Роль игрушки
Страна вопросов, ответов и полезных советов (Вопросы, Советы, обмен опытом , полезные ссылки)Я и мои коллеги уже давно "играем в игрушки" в прямом смысле слова. В силу своей деятельности (консультации и коррекционные занятия по подготовке к школе, а также коррекция школьных трудностей) нам приходится применять в своих занятиях различные игрушки, игры, пособия и т.д. Но перед тем как включить тот или иной материал в работу, мы изначально играем в него сами.
До сих пор не могу понять почему в России (не могу сказать про другие страны) нет детских магазинов, в которых перед покупкой можно поиграть в выбранную вещь. И еще наболело... так, если вы (имею ввиду магазины) на можете предоставить возможность попробовать игрушку в деле, то тогда расскажите о ней хотя бы продавцу или консультанту. Все-таки странно как-то получается, в магазине бытовой техники продавец может рассказать как работает утюг, то в магазине Детский мир консультант не может объяснить смысл игры. Поэтому уже не удивляюсь, когда вижу озабоченных и вымотанных выбором игрушех родителей.
Могу назвать лишь один магазин (не для рекламы), в котором мне предложили поиграть в настольные игры - ИГРОВЕД. После чего я вышла не с одной игрой, а с четырьмя!))))) Если вы знаете еще, поделитесь, пожалуйста. Это всем для пользы.
Вы не думайте, что мы не наступали на "игрушечные" грабли при покупке игрушек. Наступали...!
Вернемся к "важности" и "правильности" игрушек в детском мире...
Думаю, что игрушки вообще нельзя поделить на категории, например, для развития, для творчества, для развлечения или выделить (как в биологии выделяется название вида) "игрушка обыкновенная". Любая "правильная" игрушканесет в себе интерес, доброту, пользу для развития ребенка и познания окружающего мира. Игрушка в руках ребенка должна вызвать интерес ребенка к познанию и творчеству, через которые ребенок получает колоссальное количество информации о процессах, явлениях, действии и т.д. Большинство же современных игрушек, которые мы видим на полках магазинов, а еще обиднее в обильных количествах в детских комнатах, являются с точки зрения психофизиологии и нейрофизиологии лишь кратковременным раздражителем.
Таким образом, наиболее глобальные роли игрушки:
1. способствует развитию
2. формирует стремление к познанию и творчеству.
Несколько столетий назад Великие психологи и педагоги (Пиаже, Выготский, Монтесори и др.) говорили о роли игры в жизни ребенка, а именно предметная и сюжетно-ролевая игра. С помощью игры развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.
Игра - основа для овладения новыми навыками, умениями и знаниями.
А с помощью чего?
С помощью игрушки, и самое интересное даже самой простой ложки и кастрюли. Оказывается с помощью их можно получать звуки и по-разному, можно стучать тихо, а можно громко.... Дети сами должны находить применение своим "игрушкам" (и в прямом и переносном смысле) - это и развивает и творческое и наглядно-образное воображения, способствует формированию причинноследсвенных связей и многое другое.
Почему взрослые пугаются простых игрушек? Оставьте свои ответы?
А мой ответ - 1) они просто не знают как в нее играть, быть точнее забыли. А вспомните как обычная палочка превращалась в ружье или ложку для каши, а каких кукол мы делали из одуванчиков, а денежками были листочки подорожника или другого растения. Смешно? А это было так увлекательно!!!!!!!
2) игру с простой игрушкой или вещью нужно показать ребенку, т.е. поиграть с ребенком! (например, как из ромашки сделать яичницу, или из листочков сделать тарелочки). А с помощью деревянных кубиков построить домик или гараж, а то и ферму!
Часто мы слышим от взрослых: "Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?"
Ответ: научите ребенка играть. Ребенок 3-5 лет до сих пор нуждается в совместной игре со взрослыми. Нужно научить детей этого возраста играть в сюжетные игры - путешествия, отрывки из мультфильмов или сказок. В этом возрасте у ребенка появляются многотемные игры, например игра "дочки-матери". Роль взрослых - направлять игру, но не мешать и не разрушать, то что само придумано ребенком.
3) интерактивная игрушка - проста в использовании, сунул. Кнопки есть, все есть. Пока разбирается я свободен!
Но как показывает практика, у тех родителей больше времени, у которых дети УМЕЮТ ИГРАТЬ.
4) многие взрослые не умеют и не знают как правильно закончить игру или как правильно помочь ребенку выйти из игры (ему очень трудно переключиться на другой вид деятельности - определнные структру мозга, отвечающие за данный процесс еще не созрели), например, когда уже пора спать или кушать.
Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.
5) не маловажный пункт - для игры игрушками нужно пространство - свой уголок, где он будет чувствовать себя уютно. С интерактивной игрушкой этого не требуется.
Случай из практики моих коллег, привели старшего дошкольника на консультацию по вопросу готовности к школе, как позже выяснилось у ребенока невроз. После долгих бесед с мальчиком и мамой выяснилось, что ему не давали времени поиграть. У Миши (условно) была потрясающая коллекция оловянных солдатиков, в которые он пытался играть. Дома, когда ему давали время для игры, он сначала готовился к игре - расставлял своих воинов. Пока он их расставлял, время подходило ко сну. А мама любила порядок в доме. И поэтому перед сном она просила сына убрать все игрушки на место. Так он и не доиграл свою задуманную игру ни разу до конца. А игра - это реализация всех мыслей ребенка на яву. Родители задумайтесь, нужно ли именно в этот вечер убрать всю начатаю игру или все-таки позволить доиграть.
Я с удовольствием дополню этот список вашими воспоминаниями, с обозначением ваших данных!
Продолжение следует.... (думаю этот раздел также будет постепенно дополняться, потому что мыслей много приходит). И вы, пожалуйста, делитесь своими.