Книжки как прикорм. ("Чтение" 1г 3м – 1г 6м)
дневник читателяНаш первый дневник. Сказать, что ждала этого давно и трепетно - ничего не сказать. В наш годик уже собиралась было писать пост под названием «Книги как прикорм», потому что иначе как книгоедством в прямом смысле деть заниматься отказывался. Вытаскивая очередную порцию размокшего картона из-за ехидной щечки, я скорбно думала, куда пристраивать ценные фолианты «от 6м до 3л», занимавшие две полки.

Но в год все изменилось. Юхуу! В нашем арсенале появился «указующий перст», охотно тыкающий в книжки на самом верху. «Давай, мать, доставай своего розового жирафа за 500 рэ, поглядим, за что уплочено…»
Мать повиновалась. И вместо привычного «Хрум» услышала… листание картонных страниц! Хлоп-хлоп. Это он открывал и закрывал книгу. Занятно! Хватило на полчаса. Все эти полчаса я сидела рядом, выпучив глаза в позе «Внимание-марш», готовая хватать и спасать бедную книгу. Но книга ничего, стойко перенесла тест, и показала себя толерантной ко всяческим издевательствам. Это, кстати, была «Очень голодная гусеница», привлёкшая чадо дырками в апельсинах.


Первый месяц после года занимались открыванием и закрыванием. Думаете, мне удалось прочитать ему хоть один стишок до конца? Пролистать хоть одну книгу с первой до последней страницы по-по-ряд-ку? Нет. А вот с конца, наискосок, вверх тормашками и попой кверху… так было, да. Частенько. Книго-йога называется.

В 1 г 2 м с нами случились картинки. На помощь пришел наш любимый указательный пальчик. И началось: «Это мышка… А это кошка… Это вилка… А это ложка…». Поэтому картонные книжки для разглядывания оказались очень кстати. Первой пошли «Слова», потом «Техника», а вот «Животных» ребенок поначалу игнорировал.

Я прозвала эти книги «тыкалки». Причем тыкалками у нас служили все картонки. Со временем я начала расширять кругозор мальчонки. Это не просто телевизор. «Это телевизор, его смотрят. Вот он у нас в комнате. Ага. И здесь телевизор. И там тоже. Ага. Где у нас телевизор?».

Классно стало проводить время за книгой «Что мы слышали в лесу». «Это волк, он говорит УУУУ», а это лягушка, она говорит «Ква-Ква». Какие уж там стихи. Зато ребенок через месяц стал повторять. И вообще, завидев волка в мультике, кричит «Ууууу». А если залезет на деревянную лягушку на детской площадке, то кваканье слышно на другом ее конце.



В 1г4м наконец-то пошли стихи и короткие истории. Помогали в этом клапаны и пазлы на книгах. Пока ребенок ковырялся с книжкой «Мамы и детки», доставая пазлинку с котенком, я успевала прочесть стишок. Со временем он к ним привык и стал прислушиваться.


Или вот книга «Там, где живет птичка» (сейчас книжку переиздали, и обложка стала розовой, но внутренности не поменялись). Пока малыш «поднимает» листок и разглядывает улитку, мама успевает воскликнуть «Ой нет, не под листиком!». Это вообще наша любимая книга. Ритуально листается пять раз, и только потом читается с придыханием.


Гусеницу мы тоже полюбили, и иногда даже слушаем историю от начала до конца. Правда, поскольку у меня растет Шумахер в плане листания, то эпизод с поеданием всяческой вредной ерунды, приходится тараторить. Мороженое, пирожное, ломтик сыра с дырками, соленый огуууурчик…ааа….
Вообще, все, что с клапанами, дырками, пазлами, шнуровками, шуршалками, тактильными элементами и встроенными пальчиковыми куклами идет на ура. Серия Эмили Бомон, мне, например, показалась скучноватой и «взрословатой», и тем не менее, дите с радостью роется в ее клапанах, вытаскивая на свет семейки бобров и рыбок-клоунов. У нас много всякого - В яйце, В море, В реке…


Первая и пока что единственная сказка, которая слушается от начала до конца - Курочка Ряба. У нас она в двух вариантах - в огромном сборнике формата А3 (от 6 месяцев до 3 лет) и копеейной А6. Так вот копеечная А6 от проф-пресса нравится больше)) Хотя картинки в той самой громадине малыш смотрит охотно.

Это из книжки-малышки:

А это из большой:


В большой не только сказки, но и стихи (Барто, например), и потешки ("Ладушки", "Сорока-белобока", "Загорелся кошкин дом" и т.д.). Есть и "Репка", и "Теремок", и "Колобок". В общем-то, все основное. Рисунки симпатичные.

Стихи тоже не прошли мимо нас. Ребенок приучен слушать и Маршака, и Чуковского. Вот только одно «но». Мы либо слушаем стихи (мама читает по памяти, например, в машине), или листаем бумажные книги, но тогда уже все мимо ушей. Нравится серия «Детки в клетке». «Мойдодыр» и «Тараканище» спасают в походах, но, думаю, ребенок слышит только ритм и интонацию, особо не вникает.


Сверху Маршак. Снизу Чуковский.

Порой я читаю ему просто отрывочки по случаю. Например, в ванне - «Рано утром на рассвете умываются мышата… и котята, и утята, и жучки и паучки…» или «надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам». Или из Маршака «Отчего течет вода с этого младенца? Он недавно из пруда, дайте полотенце!».

Всячески пытаясь развивать речь, я показываю ему книжки от Карапуза. "Топ-топ, бух" и "Зайка сам". Картинки не самые «одухотворенные», но ребенок реагирует! Действительно слушает, как зайка сам чистит зубки и сам кушает ложкой, и все в этом духе. Сопереживает, волнуется, если кто-то там «бух» и «бабах».


"Моя первая книга" нас пока интересует всего несколько первых разворотов - с игрушками, ванночками, колясками и детской бурной деятельностью. И пусть там нарисован всяческий совдеповский антиквариат, ребенок весело тычет пальчиков и многое узнает. Правда, мнет немного, бумага не очень плотная - стараемся смотреть из моих рук.


Потешки от серии Ладушки пока слабо идут, но есть фавориты. Вот Дедушка Ежок, которому не надо бы ходить на бережок, очень нас интригует. И про Зайку Егорку, которого непременно нужно спасать. Коза бодатая, само собой, веселит. Вообще, я очень радуюсь, что ребенок слышит, чувствует ритм, радуется ему. Постоянно что-то сам отбивает, бренчит на ложках, танцует под мамин стук… Вот и на хорошие, «правильные» стихи потряхивает головой. Одобряет, начальник!

В нашем арсенале много книг гляделок, в том числе сезонные книги от Ротраут Бернер, но они пока не идут. Может, мы какие-то не такие, но именно младший деловито берет и относит их обратно на полочку. «А вот этого нам не надо, мама». Зато очень здорово идет бюджетная гляделочка про Зоопарк. Узнает там и жирафов, и слонов, и обезьянок, и козликов. У нас Зоопарк недалеко от дома, бываем часто, поэтому реалии "деток в клетках" нам хорошо знакомы.


Вот такие пироги у нас. А с книжным прикормом покончено;)
очень остроумно написано, с удовольствием почитала. ваш пост можно рекомендовать на вопросы — как приучить читать и с каких книг начинать.