Литографии в "Волшебном холме" Евгении Лоцмановой
обсуждение прочитанногоВзято из

14 ноября в Библио-глобусе в гостях были художники Георгий Юдин, Борис Диодоров, Юлия Леонычева и Евгения Лоцманова. Разговор шел, в частности, о литографиях, о том, что это такое и о том, как литография живет в книгах. Также были представлены и оригинальные работы, в том числе и литографии к сказке Андерсена "Волшебный холм" Евгении Лоцмановой, которые у нас только что вышли отдельной книгой.
Ну, и нам задали вопросы, почему показанные работы были не совсем похожие на напечатанные в книге.
Отвечаем.
Работы, использованные в этой книге, сделаны в технике литографии, то есть отпечатка на бумаге с формы (камня). Отпечаток, как вы понимаете, не один, не два. Да, каждый оттиск уникален, но в то же время такая техника дает возможность каждый раз попробовать чуть по-иному, разный нажим, использовать разные цвета, экспериментировать с разными оттенками. Каждый полученный оттиск, принятый и подписанный художником, в этом случае может считаться оригинальной работой.
Евгения Лоцманова работала над книгой два года. Вы представляете сколько вариантов было сделано за эти два года?
Но, естественно, что для книги отбиралось что-то одно, что-то, что художник принял как цельную единую книгу. Именно этот вариант сама Евгения Лоцманова и принесла в редакцию для будущей книги. Именно эти варианты работ и стали книгой.
Несмотря на то, что саму книгу делали наши коллеги, оригиналы работ сканировались в Москве, я их держала в руках, и они полностью соответствовали вот этим сканам:







Если художница на продажу предлагает литографические оттиски с более яркими красками, это ее право, но эти варианты она сама не стала предлагать для книги, то есть это не те иллюстрации, которые послужили оригиналами для книги.
Открою маленький секрет: напечатать ярче сегодня проще, чем получить на выходе из типографии мягкую, прозрачную, "тихую" акварель. Именно в этом была главная "засада" при печати этих работ, а уж никак не сделать по-ярче. Эти работы, как волшебный сон, как сновидение, как сказочная фантазия, они поэтому такие нежные, прозрачные, легкие. И это, как мне кажется, прекрасно отразилось в книге.