на уровне особенностей развития личности.