Неделя чистоты
Тематические недели (КАТЕГОРИЯ ЗАКРЫТА) ТОЛЬКО СТАРЫЕ ПОСТЫ!Решила я объединить приятное с полезным: заняться навыками опрятности (они у нас присутствуют, но не в том виде, в котором мне бы хотелось) и поиграть.
Итак, на этой неделе мы приводили в порядок себя и окружающее пространство: мыли, стирали, чистили, убирали, играли с водой, мыльными пузырями, прищепками, рисовали мылом и тому подобное...

Неделя эта получилась значительно длинее календарной, а, впрочем, она не закончилась до сих пор... И не закончится теперь, наверное, очень долго, пока Алеша не будет сам помнить о том, что надо чистить зубы и убирать игрушки. Интересно, такое время когда-нибудь настанет?
Итак, начнем.
Материалы по теме:
Мультики
Королева Зубная щетка, Союзмультфильм, 1962 - о маленькой грязнуле, которую подданные Королевы приучили к аккуратности
Птичка Тари, Союзмультфильм, 1976 (по сценарию Б. Заходера) - о маленькой смелой птичке, которая согласилась помочь страшному на вид крокодилу - о том, как важно чистить зубы.
Маша и Медведь. Большая стирка (выпуск 18) - о том, как нелегко, но очень важно содержать в чистоте шаловливого ребенка.
Мойдодыр - у нас нет, но знаю, что есть такой мультик
Есть ещё такие видеоролики про чистку зубов (второй на немецком, правда, но может кому понравится):
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=IgViNpNWLXI
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=mYH3xlXwyEM
А поскольку мы стараемся минимизировать видеопросмотр чего-либо, то использовали печатные аналоги мультфильмов.
Книги
В. Коростылев. Королева зубная щетка (в продаже книгу не нашла, если кто подскажет, где купить - буду благодарна) - ссылка на текст сказки с картинками в электронном виде
Б. Заходер. Ма-Тари-Кари - ссылка
К. Чуковский. Федорино горе
В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо - там много про порядок и аккуратность
С. Маршак. Мыльные пузыри
Маша и Медведь. Большая стирка (выпуск 18) - книжная версия с песней (как сделана книга мне не понравилось, но ребенок радовался)
и др. стихи и стишки, которых при желании можно подобрать очень много.
Песни
Про чистоту - из мультфильма Маша и Медведь. Большая стирка (выпуск 18)
Ела Маша кашу ложкой - не знаю откуда - о том, как хорошо аккуратно кушать
Становитесь на зарядку - из мультфильма 38 попугаев (не совсем по теме, но песня веселая)
Теперь о занятиях и делах.
Реальные дела
Наступает момент, когда детям начинает нравится участвовать в больших взрослых делах, подражая родителям и получая их одобрение и похвалу. Почему бы этим не воспользоваться!? Разве уборка - это скучно?
Разбираем стирку: Алеша подает мне белье из стиральной машины и параллельно с этим рассуждаем про мокрое и сухое, холодное и теплое, большое и маленькое, длинное и короткое, много и мало (осталось в машине и висит на сушке), цвета, что это за одежда, куда её одевают, чья она, прошу показать рукав, воротник и т.п.
Пылесосим: Алеша бегает поквартире и указывает мне на грязь, убирает с дороги игрушки, а если поднести воздушный шарик (или два) к месту выдува воздуха (в нашем пылесосе оно сверху) и отпустить его (их), то получится "шоу танцующих шаров", можно ещё при этом переключать мощность, тем самым меняя напор выдуваемого воздуха - шары будут опускаться и подниматься. Ребенок в восторге!
Моем посуду: пока доверяю Алеше только игрушечную (предварительно "испачкала" её пищевой краской, чтобы бала цель - отмыть).

Моем и подметаем пол: савок, веник, тряпка, швабра - привлекательнее многих игрушек :)

Стрижемся: приходил к нам домой самый настоящий парикмахер и всех постриг. Раз уж мы затеяли неделю чистоты и опрятности, так значит и надо делать всё как следует.
Умываемся и чистим зубы под музыку.
На улице: очищаем лавочки от снега, собираем мусор (не "грязный" и не опасный: веточки, бумажки) на детской площадке и выбрасываем в мусорное ведро.
Были у меня ещё мысли повыбивать ковер на улице и устроить большую мойку с замачиванием всех игрушек в ванной, но духу не хватило.
Задания для развития сенсороки, моторики и мышления
"Моем" игрушки мочалками из разных материалов и заодно вспоминаем части тела.

А семье медведей подбираем полотенца по размеру и вешаем на крючок соответствующего цвета.


С крючками было просто для Алеши, а я и не против простых заданий. Мне кажется, что для ребенка полезны и те задания, с которыми он справляется без усилий: сделать что-то легко, без напряжения, почувствовать "я могу, я умею, у меня получается", получить от этого удовольствие - важно для становления адекватной самооценки.
Но если хочется усложнить, то крючки можно повесить на разном уровне (чтобы ребенку приходилось тянуться и нагибаться), а у полотенец сделать текстильные петли, а ещё попробовать пользоваться длинной мочалкой по принципу двуручной пилы (за один конец тянет мама, за другой - ребенок).
Вешаем одежду на прищепки (Алеше гораздо больше понравилось снимать) и заодно тренируемся в развязывании веревочек, завязанных на бантик (разного цвета и разных наощупь).

Играем с прищепками: возвращаем солнышку потерянные лучики, делаем "волосы" для "человека-банки". Можно и забор делать, и елку - вариантов множество...

А вот следующая затея провалилась. Идея была поиграть в грязнулю (с превращением в чистюлю) - пообмазываться глиной. Цветную косметическую глину купила в аптеке, развела до комфортной консистенции, но Алеша напрочь отказался её касаться, а когда грязная капелька попала в воду, где он сидел - выскочил из ванны. Вот обмазываться сметаной за обедом и ковыряться руками в красках - совсем другое дело. Почему?

Был у нас ещё вот такой самодельный персонаж - Чистюля (силуэт малыша вырезала из самоклеящейся бумаги и наклеила на стену липкой стороной вверх). Нашего героя мы и стригли (обрезали ножницами волосы - бумажные полоски), и мыли (отклеивали грязь - кусочки плотной бумаги), и одевали (наклеивали кукольную одежду). Делали мы это многократно, клейкая бумага позволяет (причем, почти с любым материалом).

Ну и снабдили его зубной щеткой, гребешком, мочалкой и полотенцем:


Правда, так он и остался недостриженным... Алеше пока сложно работать ножницами, ну или это просто креативная стрижка...?! Вообще, Алеше очень нравилось делать что-то для "Титюли". Когда мы вручили ему зубную щетку, сын сказал: "Хоёса сётка, не сомай" (хорошая щетка, не сломай).
Творчество
Это рисовали грязнули-ладошки:

А это грязнули-шарики:

Небольшие шарики нужно "искупать" в разных красках, а потом катать по листу бумаги, который лежит на дне невысокой коробочки, бортики которой не дают им укатиться. В оригинале - стеклянные шарики (идея из книги Анны Хансен "Мастерим с маленькими детьми" ), но не имея таковых мы использовали пластилиновые - вполне подошли. Шарики у нас, конечно, катались не только по листу бумаги, но мы ведь теперь не против помыть пол вместе...
А это рисовала мочалка:

На жесткую сторону кухонной губки надо накапать краски, а потом просто размазывать (Галя, спасибо за идею).
А можно и не размазывать, а делать промакивающие движения "разноцветной" губкой:

А это рисовало мыло:

Кусочком белого мыла нужно нарисовать картинки, а потом заштриховать карандашом с мягким грифелем. В оригинале (идея отсюда) белая свечка и краски. У меня свечки под рукой не оказалось, да и мыло было больше "в тему", поэтому заменили краску на карандаш (краска мыло смывает). Тоже неплохо вышло, правда сам ребенок так бы не заштриховал, поэтому Алеша остался в роле наблюдателя. Здесь промашка вышла, т.к. восхищаясь "волшебному" появление трёх картинок, сынуля запросил продолжения, причем вполне конкретно: комбайн, прицеп, бетономешалка... А у меня "волшебство" закончилось...
А это ... ну, мы постирали рисунок:

Не совсем, конечно, постирали. Мокрый лист смяли, расправили и высушили. Так можно делать с рисунками, которые больше напоминают болото (а у нас много таких). Получается интересная бумага, которую дальше можно использовать для поделок или декорирования.
А ещё можно рисовать мыльными пузырями (как), но мы не решились. А решились мы нарисовать мыльные пузыри:

Капли воска, а сверху краска (идея из книги Анны Хансен "Мастерим с маленькими детьми").
Эксперимент
Эксперимент был маленький и спонтанный. Алеша сам предложил помыть свой рисунок, который я обозвала болотом. Наблюдали как под струёй воды с листа бумаги исчезают краски, а потом исчезает и сам лист. Что-то про свойства бумаги и про способность воды растворять получилось.
Упражнения для развития речи
Пробуем пускать мыльные пузыри (дыхательная гимнастика).
Изображаем пузырь, надувая щеки, и то, как он лопается, резко выдувая воздух (упражнение на артикуляцию).
Игры в ванной
Запускали водяную мельницу, не наливая в неё воду, а выжимая воду из губки.

Выжимать такую губку-мячик легче, да и веселее (как сделать).
Делали фонтаны с помощью вот такого приспособления.

Воронка + воздушный шарик. Если набрать в конструкцию воды, а потом сильно сжать шарик, то получится фонтан. Эффект резиновой груши, но в облегченном варианте.
Пускали мыльные пузыри, используя разные предметы

Развлечение из экстремальных, т.к. легко выдувать получается только из склееных вместе нескольких трубочек для коктейлей, а из остального очень трудно, а ребенок требует "ещё!"
Вообще, с мыльными пузырями я не подружилась. Попробовала сделать цветные: целый час добивалась нужной пропорции и что получила? Обычные на вид мыльные пузыри, которые, лопаясь, пачкают собой всё вокруг. Пускали покупные пузыри с желатином (продаются в Le Futur) - не лопаются, пока не сожмешь их пальцами, долго парят, зависая в воздухе, но тоже оставляют следы в виде тоненьких пленочек.
Вообщем, больше экспериментировать я не стала, впрочем, может и зря, т.к. с пузырями делают множество интересных вещей: замораживают, делают их гигантскими и прочными - так, что их можно катать по ковру варежкой (нужно много глицерина), делают их светящимися в темноте (добавляют светящиеся краски) и, наконец, устраивают Парад мыльных пузырей (в Москве каждую весну).
Не могу сказать, что в освоении навыков опрятности после этой недели мы значительно продвинулись. Однако, когда Алеша заключил: "Титюля - хоёсё, гязуля - нехоёсё" (чистюля - хорошо, грязнуля - нехорошо), я порадовалась.