Наша математика. Пробуем решать примеры!
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)
Прошёл ровно год с того времени, когда Даша впервые познакомилась с математикой: сначала это были цифры, затем счет (порядковый и количественный), потом научились сравнивать величины, узнали для чего же нужны «плюс» и «минус», и, наконец, мы стали «совсем взрослыми» и подошли к решению примеров. Конечно же, не в классическом понимании этого слова! А на очень детском, доступном для понимания, можно сказать даже – на примитивном уровне. (О том, как мы изучали все перечисленные разделы я писала ранее. Это, плюс материалы для скачивания по темам можно найти у меня в дневничке в категории "Математика").
Так
как у нас в каком-то смысле годовщина, скажу буквально пару слов о том, как мы
математикой занимаемся вообще. По своему собственному опыту я могу сделать
такой вывод, что здесь самое главное РЕГУЛЯРНОСТЬ. Занимаемся мы примерно через день, ну или
каждый день, в зависимости от настроения и обстоятельств. Но при этом наши занимашки не
является занятием в полном смысле этого слова. Просто
математика присутствует в нашей повседневной жизни всегда, вот и всё! Буквально сегодня пример такой: идем с дочкой
по улице – она видит несколько припаркованных машин, одна уехала на ее глазах,
Даша говорит: « Ой, мама, здесь минус поработал – машину вычел, и их стало меньше». Я спрашиваю «А сколько же
их теперь стало?» Пересчитала, машин было всего шесть.
Правда,
когда мы только начинаем изучать какую-то новую для Даши тему, я пытаюсь найти
к дочке подход, пытаюсь почувствовать, как бы ей так преподнести эту тему,
чтобы ей было понятно и интересно. А когда интересно, то ребенку хочется к
этому возвращаться снова и снова. Вот мы понемножечку (от двух – до 30 минут –
это зависит от настроения дочки)
регулярно и возвращаемся: то карточки разберем, то в магазин поиграем с
математическим уклоном, то сказку покажу ей и т.п. - и мне не тяжело, и дочке нравится, а главное как продуктивно!!!!
А
сейчас мы подошли, как я уже говорила, именно к РЕШЕНИЮ ПРИМЕРОВ. Здесь мне
очень важно было, чтобы дочка именно могла понять смысл примера и его структуру. А самый простой способ понять – это
поучаствовать в самом процессе. В общем, все очень просто! Сделала я вот такой математический домик –
вверху под пленкой я составляю пример, а Даша по мере его составления заселяет
жильцов в окошки/квартиры – если это сложение; и
выселяет их, если это вычитание:

Но лучше объясню всё на примере!
Давайте решим вместе с нами пример "2+2=4"!

Вот так это делаем мы:
- Сначала я ставлю под пленку цифру 2 и говорю «В домике жило … сколько лягушек?» Даша смотрит на цифру, говорит «две» и расставляет по окошкам двух жильцов - лягушек.
- Затем ставлю знак «+» и говорю «Пришел добрый знак плюс и стал прибавлять. А прибавил он…» , ставлю цифру 2 в рамку и спрашиваю «А сколько же лягушек прибавил плюс?» Даша смотрит, отвечает и ставит еще двоих лягушек.
- Потом я ставлю знак «=» и спрашиваю у нее «А сколько теперь лягушек всего у нас в домике живет?» Даша пересчитывает всех лягушек в домике , отвечает и мы уже вместе выбираем нужную цифру и ставим в рамочку на крыше домика.
Всё! Пример решили! Можем себя похвалить)))
А главное понятно, что для того, чтобы решить пример нужно посчитать три раза – сколько было, сколько прибавили и сколько стало всего. (А понятие "ВСЕГО" понятно, потому что все находятся в одном месте). А еще важно, что ребенок на своем собственном опыте начинает понимать связь между количественной и числовой записью примера и запоминает, и понимает саму структуру примера.
Постепенно, решая разные примеры, мы доходим до десяти:

И тогда мы начинаем решать примеры на вычитание. Здесь у Даши начинается веселье, она обожает знак «минус», говорит, что он «жадина-говядина» и вычитает она очень эмоционально по тому же принципу, только теперь минус у нас всех жильцов забирает:

В
качестве жильцов мы используем разные мелкие игрушки: фигурки животных, птиц,
лягушек, пластизолевые игрушки, игрушки от киндеров, из-под настольных игр и т.п. Главное
условие, чтобы Даше они нравились, и решение примеров было в удовольствие.
Ну и
конечно, для того, чтобы закреплять материал, я сделала для нее две книжечки
(на сложение и вычитание) с разрезанными примерами и скрепила их на спирали. То
есть мы разбираем с Дашей левую часть примера, а затем уже в правой части
(ответы идут не по порядку) мы находим правильный ответ:

Чтобы попонятнее было, вот
несколько примеров из книжечек:
На сложение: в правой части книжечки выбран правильный ответ:
На
сложение: еще не выбран правильный ответ в правой части:

На
вычитание: в правой части книжечки выбран правильный ответ:

На
вычитание: в правой части книжечки еще не выбран правильный ответ:

Конечно, тема эта очень обширная, но пока что занимаемся так. Даше нравится и она уже начала потихонечку понимать. А по мере, как будем расти, наверное, еще что-нибудь придумаем...
Все
материалы (домик+ карточки) можно скачать . Буду рада, если они также окажутся для кого-то полезными!