Где у нас живут буквы и с чего мы начнём учиться читать
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)Ульяне всего три, и учиться ей рано) Поэтому буквы мы не учим, мы в них играем. Огромная копилка по буквоиграм совместными усилиями ББ-мам собирается здесь. Но что делать, когда на полноценные занятия с ребёнком нет времени? Например, если мама работает или ребёнок (большинство мальчиков) плевать хотел на ваши приготовления полноценных занятий и игнорирует вашу инициативу заниматься, что в его возрасте вполне нормально.
Спасибо Марии Монтессори, которая главной фишкой своего метода считала возможность ребёнку самому выбирать себе занятия по душе, а мы лишь должны обеспечить ему инструментарий для этих занятий и подогреть интерес. Это я всё к тому, что у нас уже почти год почти нет формата «занятий» (как было раньше). После садика или в выходные я просто спрашиваю Ульяну, во что она бы хотела поиграть, и мы играем именно в это. Разумеется, оооочень много того, чем бы хотелось заниматься МНЕ, а не ей, она не выбирает. Поэтому приходится идти на разные хитрости) Например, можно проводить квесты. Смысл в том, чтобы найти приз. Я прячу по квартире карточки - подсказки, где находится этот приз. Но, чтобы получить карточку, нужно сделать маленькое, 2-минутное задание. Вот сюда и идут мои заготовки по развитию графомоторики, цветовосприятия, логики, математики и проч.
А можно просто распределить тематический материал по зонам в квартире, так, чтобы он был у ребёнка на виду. Если сделать это грамотно, ваши усилия не пройдут даром, это точно. По этому пути мы пошли в плане знакомства с буквами.
Сейчас расскажу, где у нас «живут» буквы.
- Буквокоробка
Кто читал пост о наших буквоиграх, знает о нашей азбуке в спичечных коробках. Сейчас эта азбука вместе с другими материалами хранится во вполне тематической коробке от плаката, который Ульяна получила на др. Помимо коробочков, здесь у нас Винни-пуховая азбука, «образная» азбука, артикуляционная азбука
Коробочка в закрытом виде
Коробочка в открытом виде
- Также на картинке можно увидеть коробочку со львёнком. Это лев-буквоед. Он любить пить какао с 33 витаминками-буковками. В общем, Ульянка сдабривает какао львёнка буквовитаминками, и заодно в этой коробочке мы храним магнитную азбуку.
- Часто магнитная азбука перебирается жить на холодильник, и мы играем в лото. Вообще-то это лото было сделано для крышек от пюре, но мы его для такой игры приспособили.
Это лото сделано ББ-мамой, но я не могу найти её профиль, чтобы дать ссылку. Кто сможет помочь, пожалуйста, напишите, в комментах ссылку, а я потом сюда вставлю.
- Ещё буквы у нас живут в кухонном шкафчике с вкусняшками. Ульяна их кушает) Кстати, очень вкуснее буковки от тверского производителя
- В прихожей у нас висит звуковой плакат. Большой его плюс - в том, что там ещё скороговорки. «Ехал грека через реку» Ульяна теперь может рассказать, даже если среди ночи разбудить)
- Ну ещё буквы у нас живут в многочисленных азбуках. Самые любимые - «Азбука превращений» Д.Герасимовой, «Морская азбука» С. Сахарнова, «»Азбука бабы-Яги» А. Усачёва. И есть ещё самодельные азбуки. Они ещё не до конца у нас доделаны - как сделаем, покажем. Вместе с обзором других азбук.
Пару слов о моих принципах в играх с буквами
Я проговариваю исключительно звуки, то есть «м», а не «эм», «б», а не «бэ» и т.п.
Каждую неделю стараюсь акцентировать внимание Ульяны на конкретной букве. Кстати, порядок изучения букв самым оптимальным мне кажется таким. Это из книги Н.Лисовец "Русский язык для малышей".
Тематических занятий по буквам у нас сейчас нет.
Просто если Ульяна лепит, то я леплю буквы. Ульяна приделывает им ножки из спичек и глазки из пластилиновых кружочков. Очень её нравится.
Если она хочет рисовать, то у меня в заготовках шаблоны для пальчикового рисования букв. Скачать можно здесь.
Если она просит вкусняшку, то могу предложить ей буквенную печеньку, но съесть можно только в том случае, если вспомним, как зовут буковку и какое слово на неё начинается. Кстати, с фонематическим слухом в этом плане у Ульяны хорошо. С ходу может назвать 3-4 слова на конретный звук.
Ну в общем, в таком духе у нас всё)
Самый распространённый вопрос противников раннего изучения букв, для чего? Буквы ведь учат, чтобы читать. Ведь не будете вы в 3 года обучать чтению? Не буду. Как минимум, до 4-х. И я не учу с ребёнком буквы. И вообще считаю издевательством «обучение», когда вижу дрессуру малыша, когда, например, родители выкладывают карточки и просят ребёнка автоматом называть буквы без элементов игры. Мой ребёнок не учит буквы, а знакомится с ними исключительно в игровой форме без малейшего элемента принуждения.
А что же с чтением?
Учиться читать тоже будем, играя. Не ранее 4-лет, может, позже. Как увижу, что ребёнок готов. По минимуму по букварям, по макисмуму - в играх. Я пока в процессе изучения литературы по обучения ребёнку чтению. Думаю, опираться в основном буду на звуковой метод, но элементы брать и из методик Зайцева, Монтессори, Тюленева, Воскобовича, Кушнира. Ксати, неплохой обзор методик можно почитать
А ещё, а ещё у нас уже есть целый набор первых книг для чтения. Они идеальны!
Издательство «МиФ», как всегда, радует! Уже представляю Ульянкин восторг оттого, что она сама сможет прочитать ЦЕЛУЮ книгу! С «Букварями» это не получится. А тут целых восемь книжечек! Прочитать их будет совсем несложно начинающему чтецу. Посмотрите развороты одной из книг.
Здорово, да?
Ну это мы отложим на «чуть позже», а пока продолжаем собирать копилку буквоигр. Кто с нами?