Войти Регистрация

Минимальный словарный запас к 3м годам и направления работы над речью.

Это попытка как то обобщить мой «логопедический» опыт и рассказать об основных направлениях работы по развитию речи и формированию словарного запаса у ребенка от года до трех лет. Чтоб в голове немного по полочкам все разложилось.

Артикуляция гласных А и О http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710459

Артикуляция У http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1710837

Артикуляция И Э Ы http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1711143

Минимальный словарный запас ребенка в 3 года. Если попытаться найти в инете тот минимум, который ребенок должен говорить к 3 годам – он вам быстренько ответит кучкой общих фраз о том, что минимальный запас должен быть от 700-1200 слов, что-то там про грамматический строй речи, употребление существительных в дательном, именительном и творительном падежах, уменьшительно-ласкательных суффиксов и прочее и прочее. Если полазать по форумам – то тут тоже полный швах – у кого-то ребенок говорит 6 слов, а у кого-то рассказывает Пушкина наизусть… Единорог, в общем – этот словарный запас ребенка к 3 годам. Делюсь тем, что нарыла. Взято из книги Янушко Помоги малышу заговорить и немного дополнено мной из разных источников.

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор;

апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц (и звукоподражания им): собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка, коза, корова, петух, утка, гусь, лиса, заяц, волк, медведь и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога,

светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Фигуры: круг, квадрат.

Числительные: один, два, три.

Глаголы

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает,

пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит;

[листья] падают и др.

Прилагательные,наречия

Цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый,

мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Это малышковый минимум к 3м годам. Как видно из словарика – практически все имеет место быть в окружающей среде малыша и ничего особо выдающегося – в виде слов гепард, треугольник или десертная вилка – в нем не содержится.

Если практически ничего нет, а ребенку уже 3г – повод поискать таки логопеда и пройти полное обследование, начиная со слуха ребенка. Если ребенку два-два с половиной и хотелось бы как то позаниматься с речью – начинать надо с выяснений что из этого словаря малыш знает (логопеды называют это пассивным словарем ребенка). Что бы слово появилось в речи – у малыша должен сложится образ слова – набор звуков должен с чем-то однозначным ассоциироваться, ребенок должен понимать, что означает то или иное слово.

1. Уточнение и расширение пассивного словаря. Как выяснить, что ребенок понимает? Даже если спросить у мамы годовалого малыша – она вам тут же ответит – все-все понимает… Проверяется все очень просто – берется этот самый малышковый минимум, ребенок ставится вдали от этих предметов – и начиная с существительных просится – принеси (дай, покажи) мяч, принеси куклу, принеси тапки… где шкаф, где ванная, где кровать… Иногда бывают неприятные моменты – вы искренне считали что ребенок знает что такое тумбочка – а вот и нет. Потому как обычно вы говори что то типа Принеси свою книгу, она на тумбочке. Какая книга ребенок знает и приносит ее, а что то, на чем она лежит, – тумбочка… Или зубная щетка – обычно говорили – пойдем почистим зубки – и давали в руки что-то совершенно неассоциируемое ребенком со щеткой, потому как щеткой называли расческу для волос. Или ванная – пошли умоемся, пошли покакаем, быстро руки мыть – а то что комната – ванная – забыли уточнить. Еще бывает что некоторые слова ребенок путает – и не только стол-стул, а что то совсем непостижимое в вашем восприятии – тапки и сапоги, лыжи и санки, чашка - чайник – то есть предметы из одной группы – это не какая-то глобальная проблема – достаточно просто вывалить эти предметы обихода в кучку, найти соответствующие картинки в книжках, мультфильмы, стихи, и почитать-поиграть-посмотреть – провести тематические занятия. Бывает, что ребенок путает слова сходные по звучанию – удочка и дудочка – это вопрос к вашей артикуляции и темпу речи. Бывает, что некоторые словосочетания он принимает как одно слово – даймяч, соленыйогурец, спиуженочь – поэтому так важно при контрольной проверке выбирать такие выражения, которые вы редко используете. В общем, всяко бывает.

Глаголы проверяются также на слух – то есть вы НЕ говорите – Обними меня – широко расставляете руки и приседаете – совершается жест, который ребенком трактуется как обнимашки сейчас будут. Вы даете речевую инструкцию, а сами изображаете статую – побегай с подружкой (гом), догони мяч, открой банку, закрой шкаф, вытри пол и т.д. Желательно для контрольной проверки выбирать такие действия, которые в обычной жизни ребенок не делает – то есть немножко похитрить – если обычно он пьет из стакана – то вы даете стакан и просите его помыть. Наличие огромного количества существительных в речи – не так важно, как наличие огромной глагольной базы. Глаголами у логопедов считаются так же некоторые другие части речи – надо, на (возьми), туда (иди) и т.д. Считается, что при наличии в частом употреблении 20 глаголов – происходит резкий скачек в развитии речи.

Если выяснилось такое вот непонимание – надо поменять тактику общения в целом. Надо короткими емкими фразами описывать свои действия – Идем мыть руки. Бери мыло. Мыль ручки. Открывай кран (мы в Европе живем – такие цены на коммуналку – работать не хочется). Водичка побежала. Теперь смывай руки. Где полотенце? Вытирай руки. Умничка!

Роботом вы не станете – но ребенку большую услугу окажите. Вы должны много говорить – но не превращаться в гул, и уж тем более не играть в молчанку (чем особенно грешат папы). С пониманием речи надо работать постоянно – эта работа не пройдет после появления заветных предложений, это будет продолжаться до самой вашей смерти – потому как понимание природы вещей – наука вечная.

Где то с года малыша (а именно почему то с года в журналах перестают печататься таблицы чего малыш должен делать) – полезно завести что то вроде таблиц контроля. У издательства Карапуз была серия Мои первые слова – в каждой книжке есть приличный опросник малыша. Серию можно скачать, распечатать и каждые полгода контролировать развитие речи и навыков ребенка.

2. Развитие общего подражания. Итак, понимание на уровне, а вот речи активной нет. Для того чтоб она появилась и развивалась необходимо чтобы ребенок стремился вам подражать. Что это значит в практическом смысле? Ребенок должен стремится повторять за вами некоторые действия – строительство по образцу (о котором так много написано - берете кубики и учите стоить башню, кровать, стол, дом, замок и т.д.), подражание движениям (попрыгаем как зайчики, делаем зарядку), творчество (сделать повторяя за вами из теста шарики), мимика (покривляйтесь – надуйте щеки, покажите язык) и т.д. Если ребенок вообще ничего за вами повторять не хочет – серьезный повод обратится к психологу – скорее всего у вас присутствует некоторый внутрисемейный конфликт.

С подражанием надо постоянно «работать» - это доверие малыша к вам. Не надо выдумывать какие-то особые упражнения и гимнастики. То что есть в интернете – разработано в основном для логопедов (которые должны быстро войти в эмоциональный контакт с ребенком) или для воспитателей детсадов (они так же мало знают вашего малыша). Дома по моему мнения – первычны занятия не по выкладыванию мозайки по образцу, а например – вместе приготовить пиццу, сварить кашу, помыть пол, выбрать продукты в магазине – вы должны найти в своей жизни место не для занятий с малышом, а посильные занятия по дому для него.

Очень часто мы – родители – сами и отбиваем охоту подражать нам постоянными запретами – ребенок хочет помыть посуду – ой-ой-ой, сейчас зальет всю кухню водой, иди лучше поиграйся, а я сама все быстренько помою. Мало того что гораздо раньше чем в подростковом возрасте столкнетесь с проблемой нежелания мыть посуду после себя, так еще и повод расширить словарный запас упущен. Ничто так не укрепляет отношения как совместное дело. Желая подражать вам в привычной жизни – ребенок захочет подражать вам и в речи, охотнее сделает артикуляционные упражнения, освоит пальчиковую гимнастику, существенно расширит свои игры, пуская в них вас.

Часто бывает так – вы не пускаете ребенка в свой взрослый мир, ребенок не пускает вас в свой детский. Надо поощрять такие порывы ребенка и максимально использовать их для его развития – помыли посуду на настоящей посуде (можно ведь и не фамильный хрусталь давать, а пластиковые стаканчики, палки-мешалки, вилки-ложки, наборы контейнеров, в которых в храните остатки еды в холодильнике), потом по случаю имитировали мытье детской посуды, потом вообще имитировали и детскую посуду и ее мытье (на прогулке, например, листики у вас были тарелками-чашками, фантик – губкой-тряпочкой, палочка – щеткой для мытья посуды). Приобщили к чистоте, расширили-уточнили словарный запас, укрепили отношения между собой.

3. Следующим важным направлением в развитие речи являются упражнения для развития слуха. В инете очень много упражнений – если надо – пишите в комментах, я подробно на них останавлюсь. Начинаете с неречевых звуков – 2-3 разных звучащих предмета – гремите-стучите за спиной или ширмочкой – спрашиваете что звучало? Потом речевые – за ширмочкой спрятали животное – ой к нам кто то пришел в гости – кто там? Мяу-мяу – кто это к нам пришел? И ребенок должен показать игрушку – назвать кто пришел. Постепенно усложняете.

4. Следующее – развитие мелкой моторики – все эти сенсорные коробки, тактильные карточки, мячики для животных, лепка, аппликация, бусы, мозайка, рисование, выкладывание, конструкторы и т.д. Специально остановлюсь на пальчиковой гимнастике. Да, можно найти огромное количество всяких стишков и упражнений в инете, ничто не мешает их делать с ребенком. Но по секрету – пальчиковая гимнастика не так уж и необходима. Существует всего 2 обязательных упражнения – первое – это типа сорока-ворона (с загибанием отдельных пальчиков и их массажем), второе – это пальцы, ребро, кулак.

Не фанат ваш ребенок пальцы гнуть под сомнительные стихи – найдите лучше то, что он будет делать с удовольствием – бусы в виде маленьких машинок, мозаика по принципу воткни в картинку, обмазывание одноразовой тарелки пластилином (тестом), рисование пальчиками на кафеле при принятии ванны и т.д. При том же мытье посуды происходит такая работа пальцами – никакой гимнастике не снилось. Вместо пальчиковой гимнастики просите ребенка часто посолить-приправить (больше вариантов стимуляции кончиков пальцев – сухое орегано, розмарин, корица, сухие коренья и т.д. (НЕ острые приправы)) пищу, имитировать соление в играх с детской посудой, имитировать движения включить-выключить плиту (завести машинку), открыть-закрыть кран (открутить гайку), перебирать разную крупу (украсить ей тарелку из теста) и т.д. Всем детям нравится театр теней - часто дети стремятся сами делать простые фигуры.

5. Следующие – развитие речевого дыхания. Речевое дыхание от неречевого (обычное дыхание – выдох-вдох) отличается тем, что выдох более продолжителен (на выдохе произносятся звуки). Для правильного произношения необходим сильный продолжительный выдох, направленная струя воздуха. Также происходит тренировка дыхательного аппарата (профилактика бронхо-легочных заболеваний), укрепление губных мышц (сильные мышцы – чистые звуки). Так что если каша во рту у ребенка (для ее профилактики) – задуваем свечи, дуем на вертушки, метелки из елечного дождика, изображаем ветер в морских сражениях, сдуваем со столов снежки из ваты (бумаги), листья (настоящие и бумажные), птичек-бабочек, качаем музыку ветра, делаем пузыри в стакане через трубочку, дуем на одуванчики ( старая игра дед или баба? - лысый одуванчик дед, остались "волосики" - баба) и т.д.

Основные правила выполнения данных упражнений:

- НЕ поднимаем плечи,

- НЕ надуваем щеки,

- НЕ делаем до-вдохов.

6. Следующее – формирование правильной артикуляции. Сюда относятся логоритмические упражнения (альбомы Веселая логоритмика, Гав,гав, мяу Железновых, Логопедические распевки Овчинниковой ТС), чистоговорки (Са-са-са - прилитела к нам оса), звукоподражание. Конкретно упражнения на правильное произношение звуков (с зеркалом, с упражнениями на язычок, чисто артикуляционная гимнастика) начинать лучше после 2х лет. К 3м годам ребенок должен правильно произносить следующие звуки:

Гласные буквы А О У И Ы

Согласные буквы М Н П Б Т Д К Г Ф В

Вот с ними и работаем. Буквы учить не обязательно. Артикуляционные упражнения отличаются тем, что вы не просто говорите – а утрировано, привлекая внимание к состоянию ваших губ при произношении звуков. Постараюсь в отдельном посте выложить упражнения. Этот и так уже такой огромный – что никто его читать не будет.

Комментарии

Россия, Ангарск
Какой замечательный и очень полезный пост!!! огромное спасибо, как раз вопросы на мои мысли...буду претворять в жизнь...напечатала карточек с предметами обихода, одежды, мебели — максимально приближенными по внешнему виду к тем, что дома....вчера опробовали — доча явно заинтересовалась сличением карточек и предметов...еще раз спасибо! в закладки!

Кипр, Лимассол

Спасибо за коммент — очень рада что пригодилась информация! Если чтото конкретно интересует — спрашивайте — постараюсь ответить. Одним глазом посмотрела ваш дневник — такие фото яркие, красивые- вот бы мне так научится))) и занятия у вас очень интересные- так держать! 

Карточки — да, это великая сила. Очень много можно с ними чего наделать! Но сейчас — именно сейчас до 3х лет — старайтесь больше развивать слуховое восприятие. То есть — выложили карточки — найди тумбочку, найди шкаф и тд. Потом другую тему дали — посуда например. Наигрались — забросили. Через какое то время — смешали две стопки и попросили рассортировать — сюда мебель, туда посуду. Но в быту — постоянно — ежедневно — накрыли на стол совместно, принеси трусики, они в шкафу на нижней полке, поставь книгу в стеллаж, положи игрушку на тумбочку и тд.  Чтоб не столько визуальное — слуховое восприятие было задействованно... 

Россия, Ангарск
Больщое спасибо, Ирина! приятно слышать, что и наш дневничок яркий))
Да, после прочтения вашего поста я и сообразила как действовать...сначала называю предмет и спрашиваю, где он...если не знает показываю карточку и мы идем его искать...а потом я в течение дня прошу что-нибудь с этим предметом сделать, поставить, открыть, переложить и т.д.
и да, теперь постоянно поощряю ее к действиям — положи книжку на стол, открой шкаф и положи консерву в корзинку, пролила чай? неси тряпочку из ванной, протирай пол и отнеси тряпочку и повесь ее на ведерко)))...вижу прогресс!!)))...хочу по вашим пунктам прямо основательно пройтись...сейчас на очереди подражание будет — будем мыть зверушек и посуду, скручивать полотенца и проч.)))
если напишите про звуки дополнительно — с удовольствием прочитаю!!!
Кипр, Лимассол

В начале поста ссылки на гласные звуки. Посмотрите.  Из книг мне очень помогли Янушко Помоги малышу заговорить. Методички О громовой. Серия Борисенко Лукина Рождаюсь, развиваюсь, расту. Фадеева пичугина Логопед занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием Конспекты ( очень хорошие и подробные). Сейчас я очень увлеклась книгами Ушаковой О. С. 

Россия, Ангарск
Огромное спасибо, Ирина! обязательно посмотрю книги по вашим рекомендациям!!!
Россия, Тамбов
Спасибо!!!
Россия, Москва

Какой замечательный пост! Спасибо!

Россия, Москва

спасибо,очень много полезного для себя нашла и буду внедрять в наши занятия,у меня дочка глотает окончания,это всё таки из-за дыхания я так поняла,а про 20 глаголов сегодня же попробую,ещё раз спасибо за ваш труд

Россия, Москва

спасибо большое.Не пост, а находка)

Кипр, Лимассол

Спасибо, надеюсь НЕ пригодится.

Ирина, большое спасибо за Ваше время. Прочитала Ваши посты, Ваш рассказ о старшем сыне, сколько терпения, любви нужно, чтобы преодолеть столько трудностей.

Моя дочь ровесница Вашей, но с речью у нас очень плохо, словарный запас на 95 % состоит из аморфных слов. Глаголы почти отсутствуют, я долгое время не считала это проблемой. Сваливала всё на то, что у нас двуязычная семья. Мы живём в Испании, мой муж испанец. Наша педиатр это проблемой не считала, да и окружающие в один голос говорили, что это нормально.

Я занималась с ней по Доману, по школе Лены Даниловой, очень много ей читаю, с пониманием речи, как мне кажется, проблем особых нет, хотя после прочтения Ваших постов у меня появились сомнения. Я вышла на работу, когда Надюше исполнилось 5 месяцев, работаю до обеда, но практически с ней я только после 16:00, утро уходит на сборы, конкретно заняться ребёнком я могу только после работы. Мне всё время кажется, что в наших занятиях не хватает системности, что я вечно с ней не успеваю, начитаюсь дневников других мам и у меня складывается впечатление, что мой ребёнок получает от меня намного меньше. Наверное, это моя проблема больше, муж мне всё время говорит, что нельзя себя сравнивать ни с кем, тем более с людьми, которые не ходят на работу и занимаются только ребёнком, но постоянные угрызения совести присутствуют.

Я немного отвлеклась, так вот, занятий по развитию речи как таковых я никогда не проводила, пальчиковая гимнастика у нас не получается никак, хотя я пробовала неоднократно, загибать и разгибать пальцы она отказывается категорически, вчера я попробовала театр теней и ей понравилось, но т.к. я сама почти ничего не умею (надо поискать информацию) особо ничего не получилось. А уж артикуляционная гимнастика- это для нас причина разреветься. Думаю много зависит от самой мамы, у меня спонтанно ничего не получается. Ну не умею я сесть на пол и придумать интересную игру, мне нужны инструкции даже к набору для кукольной посуды. Хотя я переламываю себя и играю, пытаюсь заниматься с ребёнком всегда. Она любит мыть со мной посуду, лепить, помогает по дому, т.е. в этих занятиях какой-то массаж ручек присутствует.

Вчера я придумала и сделала план примерного занятия, исходя из Вашего поста про звук «А», книги Янушко «Помоги ребёнку заговорить» и т.д.

Петь звук АААААААААААААА с карточками отказались категорически, имитировать плач куклы, птенчика, который кушает и т.д. тоже, какими-то непонятными выкрутасами мы немного поакали на руках у мамы, делая вид, что мы новорожденные.

Пальчиковая игра тоже коту под хвост, пытались играть в театр теней. Артикуляционная гимнастика тоже была похерена, повторенее окончаний стишков тоже. Я пыталась упростить, пытались учить «Уронили мишку на пол», мой ребёнок повторяет только ХармсаБарто это не для нас.

Кончилось всё тем, что я поставила ей диск «Говорим с пелёнок» и некоторые слова, в основном односложные, она себе тихонько под нос повторяет. После того как я прочитала у Вас про то, что логопеды считают, что слово произнесённое один-два раза уже составляет активный словарь ребёнка, думаю, что есть много слов, которые она может произнести, но не произносит. Ещё она часто себе шепчет под нос слова, показываешь её на мышку и спрашиваешь: «Кто это?» Она отвечает: «Пи-пи». А сама себе шепчет: «Мыши-мыши».

Проблема в том, что к логопеду отвести её у меня нет возможности, т.е. к логопеду, которые может оценить её русский, с сентября она идёт в сад (сейчас по утрам с ней сидит моя мама или мой муж, он часто работает по вечерам, а утром сидит дома) там с ней будут говорить по-испански, ну ещё по-валенсийски (местный диалект) и английски. По-испански она говорит ещё меньше, раз в 10 меньше, чем по-русски. Я ещё очень боюсь, что если она до сада не заговорит, то по-русски она уже не заговорит никогда.

Поэтому я просто в ступоре, как планировать её занятия домашние, тем более у неё сейчас период «Не хочу», она отлично собирает пазлы по 54 элемента, быстрее, чем я, но вот сейчас она не хочет. Любила заниматься по пособиям типа Земцовой, вот сейчас не хочет и всё. Опять нужно либо возвращаться к тематическим неделям, либо пробовать что-то новое.

Ещё хотела сказать, что у неё все прогрессы идут очень странно, рывками с одного дня на другой. Ещё 2 месяца назад она вообще не собирала пазлы. Никакие, я даже переживала, что она не может собрать малышковый пазл из 2-3 элементов. И вдруг она сама притянула пазл, который ей дедушка подарил на Новый год из 21 элемента, посидела и собрала, через неделю собирала по 30 элементов, потом по 54. Сейчас она не хочет вообще этим заниматься, тоже с нанизыванием бус, я с ней с августа прошлого года билась, она брала, пыталась и не понимала как продеть иголку, я уже просто извелась (не подумайте, что я за ней днями с ними ходила). И вдруг где-то месяц назад села и продемонстрировала нам как она умеет делать бусы, сидела несколько часов нанизывала бусы. И таких примеров масса.

Я прочитала про занятия с кубиками Зайцева и подумала, может реально попробовать это самой дома? Поискала информацию, но толком ничего не нашла, хотя можно попробовать просто попеть слоги, но пока без кубиков, я так поняла. Просто начать с МА и протягивать слова с этим слогом?

Получилось много и сумбурно, извините. 

Кипр, Лимассол

Как раз очень хорошо и подробно получилось! Это вы меня извините - с приходом лета совсем нет времени на инет.

Ваш муж правильно говорит - работающей маме равнять на мам, которые сидят дома не стоит совершенно. Нои испытывать муки совести тоже не стоит - мамы выкладывают свои недельки не для того чтоб похвастаться - а для того чтоб другие мамы могли тоже воплотить их идеи в жизнь. Мне кажется - вы больше чувствуете вину не за то что мало занимаетесь с ребенком - а от того что не можете ничего "ТАКОГО" придумать. Парадокс получается. К тому же - вы видите красивые итоговые фотографии - а подписей - незаинтересовался, не пошло, поиграл секунду, проигрнорировал - а это 95% неделек - не то что не замечаете - не "можите" замечать. Честно - я не люблю недельки, потому как скучно и маме и ребенку после 3-5 недельки. Наша жизнь - это бесконечная смена декораций и ощущений - поразило меня и детей пение птичек - сделала несколько занятий про птичек, посмотрели мультик про зиму- впечатлило детей - повырезали снежинки, порисовали снег, нашли все зимние картинки в книжках и т.д. А для системности у меня есть недельный план и обязательные пункты в нем в виде занятий с игрушками - постараюсь написать подробно в ближайшие дни про это.

По что развитие идет скачками - это НОРМАЛЬНО. нам бы - родителям - конечно хотелось бы чтоб оно шло ПОСТЕПЕННО - но так практически не бывает. Это и минус - но это же и плюс!!! Поэтому - вам и карты в руки - работа на интересе, на азарте - ну не просто же однотонный фон ребенок собирает - подбирайте пазлы с такими картинками, которые ваш ребенок может назвать - и не как учитель спрашивайте - а тоже азартно наблюдайте за работой - чего вам не занимать похоже - и удивленно спрашивайте - если вам трудно притворятся - сядьте с противоположной стороны от ребенка - чтоб пазл у вас был вверх ногами - и спрашивайте - вроде бы (допустим) цветы - а какой именно цветок - не могу понять, ну или там - рыжий - а какое животное не сообразите. Детям надо совсем чуть-чуть подиграть - и все хорошо будет. И не поправляйте - если ответит по-испански или аморфно - ваша главная задача - по внутреннему состоянию так же радоватся успехам в речи как и успехам в собирании пазлов - хотя бы внешне. и подкладывать разные картинки - порадывались что собрала сложный пазл - в 3 раза больше порадывались что назвала что собрала - как то так.

Ирина, простите меня, что сразу не ответила, не было доступа к нормальному инету и только сейчас добралась до компьютера. За это время я немного успокоилась, у нас в речи появились глаголы и много новых слов, много уже не аморфных!!! Конечно, мамы детей, у кот. нет проблем с речью, не поймут как я могу радоваться таким вещам, когда моя дочь в 3 года говорит, как многие дети в 2. Но для меня это большой прогресс. Ещё я всё-таки оплатила очередной курс школы Лены Даниловой, многое меня там не устраивает, но системность будет и от этого мне немного легче. Хочу взять себя в руки и составить план работы на ближайшие несколько месяцев.


Кипр, Лимассол

Я очень вас понимаю, так как с сыном были огромные проблемы! Не переживайте, что в 3 г говорит как в 2 - главное чтоб не молчала и говорила. Где то к 4 годам речь выровнеется у всех! План - это дело хорошее, но самое важное - это взять за правило каждый день например перед сном или когда вам удобнее обсуждать прошедший день и особено поразившие вас вещи - как плохие так и хорошие, но спокойно и как констатация факта. Сначала большую часть будете проговаривать вы - но старайтесь задавать вопросы простые и с ответами, которые ребенок может ответить. Например, - утром мы умылись и что почистили? - Субы. или и чем мы зубы почистили? - сеткой ( многие дети отвечают расческой) .. Потом мы гуляли в парке и встретили... Машу-дашу-петю-собаку и т.д. Это тоже развивает все что можно - речь, память, мышление, воображение, ассоциации и т.д.

Сейчас мне очень нравится заниматся с машей по пособию Косиновой Уроки логопеда - хотя я не очень довольна иллюстрациями - мне кажется могли бы быть и покрупнее - слишком много пустого места http://www.labirint.ru/books/190275/

Но в принципе можно заниматся по любой книге - книгам - которые есть у вас дома - открываете книжку, обсуждаете что нарисовано. Вообще в плане пособия для развития речи и желания иметь какой то план лучше чем Моя первая книга белого города я не видела http://www.labirint.ru/books/49632/

Про пересказ дня возьму на заметку обязательно, а вот про Мою первую книгу. Не поздно нам?

Уроки логопеда поищу может получится скачать, нет, так закажу. Спасибо большое.

Кипр, Лимассол

Моя первая книга - это просто альбом с разными иллюстрациями. Там есть и отдельные картинки - в начале это игрушки, иллюстрации к совсем грудничковому периоду - ребенок с бутылочкой, в кроватке с решеткой. Причем малышковый раздел, которых сто фото в лабиринте - на самом деле занимает стр 10 всего.И кстати, 3х летки как раз очень любят "повспоминать" повздыхать на этих страничках - а это мои игрушки, когда я маненькая была! а это моя кроватка! А это моя коляска! А дальше - есть большие панорамные картинки - например сценка из деревенской жизни - там и изба, и гуси, лошадь с телегой и дети в пруду купаются и женщины белье стирают в реке. - это 15 илл на лабиринте. Это ж сколько всего можно наобсуждать с ребенком из года в год по одному только этому развороту! И таких большых панарамных видов в книге несколкьо - город днем и город ночью. Зима с санками и лыжами. А дальше идут опять маленькие - илл 23 - посмотрите как здорово придумано - домашний кролик, а лесной заяц - и очень наглядно! Есть панарамные илл морского дна, животных разных стран, ягоды. грибы, насекомые и т.д. Эта книга надолго. Только в этом учебном году 6 летний сын ее раз 100 доставал и мы рассматривали животных, птиц, рыб, хотя есть у нас и специализированные книги и Атлас-определитель для начальной школы - но эта малышковая - самая востребованная. А с 3 до 4 лет как раз будет много уточнений и упорядывачений знаний -  можно сказать настольная книга будет! Так что я бы лучше ее заказала - поискала по знакомым, чем косинову...

Спасибо большее, даже в голову бы мне не пришло, что мне эта книга может быть нужна, Косинову скачаю, а эту куплю.
Россия, Москва

спасибо за пост!

Все упражнения и рекомендации из вашего поста выполняем!

Все отлично понимает (думаю, что гепард и десертная вилка для него тоже не проблема))) Вчера старший сын спросил у меня где его паспорт, мелкий тут же прибежал с его паспортом (т.е. не просто знает что такое паспорт, но и знает где мой, где его). А лежал он, кстати, в моей дамской сумке (которая лежала в шкафу и я с ней уже месяц уж точно никуда не ходила). Мы обалдели)

С подражанием проблем вообще нет (полы моет не хуже меня, посуду размывает, пиццу печет (ну кроме теста, естественно), из пластилина лепит... 

Со слухом проблем нет!

С мелкой моторикой тоже все отлично!

Артикуляционной гимнастикой занимаемся! и т.д.

а он НИЧЕГО не говорит((( Вернее он говорит максимум 10, самых элементарных слов (не больше). При этом, у него появляются новые слова, но старые пропадают бесследно(((

Кипр, Лимассол

Че-то не сохранился мой ответ, пишу заново.. Если у вас есть такая возможность - для собственного успокоения - я бы отвела ребенка к логопеду на диагностику. Диагностика для детей такого возраста выглядит так - логопед начинает играть с рбенком, используя разные игрушки и материалы, в игре тестируя возможности ребенка в различных сферах. Диагностика длится около часа, по ее итогам логопед еще около часа будет вам рассказывать о вашем ребенке и его способностях. Профессиональный логопед обычно и не спрашивает ничего у родителей перед тестированием ( кроме есть ли у ребенка какие то сложные неврологические диагнозы) - он вам сам после все-все расскажет - маагия! Так же логопед даст вам рекомендации и необходимые для вашего ребенка упражения и по возможности все это покажет в живую, и проконтролирует правильность вашего выполнения их - например, покажет как выгибать губы при артикуляционызх упражениях и поправит вас, если вы сами их неправильно выгибаете. 

Перед диагностикой и просто для себя попробуйте просто записать все слова-полуслова-любое звуковое обозначение которое произносит ваш ребенок. Этот словарик поможт логопеду более точно оценить речевую картину вашего сына, но и вы в процессе записывания этого самого словарика будете приятно удивлены количеством того что ваш ребенок говорит. Я уверена на 1000% - там не 10 слов. Вот так примерно выглядит словарик - http://www.babyblog.ru/user/Irsha80/2868 как видите - там и просто слоги, и сокращенные слова, и звукоподражания...

Ну и старайтесь больше создавать ситуаций где нужно что то сказать малышу самому, задавайте вопросы. В этом вам также поможет словарик со словами, которые говорит ребенок. Тут уж на что вашей фантазии и интересов ребенка хватит - если любит книжки - сделайте сами рассказики в альбоме, а вместо слов которые знает ребенок вклейте картинки или нарисуйте - например, говорит хорошо слово киса-кот-кошка - напишите рассказик про кошачих - Жила-была (кошка - картинка-рисунок). и далее небольшая история про кошку с картинками-словами которые ребенок тоже хорошо говорит. И читайте его вместе в два голоса - ты тект - ребенок картинки. Мой сын обожал такие книжки, постепенно можно дописывать, вводя новые слова.   Рассматриваете картинкув альбоме типа моя первая книга - где кит? где кошка? где мышка? где девочка? - малыши обычно любят рассматривать большие картины,  показывают пальчиком. Далее - обратные вопросы - кто это? что это? Все игры на слух - ваши - помяукали - полаяли - кто это говорит? и т.д. Спрашиваете как можно чаще - что будет есть - суп или кашу? чай или молоко? -в ситуации когда у ребенка нет возможности ткнуть пальцем, а надо как то речью озвучить свой выбор. Одеваете ребенка - ой, чтото я забыла на тебя надеть.. Что же-что же я забыла? Игры в детское лото, в мемо - очень хорошие, в азарте игры начинаются новые слова сыпатся как горох. я такую самодельную делала http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1700186 - хоть каждую неделю новую клейте, используйте сначала те слова, которые ребенок может хорошо сказать.

Надеюсь, все у вас будет хорошо!

Россия, Москва

спасибо вам большое!

если считать слоги и звукоподрожания, то их, конечно, больше! а полноценых слов максимум с десяток наберется((

картинки все показывает, но называть не называет( только мычит((

когда спрашиваю то или это (часто так делаю пытаясь разоворить), то он машет головой "да" или "нет" пока не попаду в нужный ему ответ! могу раз по десять переспрашивать(

Кипр, Лимассол

Логопеды очень своеобразно оценивают активный словарный запас ребенка. Это происходит от самого развития речи и особенности восприятия речи человеком как вида. Что такое слово? это то что мозгом конкретно вычленяется из всего множества звуков и ассоциируется с чем-то конкретным. В русском - Нее - это отрицание, а в греческом - это наоборот положительный ответ! То есть в зависимости от речевой среды сначало должно сформироватся понимание и четкая ассоциация что тот или иной звуковой набор означает. Поэтому логопедами оцениваются даже такие двухбуквенные обозначения как речь (предречь) если это короткое сочетание четко ассоциировано ребенком с чем-то одним. Еще пример - машину мой сын называл бибика. А любой другой предмет обозначался дудука - бибика - это "типа слово", а дудука - не считается, потому как это может быть все что угодно. Далее - словопроизношение развивается так - что то меня на кошек сегодня тянет - мау-мау - киса (кити)-кошка. Сначала звукоподражания-звукообозначения, затем аморфные слова - полуслова (киса, авка, бибика, гага и т.д.), а уже потом - нормальные слова. Это как учится ходить - да, многие дети сразу встают и идут, но все равно даже у самых ходунков есть мимолетный период ползанья - так и с речью - этот период навешивания ярлыков из полуслов необходим просто для того чтоб ребенок понял как вообще "работает" речь и сам попробовал ее на язык. Эти полуслова могут сохранятся достаточно долго - моя дочь например называла корову МУ, уже есть в речи и бык, и теленок, и куча чего еще - а корова все также МУ, но с ростом словарного запаса эти слова уходят. Еще логопеды считают что если ребенок хотя бы один раз произнес слово - все, оно уже в активном словаре. Дочь в  год и два бредила пингвинами и пару раз сказала ПИНГВИ. в следующий раз она сказала пингвин через полторагода. Но у логопедов этот несчастный полуптиц считался уже в ее активном словаре. Так что те слова, которые исчезают из речи вашего ребенка, на самом деле просто где то лежат до поры до времени и тоже ему в плюс.

Как мать вы лучше знаете своего ребенка и вам проще подобрать такие игры- занятия для него чтоб провоцировать на речь. На мой взгляд  - по 10 раз переспрашивание - это не совсем правильно, это наоборот раздражает ребенка и вызывает неприятие речи. Можно придумать очень многое - и главное доброжелательное отношение и веселье. Можно играть в поезд игрушечный - и спрашивать - кого посадим в этот вагон? куда поедим? показал рукой - вы назвали - на стопятьдесят тысячный раз - ребенок скажет сам. Лото, мемо и карточные игры в этом идеальны - если игра нравится ребенку, он сам охотно играет в нее по сто раз на дню. а частое повторение приводит к речи.

Моя подруга учила сына говорить таким способом - садилась перед ним, держала мяч - и говорила до посинения - мяч, мяч, мяч, мяч - и так до тех пор пока ребенок не говорит мяч сам. Далее следующая игрушка. Изо дня в день, неделями... я так не могу - но тоже способ.

Россия, Москва

 я так не могу, но тоже способ

кстати, вспомнила! мой в логопедическое лото с огромным удовольствием играет! знает все 12 карточек (по 20 слов на каждой). У меня даже мама удивляется) пока она ищет у себя на поле нужное слово, Степка уже ставит ей (мне или тому, кто с нами играет) карточку на свое место)) Т.е. он знает эти слова, но говорить ведь, засранец, никак не хочет(((

Кипр, Лимассол

Вот значит надо сделать так что б захотел! Чтоб понял что с речью интереснее и удобнее! Я капитан очевидность!

Я не знаю как вы играете в лото. Многие играют беззвучно либо только коментируют - Нашел!, у меня!, поэтому я например старалась чтоб лото было не столько на внимательность игра ( в чем собствнено ее соль и есть) - а на речь. То есть устанавливаете правило - достал фишку - называй! Не должно быть - схватил фишку и пошел искать - пауза должна быть. Достаете по очереди, опять же если есть в его словарике слова-звуки для каких то фишек - то старайтесь чтоб он сам называл. Если нет - все равно старайтесь сами как можно больше раз повторить название фишки. Достали дятла - говорите четко ДЯТЕЛ, а не  - У меня Дятел, у кого есть дятел, это дятел, ищем дятла и т.д. ДЯТЕЛ и все. И с разными интонациями Дятел-дятел-дятел, Дятел? ооо Дятел! упрощайте речь. Кстати, так со всем словами в обычной жизни - суп, а не супчик, борщ, щи, щавельник. Что то мне кошачьи втемяшились - кошка ( или что больше вам по душе) - а не все остальное кот-котик-котище-кошечка-киса-котейка. И т.д. Это немножко похоже как роботы разговаривают - но когда речь рубленная и простая - детям проще в ней ориентироватся и легче начать говорить. Это не значит что до конца времен так надо будет говорить...

Россия, Москва

в лото постоянно повторяю слова! повторяю и разжевываю, опять повторяю и опять разжевываю... ему только проглотить остается(

а вот со словами - да! заметила, что постоянно усложняю слова(  мне вообще не нравится, когда с детьми сюсюкают, может поэтому!?!? у меня, например, не бывает кись, гуль, авок и пр) 

Кипр, Лимассол

ну настолько не стоит упрощать все таки :). знаете, пост гуляет по инету чтобы младенцы писали в своей газете - и там есть пункт - как все таки меня зовут? зайка, пупсик, малыш, котик? как понять какое имя мое? это было бы смешно, если бы не вызывало у многих детей именно такой закономерный вопрос - а как это называется? Синонимы-ласкательные-уменьшительные - это все естественно обогащает речь ребенка, но ему сложнее вычленить и произнести что-то... Просто "почистите" немного свою речь - если видите собаку - то называете ее только собакой - а не каждый раз по разному до того момента пока ребенок не скажет достаточно четко "Собака", потому уже уточняйте что маленькая собака - собачка, до момента произнесения слова собака - собачка называется вами именно "маленькая собака". щенок - ребенок (малыш) опять же собаки и т.д.

Если вам сложно сюсюкать - не надо! ребенок ориентируется на ваше настроение в большей степени чем на вашу речь - и если матери это не нравится - навряд ли понравится ребенку ( жаль что это действует максимум до 4 х лет...) Попробуйте немножко изменить свое восприятие - не авка, а как говорит собака? ав-ав-ав. ребенок говорит авка не потому что слышит это в вашей речи - а потому что сам изобретает речь - он повторяет за вами или за собакой Ав, а на следующем этапе изобретает существительное - авка. Кошку все равно по другому не подозвать как кис-кис-кис в традиционном русском языке. Голуби курлычат гуль-гуль-гуль - хоть что-то от истинного звукоподражания осталось у городских детей. То есть - не сюсюкайте - а именно "разговаривайте" по голубиному, собачьи, кошачьи - и спрашивайте - угадай кто так говорит?  

Россия, Москва

можно подписаться на ваш дневник?

очень много полезной информации!

Россия, Москва

я вас поняла) еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!

Спасибо!)) здесь у вас очень интересно!) с удовольствием читаю. и  много чего беру на заметочку. Я заканчивала пед. колледж, воспитатель логопедической группы. Но по специальности -не работала. Зато сейчас  так много всплывает в памяти, да и с  ребёнком стараюсь больше заниматься. Рада,что попала к вам в дневничок!

Кипр, Лимассол

а я вот сильно жалею что ничего такого не окончила.. Находила какие то вузы с дистанционным образованием - но боязно как то. Потому как методология - очень важна, а я как мать  - только на свой опыт опираюсь. И как бы слышу звон - и часто не знаю откуда он и о чем... 

Россия, Первоуральск

Зря вы так - "никто читать не будет"))) Прочитала на одном дыхании, поняла свои ошибки...Буду активно работать))))

Спасибо огромное))))

 

Комментарий удален
Кипр, Лимассол

ну пальцы - пальцы на стол растопыренные, ребро - ладони на ребро повернули, кулак - развернули в кулак, опять выпрямили пальцы из кулака - это пальцы. И по ускоряющейся, и в разнобой. Синхронная работа обеих рук, создание межполушарных связей, конроль над движением пальцев, слуховое внимание  и т.д. Оно сложное вообще-то, на сильно постарше. С малышами все эти мы капусту рубим рубим - постучали ребрами ладоней по столу, трем-трем - кулаком поюзали...