усыновление
5.6. Воспитание в ИсламеАссаламу алейкум,мои дорогие девочки!)))у меня вот какой вопрос...я хочу взять девочку из детского дома ей 4 годика...какие нюансы в исламе существуют по поводу усыновления?мне просто подруга недавно сказала,что для того чтобы взять ребенка его обязательно надо накормить грудью,чтобы он не был чужим для моих родных детей!!!неужели это правда?
Aisha
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!Нередко мусульмане интересуются, дозволено ли вообще усыновлять детей или это категорически запрещено. С помощью Аллаха мы ниже приведём религиозную точку зрения относительно этого вопроса.Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе. Само же слово «усыновление» в Исламе не имеет никакого конкретного значения и смысла, так как это подмена действительности и объективности, поскольку невозможно постороннего человека сделать близким и родным, чужой ребёнок не становится ни сыном, ни дочкой для тех, кто его воспитывает, так же как не является он (или она) продолжателем именно их рода и потомства.Мусульмане могут брать в дом сироту или подкидыша на воспитание. Они обеспечивают его кровом, одеждой и пищей, обращаясь с ним как со своим собственным ребёнком, но при этом не считают его родным. Такой поступок восхваляется в Исламе. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Я и обеспечивающий сироту будем в раю, вот так», – и показал свой средний и указательный палец, между которыми был небольшой разрыв.Усыновление, влекущее изменение родословной человека, в Исламе запрещено. Однако мусульманам разрешено усыновлять ребёнка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте». До Ислама арабы усыновляли детей, приёмные родители давали им своё имя, как будто бы они и эти дети были кровными родственниками. Ислам разрешает мусульманам воспитывать чужих детей. Мусульмане могут растить этих детей, присматривать за ними, поддерживать их, но детей нужно называть по имени и отчеству их настоящих отцов.Если же мусульманин берёт мальчика в семью, зная, что он – не его сын, и тем не менее, делает его членом семьи, распространяет на него все права родного сына, вплоть до права наследования как близкому родственнику, запрещает ему жениться на родных и близких женщинах, то есть приёмный сын обладает всеми правами сына настоящего, то такой вид усыновления запрещён в Исламе.Всевышний в Коране сказал (смысл): «…и не сделал ваших приёмных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Аллах говорит [только] истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «аль-Ахзаб», аят 4).В пятом аяте этой же суры Аллах говорит (смысл): «Зовите их [приёмных детей] по именам их отцов, это – более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками …» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).Воспитанники не могут быть наследниками людей, которые их воспитали, и им не запрещено жениться на приёмных родственниках. До установления Исламом запрета на усыновление, арабам запрещалось жениться на разведённых женах своих приёмных сыновей. Ислам же запрещает мужчинам жениться на разведённых жёнах своих родных сыновей. Однако в Исламе мужчине разрешено жениться на разведённой жене того мужчины, которого он вырастил, и который не приходится ему кровным сыном.Когда жена Пророка Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) купила пленника, которого звали Зайд ибн Харриса, она подарила его Пророку (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) освободил его, воспитал как сына и усыновил Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) ещё до того, как Ислам запретил усыновление. Его называли Зайдом ибн Мухаммад (сыном Мухаммада) до тех пор, пока не было запрещено усыновление, после чего его снова стали звать именем его настоящего отца. Пророк (мир ему и благословение) женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. После того как Зайд развёлся с ней, Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение) после истечения срока идды жениться на ней. По повелению Всевышнего Пророк (мир ему и благословение) своим примером показал умме, что в Исламе нет усыновления или удочерения. Об этом в Коране говорится так (смысл): «…Когда же Зайд удовлетворил с ней желание [и развёлся], Мы женили тебя на ней, чтобы не было верующим трудности (стеснения) в отношении жён своих приёмных сыновей (то есть жениться на разведённых жёнах своих приёмных сыновей), после того как те удовлетворят с ними желания, и предопределение Аллаха обязательно должно быть исполнено» (сура «аль-Ахзаб», аят 37). Таким образом всем было доказано, что приёмные дети не становятся родными. Если же мусульманин берёт в семью мальчика или девочку – сироту или же подкидыша, найдёныша – и относится к нему, как к своему дитя, заботится о нём, воспитывает его, кормит, одевает, но, тем не менее, не возводит его в ранг настоящего сына, не устанавливает ему права настоящего сына и права наследства. Такого ребёнка не называют сыном или дочерью того, кто его воспитывает и заботится о нём. Подобное «усыновление», то есть «взятие на воспитание» – Исламом дозволено. Аллах в Коране говорит (смысл): «…Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Совершение благого им – лучше, к отношении их имуществом [чем воздержаться от этого]. Если же вы смешаете своё и их имущество, то они – ваши братья [потому что суть братьев, чтобы их имущество было общим]. Аллах знает портящего [их имущество] от улучающего его. Если бы Аллах захотел, то затруднил бы вам [запретив смешение]. Воистину, Аллах – Великий, Мудрый во всех делах» (сура «аль-Бакара», аят 220). Ответственность за ребёнка и переживание за него являются важными вопросами, вне зависимости от того, есть ли у ребёнка родители или нет. Ребёнку должна быть оказана оптимальная поддержка. Люди, несущие ответственность за благополучие ребёнка, будь то его близкие родственники или исполняющие обязанности опекунов, должны приложить максимум усилий, чтобы исполнить свой долг. Но если у ребёнка отсутствуют ближайшие родственники, забота о нём становится общей обязанностью всего мусульманского общества – и в таком случае имам назначает для опеки определённых лиц.Условия для опеки чужого ребёнкаСуществуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе – такая форма отношений называется опекунство. Согласно Исламу для опеки чужого ребёнка есть ряд условий, которые необходимо соблюдать:1. Сохранение имени (то есть отчества и фамилии) ребёнка, чтоб он знал, кто его настоящие родители.2. Воспитанники не получают права на наследство имущества опекунов после их смерти.3. Воспитанники могут жениться на дочери опекунов или на женщине, которая его воспитывает, или выйти замуж за сыновей опекунов или за опекуна. (Это всё при условии, что ребёнок не приходится молочным сыном или дочерью тем, кто его воспитывает.)4. Если на воспитание взяли девочку, то при наступлении зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями.5. Если на воспитание взят мальчик, то при наступлении зрелости жена опекуна (мать-воспитательница) или их дочери должны носить хиджаб в его присутствии.6. При дотрагивании до них противоположным полом в возрасте, когда проявляется вожделение страсти (это приблизительно в возрасте от шести и выше лет), портится омовение (согласно мазхабу аш-Шафии).7. Воспитаннику, достигшему зрелости, непозволительно оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махаррам (близкими родственниками по крови), так как они не являются ему родными матерью, сестрой, племянницей и т. д.8. Опекун должен беречь и хранить имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества. Всевышний в Коране говорит (смысл): «И давайте сиротам, у которых нет отца, их имущество, когда они станут совершеннолетними, и не заменяйте [ваше мерзкое] на хорошее [сирот]. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, это является великим грехом!» (сура «ан-Ниса», аят 2).Ислам не допускает, чтобы принятые в семью мальчик или девочка становились полноценными членами этой семьи и обладали теми же правами, что и родные дети. Если же у человека нет потомства или есть, но он желает оставить что-либо после смерти такому ребёнку, то он имеет право дать этому ребёнку всё, что пожелает при жизни, а также завещать ему до трети своего состояния после смерти.
08.12.2013
Ответить
Хадиджа
как жестоко! уверена это не обязательно, и этому есть какоето обьяснение ( право на наследство по исламу не сможет только как дочь, но я уверена можно оставлять чтото как подарок мама, это же так важно для ребенка, что там такого? сейчас расплачусь, ну напишете ж (
04.12.2013
Ответить
Aisha
Нельзя называть это грех,только по имени.По исламу можно только брать опекунство над сиротой,но не усыновлять и удочерять ребёнка.Соответственно ребёнок должен знать,что это не его родители и нельзя называть мама,папа никого кроме своих родных.
05.12.2013
Ответить
Хадиджа
а если она станет ее молочной мамой? должно быть какоето решение этогоона будет знать, что у нее была гдето там мама которая родила ее и молочная мама
05.12.2013
Ответить
✿Евушка✿
это и в правду очень жестоко...боюсь что она будет себя чувствовать лишней и чужой,если мои детишки меня будут называть меня мамой,а она по имени...(((([removed][removed]
05.12.2013
Ответить
Olga
Фикх наследования разрешает любому мусульманину оставлять наследство на свое усмотрение в размере не большем 30%. Т.е. в завещании родитель может указать приемного ребенка и дать ему не больше 30 % от своего имущества, а уже все остальное будет делиться между прямыми наследниками по шариату, там очень много ньюансов и зависит и от пола и количества детей.Что касается называть мамой... НЕЛЬЗЯ, мама это та которая носила 9 месяцев, рожала в муках и какой бы плохой она не была потом, ОНА МАМА... и только ее мы должны называть мамой. А приемных родителей можно любить не меньше чем родных и быть им благодарным, за то что они взыли на себя такую ответсвенность заботиться о чьем о ребенке.
05.12.2013
Ответить
FatimaA
Салам алейкум! А вот я не согласна. Мы ведь даже свекровь мамой называем. Ей нужно объяснить, что это мама не потому, что родила, а потому, что воспитывает. При правильном нияте можно папа и мама говорить иншаАллах
07.12.2013
Ответить
Aisha
Ваалейкум Ассалам. Ну это же не я придумала. А на счёт свекрови это тоже не правильно.только свою родную маму мы можем так называть.
07.12.2013
Ответить
Аишка
ассаламу аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух. ухти почему нельзя называть маомй? можно и даже опекуна можно папой назвать потому что они (опекны) выполняют роль мамы и папы. нельзя давать свою фамилию и выдавать ребенка за своего в плане рожала и пр. Фатима правильно сказала. приведи довод на то что нельзя называть и свекровь маомй иншаАллах . это просто знак уважения, ведь мужу приятное это будет а довольство мужа -довольсвто Аллаха.
07.12.2013
Ответить
Аишка
Вопрос: “Можно ли свекровь называть мамой, а свёкра папой?” Ответ: “Если это выражение является обычаем в данной местности, то нет ничего дурного в этом, для снискания их любви и выказывания своей к ним, по причине родства по мужу. Точно также как их (свёкра и свекровь) называют дядей и тетей, выказывая свою любовь и уважение к ним” Шейх Ибн Джибрин фетва №12795. Слово «мама» выражает уважение и почитание. Оно радует и сближает сердца, а шариат побуждает к подобному мягкому, учтивому обращению, и это можно отнести к повелению Всевышнего (смысловой перевод): «Говорите людям приятное» (2:83)Примеры подобного обращения есть в Коране и в Сунне: - Пример из книги Аллаха (смысловой перевод): «Он (Юсуф) поднял своих родителей на трон» (12:100) Кончина матери Юсуфа предшествовала этому случаю, и в аяте имеется в виду его тетя по линии матери. И в этом указание на дозволенность использования этих слов в отношении тех, кто не является физиологическими родителями. См. «Фатуа Ибн ас-Салях» 1/186. - Пример из сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О, сынок мой!…»” Муслим №2151 Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) озаглавил этот хадис так: «Дозволенность и желательность обращения с словами “О, сынок мой!” не к своему сыну» См. «Шарх Сахих Муслим» 14/129. И нет разницы в обращении к чужому ребенку со словами “сын” и в обращении к свекрови со словами “мама”. В обоих случаях подразумевается, что человек своим положением в уважении и почитании подобен сыну и матери. Также то, что жена называет свекровь мамой, а свёкра папой, не влечет за собой каких-либо шариатских правовых действий. Например, она не имеет право на наследство этого рода как дочь, ибо называет родителей мужа мамой, папой, из уважения и почитания, и не утверждает о родстве с ними. Поэтому никаких последствий подобное обращение не имеет, в отличие, когда человек приписывает свое происхождение к чужому роду, заявляя, что определенный человек приходится ему отцом. Из этого вытекает определенные правовые действия, к примеру, что она имеет права на наследство этого рода, что ей запрещено, вступать в брак с сыновьями того, к кому она приписывает свое происхождение и т.п. Наличие существенной разницы между двумя случаями очевидна. Первая форма дозволена, а вторая запретна прямыми текстами Корана и Сунны. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
07.12.2013
Ответить
Аишка
"Где то читала" это не далил . Я нмже привела доказательства что можно назыввать. Если ты ухт утверждаешь обратное то нужны четкие далил иншаАллах
08.12.2013
Ответить
Aisha
Мы все здесь делимся той информацией которую знаем,я честно написала что далил не могу привести ,потому что давно об этом читала и запомнила это.Если я смогу то обязательно приведу довод из той книги где я это прочитала или спрошу у мулы.Я просто написала,то что я слышала,я же не говорю что у меня больше знаний .
08.12.2013
Ответить
Аишка
СубханаЛлах тут же никто не говорит что у когото больше или меньше знаний. Просто если чтото утверждаешь нужен достоверный довод иначе это просто ничем не подтвержденные слова которыми можно ввести в заблуждение. Вот как найдешь достоверное подтверждение тогда и утверждай можно или нельзя называть мамой папой и тд Аллаху Алим
08.12.2013
Ответить
Aisha
Я никого не пытаюсь ввести в заблуждении такого намерения у меня нет.Я просто написала,что читала,и я не утверждаю это на 100% что это достоверная информация.А вы сразу накидываетесь.
08.12.2013
Ответить
Olga
ВаАлейкум асСалям ва рахматуЛлахи ва баракятух!Во первых хочу выразить Вам свое восхищение, воспитывать и заботиться о чужих детях это благо, которое в Исламе ценится очень высоко. В современном мире родные родители отказываются от своих деток, а взять на себя ответственность еще за чьего то ребенка - это достойно уважения. А теперь по сути вопроса. В Исламе не существует понятия УСЫНОВЛЕНИЕ, есть ОПЕКА, когда мусульмане воспитывают,заботятся о ребенке, но при этом ребенок носит имя своего отца, он знает кто его настоящие родители и все знают, что он не является наследником для опекунов и не является махрамом для Вас и Ваших детей. Подробней с этим вопросом можно ознакомиться здесь - О разнице между опекой (كفالة الأيتام) и усыновлением (تبني)А то о чем Вам сказала подруга это называется молочное родство, в этом случае ребенок по прежнему должен называть отцом и матерью своих кровных родителей и не сможет быть Вашим наследником, НО в таком случае ребенок которого Вы сейчас кормите грудью будет молочной сестрой приемному и они будут махрамами, т.е они смогут не скрывать свой аурат друг от друга, а если это будут мальчик и девочка им будет запрещено вступать в брак. Про молочное родство обсуждали здесь -Молочное родство.Так как у Вас дочь и взять Вы хотите тоже девочку, то молочное родство облегчит Вам жизнь, Вы и девочки сможете не покрываться друг перед другом дома, но она по законам Ислама не будет Вашей наследственицей.
04.12.2013
Ответить
✿Евушка✿
На счет отцовства я и не собиралась обманывать ребенка...мне кажется даже если родители самые ужасные люди на свете,каждый человек имеет право знать свои корни...а на счет молочного родства,стоит подумать...надеюсь Аллах подарит нам с мужем сына...вот только можно ли 4-х летнему ребеночку молоко грудное давать...[removed][removed]
05.12.2013
Ответить
Olga
Я не говорила об обмане, я о том, что каждый человек должен носить имя своего отца. Пророк (СоляЛлаху аляйхи ва салям) сказал:
"В день Воскресения вас будут называть по вашим именам и именам ваших отцов. Потому, имейте хорошие имена" (Абу Дауд)Усыновление как раз таки подразумевает смену фамилии ребенка на фамилию приемных родителей, Ислам этого не допускает. А уж про корни и про своих родителей ребенок само собой должен знать, ложь в Исламе грех.По поводу молочного родства я Вам выше дала ссылочку, там с далилями сказано, что детки должны быть не старше 2 лет, а мама не моложе 9 лет. Поэтому дать то Вы конечно можете... но станут ли они молочными братом с сестрой... большой вопрос. Лучше знает только Аллах.
05.12.2013
Ответить
✿Евушка✿
Еще вопрос...я знаю что девочка крещеная,зовут Ульяна...надо будет ей менять имя,если я собираюсь воспитывать ее в исламе?просто я слышала что даже при принятии Ислама можно имя не менять,если оно не обозначает что-то плохое,срамное или это не языческое имя?
05.12.2013
Ответить
Olga
Что касается имен, то вы правильно слышали, что имя не обязательно должно быть арабским или какого то еще народа давно исповедующего Ислам. Имя у человека должно быть с хорошим смыслом, оно не должно приравнивать человека в Всевышнему (например, творец, господин, величайший, справедливейший и т.д) имя не должно нести смысла о поклонении другим существам, идолам и т.д.Посмотрите значение имени Ульяна и если оно не имеет запрещенного смысла, то менять имя совсем и не нужно. Вот что я нашла по это имя : Имя Ульяна - русская разговорная форма от имени Юлиания (стар.
Иулиа-ния), которое, в свою очередь, происходит от римского личного
имени Юлианус. В переводе с латинского означает счастье.
05.12.2013
Ответить