«Самый красивый конь». Борис Алмазов. Восторг!
средним школьникам
Издательство «Самокат», 2014 год. Художник - Анна Журко. 176 стр., офсет, твердая обложка.
Сначала об авторе
Борис Александрович Алмазов (р. 1944) - человек-оркестр. В нём уживаются столько личностей, что хватило бы на нескольких - и очень разных - людей. Судите сами: спортсмен-наездник - и педагог, двадцать лет преподававший в ленинградской школе историю искусств по своей авторской методике. Один из первых русских бардов (пишет и исполняет свои песни с начала 1960-х годов), выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии - и активный участник возрождения российского казачества.
А еще он - хороший писатель. Всего не перечитаешь, конечно, но я с некоторым удивлением прочитала в аннотации о том, что книги Бориса Алмазова издаются вот уже сорок лет, а я о них совсем ничего не знала. Что ж, никогда не поздно наверстать, а потому расскажу о прочитанном глазами новичка.
Данной книгой издательство «Самокат» открывает новую серию ― «Собрание сочинений». Название возникло из издательской идеи выпускать под одной обложкой разножанровые произведения одного автора: повести, рассказы, очерки и т.д.
В данный сборник вошли повесть «Самый красивый конь» и два цикла рассказов - «Лицо не прячь!» и «Жили-были пацаны». Повесть и рассказы основаны на подлинных событиях жизни Бориса Алмазова. Они были написаны тридцать и даже сорок лет тому назад, когда автор не всё мог написать так, как хотел, и поэтому в книгу включены еще два автобиографических рассказа под общим названием «Слово, выкинутое из песни», написанные в совсем другое время и без оглядки на цензуру ―внешнюю и внутреннюю.
Герой цикла рассказов «Лицо не прячь!» - пятилетний Борис, живущий с мамой и бабушкой в городе, хранящем еще следы блокады. Отец и дед погибли на войне. Вместе с Борисом мы видим колонну марширующих немецких военнопленных («Немцы всегда пели. Почему? Теперь я думаю, что им было страшно идти по изуродованным улицам города, который они три года штурмовали, бомбили, расстреливали… Но скорее всего, срабатывала многолетняя неискоренимая привычка петь в строю. Пой, маршируй и не о чём не думай!»), наблюдаем за тем, как меняется город, что появляется в нем нового… Что замечает ребенок, от чего его сердце начинает сильнее биться, и от чего он может отказаться в возрасте пяти лет? В первом рассказе в витрине открывшегося магазина вдруг появляется… серебряный конь!
«Конь был прекрасен! Рядом с его золотой шёлковой гривой, с его лаковым крупом в серых яблоках, жарко открытыми розовыми ноздрями, красным седлом и золотыми копытами померк даже матросский бушлатик [мальчика-манекена]!»
Мальчик знает, что они бедные, то маленькой зарплаты мамы, работающей медсестрой, и бабушкиной пенсии, которую она получает за убитого сына, едва хватает на то, чтобы свести концы с концами, но он настолько потрясен видом этого великолепного коня, что не выдерживает и спрашивает маму, сможет ли она его купить.
«И мама, повернув моё лицо к себе и заглянув в самые мои глаза, сказала:
- Нет, сынок Я не смогу этого сделать…
… Мы шли домой, и я вдруг словно бы увидел впервые разбитыве дома на нашей улице, немцев, разбиравших развалины, я почувствовал мамину хромоту - след фронтовой контузии…
Но не подавленность, не растерянность появилась вомне, наоборот! Я почувствовал себя опорой и заступником двух маленьких и больных женщин: мамы и бабушки. Я почувствовал себя сыном этого многострадального города, который терпит разруху, как долгую болезнь, и ждет, когда я приду ему на помощь…
Я - вырос и потом стал достоин правды».
Об этом же - о взрослении и воспитании человека - и другие рассказы цикла. Вместе с Борисом и его родными мы едем на родной Дон - и находим там еще более голодных людей, чем в Ленинграде, вместе с ним мы идем поздним вечером просить прощения у человека, который привез им хлеб и которого он намеренно обидел, вместе с ним мы получаем первую премию в жизни из рук Виталия Бианки и проникаем на территорию детского садика на встречу с Чуковским. Из этих двух рассказов, кстати, узнаем, что и Бианки, и Чуковский терпеть не могли показушность и при возможности (думаю, что она была не всегда) общались с детьми, как хотелось им, а не работникам детского сада и руководителям пионерских организаций.
В последнем рассказе этого цикла - «Мой тренер» - Борису уже четырнадцать лет, он потомственный донской казак, и лошадь с детства присутствует в его жизни: в кино, в книгах, в снах. Мальчик попадает в конно-спортивную школу к старому тренеру, и повествование - о нем, мужественном и уже старом человеке, потерявшем в годы войны семью и родных, влюбленном в свое дело и в этих благородных животных, строгом наставнике и Учителе (не побоюсь этого слова).
Герой повести «Самый красивый конь» - ученик шестого класса Игорь Пономарёв, которого все зовут Панамой - от «шляпы», потому что ему ничего не удается сделать хорошо и вовремя: в школу вечно опаздывает, мяч от его ноги отлетает строго в окно, крючок от удочки за штаны цепляется и пр. Невесело. Но однажды он случайно оказывается в конно-спортивной школе рядом с заболевшей лошадью, и просит своего учителя русского языка и литературы, оказавшегося спортсменом-конником, разрешить ему приходить туда. Со временем мальчика берут в секцию, и тренирует его тот же старый тренер из рассказов выше. Жизнь Игоря меняется, ведь теперь у него нет возможности считать ворон в окне, делая уроки , иначе он не успеет на вечернюю разминку, ему нужно очень много тренироваться и развиваться физически, хорошо учиться… Конечно, парень меняется на глазах, и, что самое главное, занятия и работа с животными и людьми, которые их любят, помогают ему решать вопросы и задачи, которые ему постоянно ставит жизнь: родители, одноклассники, окружающие… У него появляются настоящие друзья, понимание того, что всем бывает трудно, любимое занятие. И однажды в квартире родителей в два часа ночи раздается телефонный звонок…
«Жили-были пацаны» - два рассказа из жизни мальчишек 50-х. Два коротких эпизода. Они не связаны между собой событийно, но связаны человечески. В их основе - участие к судьбе человека, интерес к нему, неравнодушие, сострадание, и дети, растущие с этимВ , тоже учатся хорошему.
В рассказах «Тонкая рябина» и «Жировки» автор вспоминает своих родных и детство в послевоенном Ленинграде. Есть фотографии из семейного архива.
Есть два момента, которые хочется отметить. Во-первых, великолепный, шикарный русский язык! Автор пишет о хлебе - и ты видишь эти свежеиспеченные караваи, вдыхаешь этот чудесный аромат - и вместе с Борей впиваешься зубами в отрезанный матерью кусок. Мальчишкам удалось достать на три часа настоящий кожаный мяч - и ты чувствуешь у руках эту кожу, ее запах. Предложения полновесные, с метафорами, эпитетами, юмором - пир для тех, кто соскучился по хорошему языку.
Второе - тема. Клайву С. Льюису один критик заметил, что, прочитав его повести, дети не научатся ничему практическому, например, строить лодку, на что писатель ответил, что - да, строить лодку не научатся, зато научатся себя вести, если корабль, на котором они находятся, вдруг начнет тонуть. Борис Алмазов в этих произведениях (думаю, что и в других тоже) тоже пишет о том, что такое - быть человеком, и за это ему большое спасибо.
Об издании. В отзывах читатели сетуют на то, что иллюстрации другие. Но я с ними, как говорится, не знакома, поэтому мне вполне хватало этих лаконичных рисунков, что-то более красивое меня бы лично отвлекало, как у детей этим - не знаю, я в детстве на иллюстрации внимания мало обращала. Корректура хорошая, бумага белая - такой аккуратный томик, приятно взять в руки.