Игры на развитие речи и фантазии по "Грамматике фантазии" Дж.Родари
Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, скПеречитала "Грамматику фантазии". Хочу где-нибудь сохранить, пока не забыла. Игры "в придумку" по Родари. Он играл со школьниками, но в такие игры можно начинать играть со старшего дошкольного возраста (лет с 5-5,5-6) т. е. с того момента, когда ребёнок уже хорошо оперирует своим воображением. Некоторые игры годятся только для школьников, поиграть "в сказку" можно и раньше.
Для чего надо играть в такие игры?
1. Подобные игры хорошо стимулируют речь, помогают развитию воображения, вообще благоприятно действуют на мыслительную деятельность.
2. В случае, когда ребёнок играет "в придумку" не один, он учится внимательности и гибкости, действию "в команде".
3.Ребёнок учится переносить выдуманное в свою игру, таким образом внося разнообразие в свои сюжетные игры. Это особенно полезно, когда ребёнок играет в одни и те же игры, проигрывая одни и те же сюжеты и не видит, куда двигаться дальше.
Если речь идёт о дошкольниках, им лучше начинать играть с родителями. Несколько заметок для родителей:
1. Будьте готовы поддержать ребёнка, если он затрудняется продолжить. Это можно сделать как прямо: "давай я немного расскажу, а потом ты продолжишь", либо с помощью наводящих вопросов.
2. Будьте равноценным партнёром. Не поддавайтесь ребёнку, потому что потом ему придётся играть со сверстниками или с другими взрослыми, которые будут не в курсе, что вы уступаете. Если ребёнок не прислушивается к вам, "гнёт свою линию", напомните ему: "мы же одну, общую историю придумываем, а получается, что у тебя своя, а у меня своя"; "мы же вместе придумываем, это несправедливо, чтобы было только так, как ты хочешь". Даже если ребёнок сначала сопротивляется и не хочет продолжать, в конце концов соблазн поиграть со взрослым в новую игру победит, и он будет предлагать свои идеи тактичнее.
Теперь, собственно, к вариантам придумок, на основе которых можно построить историю (то, что получилось пересказать):
1.Бином фантазии. "Би" подразумевает некую двойственность. Берутся два несвязанных друг с другом слова, например, "пес" и "шкаф". Как их можно связать вместе в фразу? Несколько вариантов: "пес со шкафом", "шкаф пса", "пес в шкафу", "пес на шкафу" и т.д. Каждая из этих картин может послужить отправной точкой для придумывания истории. Например, что по улице бежит пес со шкафом на спине, заменяющим псу будку.
2.Что было бы, если...Для постановки вопроса берётся первое попавшееся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу, на основе которой можно начать придумывать историю. Например, подлежащее "Милан", сказуемое "окружён морем". Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря?
3. Произвольный префикс. Берётся любой префикс и подставляется к привычным словам. Так зонт легко может стать антизонтом, пушка - непушкой (служащей не для ведения войны, а для её "отведения"). Ещё примеры: тринокль вместо бинокля; вице-пёс, замкот; полувиконт и полуприведение; мини-небоскрёб.
4. Творческая ошибка. Случайная или намеренная опечатка в слове может стать отправной точкой для истории. Например, есть страна Ирландия, где живут ирландцы, а есть Игрландия, где живут игрландцы, которые больше всего на свете любят...
5. Старые игры. Для этой игры нужны газета и ножницы. Из газеты в хаотичном порядке вырезаются заголовки, тасуются, а потом из кусочков составляется забавная история: Купол собора Святого Павла, раненный ударом кинжала, ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.
6. Рифмоплётство. Берётся какой-нибудь известный стих и переделывается созвучно. Не самая лёгкая игра, так что оцените сами, с какого возраста ребёнок справится. Мне тут пришла мысль, что можно попробовать переделать какую-нибудь басню. Или "Буря мглою небо кроет" может трансформироваться в "Юля с Толей землю роют".
7. Создание лимерика. Буду краткой, если что - в инете можно найти, что это за "зверь" и какая у него структура построения.
8. Перевирание сказки. Здесь надо учитывать, что дети - консерваторы, привычный ход сказки для них очень важен. Но бывает, что сказка уже "отслужила" своё и надоела, тогда и начинается придумка вроде "жила-была Жёлтая Шапочка, позвал её к себе папа и говорит..."
9. Красная Шапочка и вертолёт. Здесь, подобно "биному фантазии", ребёнку предлагается столкнуться с несочетаемым. Например, можно предложить составить историю из 6 слов: "девочка", "лес", "цветы", "волк", "бабушка" и "вертолёт".
10. Сказки "наизнанку". Один из вариантов перевирания сказки, когда события как бы выворачиваются наизнанку. Отправная точка: "красная шапочка - плохая, а волк - хороший"; "Золушка, дрянная девчонка, так довела всех до белого каления, что...".
11. "А что было потом?" Кратко: придумываем продолжение, например, сказки/истории/мультика/увиденного на улице.
12. Салат из сказок. Пример: Красная Шапочка встретила в лесу Мальчика-с-Пальчика.
13. Сказка-калька. Игра усложняется. Берётся сказка и сводится к голой схеме, основным сюжетным линиями. Золушка живет с мачехой и сводными сестрами. Сестры едут на пышный бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице Золушка тоже попадает на бал Принц в нее влюбляется… и т.д. Теперь надо ещё больше абстрагироваться: "А" живет в доме "Б" и находится с "Б" в иных отношениях, нежели "В" и "Г", тоже живущие с "Б"."Б", "В" и "Г" отправляются в "Д", где происходит нечто, обозначаемое буквой "Е". "А" остается одна (или один, род не имеет значения). Но благодаря вмешательству "Ж" "А" тоже может отправиться в "Д", где производит неизгладимое впечатление на "3". И т.д. По этой схеме составляется какая угодно новая сказка.
Про карты Проппа рассказывать не буду. Долго и путано получится. Кому интересно, поищите в инете про Проппа и его морфологию сказки, функциях действующих лиц.
Конечно, "Грамматика фантазии" этим не ограничивается. Здесь только мой голый и вольный пересказ некоторых частей. Для заинтересовавшихся рекомендую книгу.