Книжки-помогалки. Развивающие пособия (3-5 лет). Часть 1
Книги (все о развивающих пособиях и книгах полезных для родителей)Ксюша очень любила заниматься лет так до 3,5. Заниматься, это, конечно, громко сказано) Мы просто играли в мини-игры, отобранные мамой, или разыгрывали сюжеты с небольшими заданиями. Но после 3,5 Ксюша как-то разлюбила это дело, стала критически относиться к своим неудачам. Например, не получается что-то нарисовать, всё, настроение портится и уже ничего не хочется делать. Девушка она взрывная, и эти от ее «взрывов» голова шла кругом. Мы подыскивали новые интересные игры, оформляли все это в разные «фантики», но все тщетно.
Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что просто не нужно ей было ничего навязывать, не нужно давить. В какой-то момент я просто отпустила ситуацию, мы не занимались, играли в игры только по Ксюшиным правилам, и это длилось довольно долго. Но вот раз Ксюше попалась старенькая игра, потом интересная книжка-занималка, потом больше-больше. Она стала сама приносить книжки и просить прочитать задание. Теперь Ксюша даже расстраивается, если мы не успели позаниматься. Конечно, она иногда нервничает, если у нее что-то не получается. Но теперь я не настаиваю, хочешь, будем еще пытаться, нет, все убираем. Она поскрипит, поскрипит, но, смотрю, пыхтит, старается, пробует еще).
Когда нет времени выдумывать и разыскивать занятия самой, я прибегаю к книжкам-помогалкам. Сейчас в основном по ним и занимаемся, тем более, что собралось их за несколько лет прилично и Ксюше есть из чего выбрать. О них и напишу, вдруг кому пригодится.
Начну с основ.
Серии книг Ольги Николаевны Земцовой (в
Это самые базовые пособия, основа основ, так сказать. Все они соответствуют ФГОС. Понятны нам, людям советского воспитания, и также понятны нашим детям. Ждать восторгов детей здесь нет смысла, это просто учебный материал, но, в целом, считаю, книги важные и нужные, охватывающие практически всю дошкольную программу (да-да, куда без нее в современном мире). Ксюша занимается по ним без сопротивления, с удовольствием.
Изображения даны простые, без художественных изысков, но и отторжения не вызывают, что для меня очень важно).
У нас собрались такие:
• «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет» (в
«Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет» (в
Это большой сборник заданий для развития внимания, математических навыков, речи, графических навыков, памяти, мышления. Крупный шрифт, крупные, яркие картинки (на мой взгляд, по подаче материала, это лучшие пособия у Земцовой). Задания объединены в занятия, и встречаются, например, такие: обведи по пунктирным линиям; найди отличия; сосчитай; расставь по росту; запомни рисунок; что было сначала, что потом; сравни предметы; найди лишнее; наклей нужную наклейку и т.д.
«Грамотейка» есть, кстати, на разный возраст от 1 до 6 лет.
• «Тесты. Для детей 3-4 лет» (в
«Тесты. Для детей 4-5 лет» (в
Тесты также есть на разный возраст от 1 до 6 лет.
Сами пособия похожи на «Грамотейку», такие же объемные, с множеством разных заданий, также задания объединены в занятия. Сами задания чуть покороче. По результатам каждого задания ставится плюс или минус, в результате можно посмотреть, на что стоит уделить больше внимания.
• «Учимся грамоте», 4-5 лет (в
Об этом пособии уже писала ранее, но повторюсь, очень приятное издание. Здесь про различие букв и звуков, гласных/согласных, определение местоположения букв в словах (в начале/конце), значения некоторых слов, задания «впиши слово» в клеточки и т.д.
• «Цифры и счет», 4-5 лет (в
Здесь все про математику: мало-много, геометрические фигуры, цифры и их написание, простое сложение, раскраски по номерам и пр. Легкая, веселая подача. Берем страничку и проходим!
• «Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. Для детей 4-5 лет» (в
Совсем тоненькая книжечка. Я перемешиваю задания из подобных пособий, беру буквально по страничке, получается вполне себе разносторонний «компот». В «Веселых часах» про дни недели, месяцы, времена года. На мой взгляд, можно и с 2-3-х лет по ней заниматься.
• «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. Для детей 4-5 лет» (в
Такая же тоненькая книжечка. По названию все понятно. А суть такая: дана большая картинка и задание - найти определенные предметы и рассказать, где они относительно друг друга находятся.
• «Запомни картинки. Развиваем память. Для детей 4-5 лет» (в
Дана большая сюжетная картинка, рассматриваем ее, затем переворачиваем страницу. С другой стороны даны предметы, вспоминаем, все-ли они были на первоначальной картинке. По сути, можно брать любые картинки и из других книжек, но, если не хочется перебирать книжки в поисках простых сюжтов, то вот - помощник.
• «Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику. Для детей 4-5 лет» (в
Просто прописи, обведи и раскрась. Не особо меня впечатлили, рисунки мелковатые и не интересные . Если кто знает достойные прописи, подскажите, пожалуйста.
________________
Вот, о Земцовой хватит. Дальше изменю российской образовательной программе и перейду к нашумевшим Кумонам.
Рабочие тетради KUMON, автор Тору Кумон(в
Да, о них уже много сказано. Но не упомянуть о них не могу, т.к. занимаемся по ним, любим их. Это совершенно иной подход к занятиям. Яркие, привлекающие внимание книги, нетривиальные задания, качественная полиграфия, большой, удобный для занятий формат. Простые, «вкусные» изображения. Ксюша достает, занимается, и порой так увлечется, что не остановишь. Часто даже не просит ей помогать, все понятно интуитивно. Так что рекомендую!
Тетрадей ооочень много, выбирать-ненавыбирать) Вот, что у нас.
• «Увлекательные лабиринты», 3-5 лет (в
Это наш хит. Ксюша взяла, Ксюшу не удержишь! Щелкает лабиринты один за другим. Хорошо, что задания идут, как и во всех Кумонах, от простого к сложному. Интересно еще, что лабиринты даны как в плоском варианте, так и варианте трехмерном.
• «Логика», от 4 лет (в
Что-что, а Ксюшу думать не заставишь, если сама не захочет. Покупая эту книгу, я не была уверена, что она пойдет. Пошла! И очень даже прекрасно пошла. Первые задания здесь совсем смешные и легкие, но они располагают на веселый лад. А, увидев последние задания, я думала, что Ксю их долго еще не осилит. Но нет, все получилось. Ура!
• «Давай вырезать!», от 2 лет (в
«Учимся вырезать», 3-5 лет (в
Тетради помогают научиться пользоваться ножницами. Навык, который Ксюше давался с трудом. Никак ножницы у нее не резали, все больше мяли. И ножниц мы перебрали много разных, да все не то. И первая из этих книг была скорее мучением, правда, не из-за самой книги, просто ничего нигде не резалось. Но мы включали вырезание в свои поделки, то от цветного скотча отрежем кусочек для украшения короны, то просто нарежем бумаги и назовем эти обрезки мяском для игры в кафе. Так, понемногу, Ксюша стала проще относиться к ножницам и теперь достает книгу «Учимся вырезать» и вырезает. Да, не всегда все ровно, но ведь старается)
Про числа у Кумон очень много разных тетрадей. У нас две.
Первой у нас появилась «Учимся считать от 1 до 30», но шла туговато, первые страницы прошли быстро, а дальше затормозили. А потом появилась тетрадь «Учимся и растём! Числа от 1 до 30», появилась, причем, недавно, а прошли уже почти всю. Так что с неё и нужно было начинать, так сказать, «набить руку».
• «Учимся и растём! Числа от 1 до 30», 3-5 лет (в
Эта тетрадь отличается по формату от остальных наших Кумонов, она горизонтальная и немного меньше. В остальном все также, отличная плотная бумага, полиграфия на высоте, забавные изображения. В ней два типа заданий: соедини картинки и числа по порядку и прописи-цифры. Все просто и понятно, Ксюша с удовольствием берет тетрадь, сама все обводит и даже не просит задание прочитать, все сама.
• «Учимся считать от 1 до 30», 3-5 лет (в
Эта тетрадь большого формата (как и большинство наших Кумонов). Начало похоже на выше описанную тетрадь, задания по типу соедини числа, обведи цифру. Но этих заданий здесь меньше. Дальше счет: сосчитай и впиши нужную цифру, впиши недостающие цифры. Эти задания уже сложнее, т.к. цифру приходится писать уже самому, а не просто обводить.
______________________
Теперь про отдельные книжки-занималки.
• Большая книга приключений с наклейками (в
О! Это чудесная книжка. Ксюша именно с ней начала любить книжки с заданиями. Всегда несла ее первой, пока не прошли всю) Яркая, красочная, веселая, большая (формат примерно А4). В ней море разнообразных нестандартных занималок. Главное, конечно, здесь рисунки, за них художникам большое спасибо!
• «Большая азбука-самоучилка» из серии «Веселые обучалки», Татьяна Романова (в
Об этой азбуке я уже подробно писала здесь. Но вкратце продублирую, т.к. она не только про буквы. Здесь задания по типу находилок, раскраски по буквам, прописи, игры типа «найди пару», «найди недостающее» и т.д.
• «Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов» (в
Т.к. Ксюшка обожает лабиринты, взяла ей вот такую книжку, здесь лабиринты уже посложнее и позапутаннее, чем Кумоновские.Не везде Ксюша легко справляется, но любит проходить их вместе. Так, они скорее на возраст с 5-6 лет, некоторые лабиринты и еще постарше. Очень красивые, большие и запутанные лабиринты. В некоторых нужно не просто найти выход, но еще и пройти особым образом.
• «Книга-квест "Дело о...". 50 детективных историй для развития логики у детей 4-10 лет» (в
Это скорее книжка не для занятий, а для сюжетной игры в детективов. Но т.к. она призвана развивать логику, добавлю ее сюда. Без книжки пробовали мы с Ксюшей играть в детективов, но видимо, слишком сложные сценарии получаются, Ксюша не может с ними справиться. А здесь все ясно-понятно, просто и забавно. Играем мы примерно так. Берем за основу дело из книжки. И разыгрываем роли, Ксюша, конечно, детектив. Я обычно отдуваюсь за всех остальных. Сначала Ксюшу вызывают в участок, там ее ждет главный герой, который рассказывает о случившемся. Затем Ксюша едет на место преступления и опрашивает всех участников, так постепенно и раскрывается дело.
Ну и последнее на сегодня.
• «100 логических игр для путешествий» (в
Это карточки с заданиями. Задания почти все простые, быстропроходимые. Но самое главное, на этих карточках можно бесконечно рисовать-стирать, фломастер на водной основе прилагается. Картинки очень красочные, так и тянется глаз к ним. Вот и у Ксюши дотянулся, еще , и еще))) Покупала их для длинной дороги , но они не дожили, уже почти все прошли по несколько раз.
__________________
На этом этот длиннющий пост и закончу, но ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... В следующей части напишу про наклейки, рисовалки и пр. Скоро! Обещаю!
И как всегда скажу, пишите, что у вас. Очень много полезного выношу из ваших ответов, и несколько новых книжечек уже стоят на полках)