Поиграем во Время :)
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)Изучать временные понятия мы начали давно. Но как-то бессистемно... Настало время, чтобы все идеи записанные, сохраненные в ссылках, начали реализовываться. Итак, начинаем.
Когда сообщила Соне, что скоро мы будем изучать время, из спальни мигом притащили будильник. Но зная, как проходят наши игры/занятия, решено было сделать собственные часы. Картон упаковочный, лист белой бумаги, распечатка цифр, бусина, пуговица, вырубка бабочки и кусочек фетра для стрелок.
Сначала Соня обвела крышку от кастрюли, но вовремя примерив цифры, мы решили "Маловато" и взяли тарелку. Обвели, вырезали (из белой бумаги вырезала Соня, из картона я - картон был толстый). Белый круг приклеили к картонному, покидали его по комнате - летает отлично, и стали приклеивать цифры. Чуть корректировала положение (чтобы расстройств у моей аккуратистки не было). оставили сохнуть - пошли смотреть мультфильм про часы - вот этот
Анютку мультфильм не заинтересовал, и она решила, вернувшись в комнату внести свои поправки и вылила посреди нашего циферблата полбутылки ПВА. Если я скажу, что Соня расстроилась, то не передам и 10% эмоций, которые бушевали. Умыв и успокоив обеих мадам, торжественно приклеили посередине зеленый круг - как будто так и было задумано :) Стрелочки прикрепили так, чтобы их можно было крутить - с обратной стороны пуговка. И иллюстрации процесса :)
Потом Аня вспомнила, что у нас есть деревянный календарь/часы и конечно же мы его достали. И решили, что раз уж мы играем во ВРЕМЯ, то можно и другие понятия повторить. Выставили число, день недели, месяц, время года и про погоду не забыли.
Дни недели мы знаем все, но вот в порядке иногда путаемся. Достала подготовленную книжечку со стихами про каждый день недели - посмотрели, почитали, посчитали.
Разговаривать девочкам надоело - захотелось творчества. Времени до обеда оставалось совсем чуть-чуть - водная раскраска подошла идеально - быстро и чисто. И дети довольные :) И я тоже - раскраска-то была тематическая - и времена года, и месяца :)
После обеда интеллект наш дремал, поэтому мы сначала сидели и разговаривали, а потом даже лежали. А говорили мы о временах года - про погоду, про занятия, что когда бывает.
На календаре находили месяцы - когда у Сони день рождения, у папы, у Анютки, у бабушек/дедушек - ставили магнитик.
Повторили понятия "вчера-сегодня-завтра" - не заметила, как мы это освоили. Этот кружочек с неделькой и магнитики/маячки у Сони в комнате на магнитной доске висят и она сама их переставляет по утрам.
Потом решили поговорить о времени суток ( как раз Аня проснулась и была готова мешать играть с нами). По книге "Настя и Дуся. Режим дня" смотрели картинки и говорили, что делаем утром, что вечером, что днем. Соня учила Аню, я наблюдала :) После слов "чистим зубы" Аня в пятый раз с утра побежала в ванную - чистить зубы любимый ритуал :)
Соня вспомнила про мультфильм и попросила у меня камушки, чтобы устроить солнечные часы. В этот момент предательски разрядился фотоаппарат, и получить документального подтверждения действия не удалось. Со стороны это выглядело так - три хохочущие особи, выложили на полу круг из камешков, в середину поставили "стрелку" сооруженную из деталей конструктора, накрылись пледом (потому что при свете опыт не удался) и светили с разных сторон на стрелку фонариком. Принцип был понят и усвоен :) Чтобы успокоиться, достала распечатанную презентацию (скачивала здесь). Информации немного, но для общего развития вполне достаточно.
Мне казалось, что нам уже хватит (и не только мне - Аня уже танцевала и прыгала). Но Соня потребовала "Ещё". Ну что ж, раз ребенок просит...
Определяем время по часам (минуты мы пока только осваиваем, поэтому задания только на определения часа). Думаем над первым циферблатом, остальные "щелкаем" быстро и без ошибок...
Предлагаю поискать часы, которые не могут показывать правильное время (заодно рассуждаем на тему, а что бы было, если бы все часы в мире остановились - пока самое критично - мы бы не знали, когда просыпаться и кушать. Это задание с сайта Азбука ума.
Нам снова захотелось порисовать. Но время было много и я предложила сделать работы с временами года. Творчество совместное - Сони и Ани. От меня - подснежники из салфеток и зеленые листики из атласной ленточки.
Хорошо, что вечером у нас были дела и мы отвлеклись от нашего обучающе/игрового процесса, а то у меня все заготовки закончились :) Пока ждали приема в поликлинике, Соня меня спросила "А куда ночь уходит? Вот солнышко спать ложится, а ночь?". Обещала рассказать и показать дома... Кроме карточки "Почему бывает ночь?" ничего не было подготовлено, поэтому под руку пошли все подручные средства. Выручил Атлас, как из моего детства :)
Показала Соне и Солнце, и Землю с осью, но ребенку требуется наглядное объяснение.
На шарике из сухого бассейна желтым пластилином обозначила континенты закрепила человечка и пошли мы с Соней, вооружившись фонариком, в спальню - на улице уже стемнело и можно было не прятаться под плед :)
Поворачивали Землю вокруг своей оси и смотрели, как наш человечек оказывался в темноте - Соня была счастлива. Вспомнили, про тетю Люду, которая живет в Канаде и обсудили, что когда у нас ночь - у них день. А вот у бабушки с дедушкой в Воркуте тоже ночь, но так как они живут за полярным кругом - день и ночь у них особенные - полярные. Конечно Соня эту информацию пока просто прослушала и не особо поняла, почему так получается.
А вечером Соню ждала игра - мы искали сюрприз (идея игры с сайта Азбука ума).
Сюрприз можно найти с помощью подсказок. Но чтобы понять, куда двигаться в дорогу надо взять с собой прибор о котором говорится в загадке:
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!
Записки содержат подсказки, в которых указано направление (3 часа - направо, 6 часов - назад, 9 часов - налево, 12 часов - прямо) и количество шагов.
Сначала определяем направление, ориентируясь по стрелке, потом считаем шаги.
Рекомендации автора игры «Помогите ребенку ориентироваться. Чтобы понять куда идти дальше, часы надо держать так, как вы пришли в эту точку. Например вы повернули на 9 часов, т.е. налево и отсчитали указанное количество шагов, пусть малыш запомнит, как он держит часы. Когда следующая записка-подсказка будет найдена, поворачивать и отмерять новые шаги надо по часам в том положении, которое вы запомнили.»
Сюрпризом была ручка в форме динозавра Стегозавра - стоит ли говорить, что мы были счастливы :)
Пока делали поделку - читали стихи из книги "Времена года" - мы её сейчас часто читаем - доросли до взрослой поэзии. И Анютка затихает, когда слушает.
И ещё стихотворение Андрея Усачева на тему "Время" - "Матушка природа" и "Когда сова ложится спать?"
Вот такой насыщенный день получился. Каждый день мне такое не под силу, но даже если бы мы сделали четверть от задуманного - день бы удался!
Дети спят, я пишу отчет, любуясь на поделку... Жизнь прекрасна!