Как Илья учится читать и мои ошибки.
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)Начну с самого начала. Когда сыну было 3 года я решила, что пора нам учить буквы. Особого рвения Илья не проявлял, но я не сильно настаивала. К 4 годам, с горем пополам, Илья выучил буквы. Некоторые путал и забывал, но все же знал довольно сносно. Тогда я решила перейти к изучению слогов. Рисовала дорожки от одной буквы к другой, буковки ходили друг к дружке в гости, составляла слоги в разрезной книжке, из магнитных буковок. Но без успеха. Илья никак не мог понять как составлять из букв слог. И тогда я приняла очень мудрое решение и оставила ребенка в покое... до поры до времени.
Но желание научить сына читать во мне не угасло, а наоборот росло и развивалось. Подпитываясь рассказами знакомых и постами на ББ о читающих вовсю детках одного с Ильей возраста. Меня это цепляло. Как это я не могу научить сына читать. Я же занимаюсь с ним с 1,5 года, и тут такой "провал". И я ринулась в бой с новыми силами. Дальше наш путь к чтению я условно разделила на 2 этапа.
Этап 1. "Добиться цели любой ценой".
Цель была поставлена "Научить Илью читать в кротчайшие сроки, перейти к чтению книг". И я побежала к цели семимильными шагами, не замечая, что мой маленький сыночек за мной не успевает. В первую очередь были закуплены пособия по чтению.
Первым был куплен Букварь. Было решено заниматься каждый день по 1-2 страничке. Другие занятия (логика, математика, творчество...) отошли на второй план, ими мы занимались 1-2 раза в неделю, но чтение было каждый день. Сначала все шло хорошо, Илюше нравилось. Но через 1-2 месяца что-то пошло не так. Илья начал увиливать от занятий, отказывался читать. Я покупала все новые пособия по чтению, Илья отказывался, я настаивала и уговаривала, временами злилась. Отказывалась замечать, что моему ребенку тяжело от наращиваемых мной темпов и неинтересно. К концу лета, когда сыну было 5,2 я решила подвести итоги. Илья научился читать множество слов и фраз, Букварь был пройден почти до конца, но до чтения книг было еще далеко, Илья с трудом осиливал 1-2 предложения.Но главное это другие итоги. При виде Букваря и других пособий по чтению Илья издавал страдальческий стон, он больше не любил со мной заниматься, занятия, которые раньше вызывали позитив, теперь воспринимались как что-то неприятное и скучное, но обязательное. Вывески, которые он раньше пытался читать на улице, больше его не интересовали, а фраза "Попробуй прочитать" вызывала бурный протест.
И тут меня осенило, я резко затормозила. Букварь был убран подальше вместе со своими собратьями. Я отменила все занятия, которые, в последнее время, вызывали у Ильи негативные эмоции. Я оставила ребенка в покое и попыталась разобраться в себе. Последние пол года я жила под девизом "Срочно научить Илью читать". И только сейчас решилась ответить на вопрос "Кому это нужно?" Ответ был очевиден, точно не сыну. Следующий вопрос был "Зачем научить читать?" и тут два варианта ответа. Если для того, чтобы в свои 5 лет он просто технически умел читать, чтобы была возможность хвастаться всем, что мой ребенок читает? Тогда да, я иду правильным путем. А если я хочу привить любовь к чтению в будущем, показать сыну, что читать это интересно, помочь ему окунуться в волшебный мир книги, когда ждешь с нетерпением возможность устроится поудобнее под пледом и отправиться на поиски приключений вместе с героями книжки? Тогда нужно срочно что-то менять. Мне стало страшно, не слишком много ли я наломала дров? И не отбила ли интерес к книгам у сына на всю жизнь? Было решено попробовать все исправить. Правда не все в семье меня поддержали. Свекровь, которая старается тоже принимать активное участие в развитии Ильи и когда берет его в гости просит, чтоб я дала им что-то позаниматься и почитать, негативно восприняла мою идею. Она убеждала меня, что без систематических занятий чтением Илья сядет нам на голову, что не нужно идти у него на поводу и неважно хочется ему или нет, он должен каждый день читать. Я привила свои доводы. Свекровь осталась при своем мнении, но согласилась принять мои правила, за что я очень ей благодарна. И тут начался 2 этап нашего пути к чтению.
Этап 2. "Вернуть интерес к чтению. Читать в удовольствие".
В первую очередь я перестроила себя не гнаться за результатами. На данный момент Илья может читать слова, фразы и небольшие предложения. Он имеет право оставаться на этом же уровне еще долго. И думаю, что до чтения текстов он еще просто не созрел.
Потом мы вместе отправились в книжный магазин и выбрали книгу для самостоятельного чтения. Обговорили заранее, что Илья прочтет ее когда захочет. Что она будет ждать его столько сколько нужно. Мне хотелось, чтобы сын одобрил книгу. Чтобы в ней были красочные картинки и мало текста. Альтернатива скучному Букварю. Выбрали мы "Різдво для Сплета". Илья несколько раз листал ее, рассматривая картинки, просил почитать, но я отказалась, ведь мы договаривались, что он прочтет ее сам, когда захочет. Пока боится, его пугает количество страниц и текста.
В том же магазине мы купили журнал с наклейками "Маленькі тварини та їх родини". Сначала один, но после того, как Илья не мог от него оторваться и прошел его весь за два дня, срочно докупили еще 3. Второй был пройден тоже очень быстро. Третий уже медленнее. А четвертый пока лежит. Ничего, однотипность всегда надоедает. Илья сказал, что он потом еще к нему вернется. Илья сам читал надписи, находил нужные наклейки и приклеивал. Через время, надписи и слова, которые часто повторялись Илья читал уже очень быстро.
После того как я увидела, что Илья боится читать "Різдво для Сплета", я решила, что ему нужны книжечки с еще меньшим количеством текста. Перерыла домашнюю библиотеку в надежде найти малышовские книги, но ничего не нашла, наверное я их кому-то отдала. Покупать новые по нынешним ценам, чтобы ребенок один раз прочитал не вариант. Тогда я решила сделать для сына книжечки сама. Сделала несколько, но покажу пока только одну, которую уже дала Илье. Ему очень понравилась, он прочитал ее 3 раза.
"Казочки читаночки". Этот журнал лежал у нас долго пока Илья сам захотел его почитать. Читал два раза. Прочитал пока не много и отложил. Думаю, что еще к нему вернемся. А если не вернемся ну и пусть.
Ну и на ура пошли разные списки. Списки покупок в магазин. Теперь Илья читает в магазине, что нам нужно. Читает очень громко, все оборачиваются))))))))
Списки для поиска предметов. Я пишу Илье список того, что ему нужно найти. На улице это могут быть листики с разных деревьев, камни, ветки. В доме игрушки и т.д. Илье очень нравится эта игра.
Еще у нас была игра с ракетой. На отдельном листе я написала какому номеру соответствует какая фигура-наклейка. Илья читал и приклеивал.
Еще у нас были игры: Прочитай и нарисуй, Прочитай и наклей наклейку.
Спустя полтора месяца после изменения моей тактики могу подвести итоги. Илья снова ждет с радостью наши занятия. Чтение теперь у нас реже и интереснее. Я не заставляю читать, а предлагаю, что-то в виде игры. Илья редко отказывается, а если отказывается я не настаиваю. Теперь его не нужно уговаривать читать, он берется сам, но только где не много слов. И главным достижением я считаю то, что Илья снова читает вывески и этикетки, с радостью)))))))))))