книги, которые формируют. Часть 6
средним школьникам
Луиза Мэй Олкотт
«Маленькие женщины» «Хорошие жёны»
Когда бостонский издатель попросил Луизу Мэй написать роман для девочек, писательнице не пришлось долго искать сюжет для него, поскольку она выросла в окружении трёх сестёр. И именно своё детство было взято ею за основу одного из самых популярных романов для девочек – «Маленьких женщин».
Написанный в середине-конце 19 века, вроде бы в духе Викторианской Америки, о самых что ни на есть женских вещах – замужестве, взаимоотношениях и любви, роман имел совершенно не сентиментальный посыл. Как «Маленькие женщины», так и «Хорошие жёны», которые принято воспринимать в связке, вообще о другом. И на это другое частенько не обращают внимания, а зря.
Начать можно с того, что Луиза была феминисткой и аболиционисткой ( по-простому – борцом за отмену рабства). Выросла в семье писателя- трансценденталиста и суфражистки (борцы за права женщин, в частности за их право голосовать). И взглядам родителей писательницы был подчинён весь быт семьи. Они какое-то время жили в утопическом поселении трансценденталистов, отец Луизы несколько раз открывал экспериментальные школы, сам занимался обучением всех четырёх дочерей. И не знаю как это повлияло на сестер писательницы – о них известно не так много, но на формирование Луизы, взгляды отца явно оказали большое влияние.
Роман о четырёх девочках, затем женщинах.
Мягкая и женственная, красивая Мэг.
Не менее красивая Эми, знающая себе цену и постоянно рисующая.
Хрупкая и жертвенная Бет.
Лори – сосед девочек, юноша из богатой семьи, талантливый, весёлый, влюблённый в Джо.
Родители Мистер и Миссис Марч, очень важные персонажи книги. Те самые рупоры, которые транслируют мировоззрение семьи писательницы.
Четыре разных характера (их Луиза писала с сестер, главную героиню – с себя), четыре разные судьбы.
И роде бы всё характерно для девчачьего романа – испытания, из которых героини выходят достойно или не очень, (если не очень, то обязательно делают выводы). Влюблённости, замужества и так далее. Вот только главную героиню, которую Луиза писала с себя, в первоначальном варианте замужество не устраивало. Она приняла сознательное решение не связывать себя узами брака. Юные читательницы завалили автора возмущёнными письмами, издатель тоже был не в восторге от этой задумки, поэтому Джо выходит – таки замуж за некого профессора. Но поведение и взгляды героини всё равно остались прежними. Сама Луиза, к слову, замужем не была никогда, видимо, в силу своих феминистических убеждений.
Как и в её семье, девочки в романе на домашнем обучении.
Как и в семье Луизы, религия в романе – свод нравственных правил, которые не нуждаются в церкви, как институте. Это, очевидно, влияние трансцендентальных взглядов отца.
Опыт отца описывается и в частях, посвящённых экспериментальной школе для мальчиков, которую открывает Джо.
Мне не близок фиминизм. Но, видимо, именно его нотки и не дают роману слиться с чередой проходных слезливых историй. «Маленькие женщины» не являются моей любимой детской книгой, но без них моя детская библиотека была бы не полной.
Уж очень приятно присаживаться каждый раз за стол семьи Марчей и тихонько наблюдать за жизнью и интригами бедной, но дружной семьи. А потом подниматься с девочками в их комнату и смотреть, как они болтают перед сном, расчёсывая друг другу волосы, ведь я всегда мечтала о сестрах, с которыми можно было бы вот так поболтать о своём, о женском.
Поэтому, да, если кто ещё не знает о существовании этого романа – я советую его для девочек от восьми и старше.
Самые известные его экранизации – 33-его и 94-го годов.
Первая - классика голливудского черно-белого кино. Во второй, в главной роли моя любимая Вайнона Райдер, прочий актёрский состав тоже как на подбор.
