"Что за прелесть эти сказки!"
отзывы"Лабиринт" решил наконец-таки привезти все мои заказы. И именно сегодня до меня добралась сказка А.С. Пушкина, изданная "Облаками".
Первые впечатления и фотографии страниц)
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Сказка, известная всем. Сказка, любимая многими.
Сказка, проиллюстрированная Александрой Николаевной Якобсон.
До иллюстраций мы ещё доберёмся, а пока несколько слов о тексте.
Ну что можно сказать о тексте, созданном Александром Сергеевичем Пушкиным?))) Эти слова живут в нас с раннего детства, они уже в крови, они стали близкими и родными ещё до нашего рождения. Мне кажется сейчас, что эта сказка - моя любимая.
Интересна история её создания. Не буду заниматься "отсебятиной", сошлюсь на исследователей:
" В 1831 году Пушкин приезжает в Царское село с практически готовой «Сказкой о попе…» и множеством конспектов сказок, записанных во время своего «заточения» в Михайловском.
Интерес к русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик, что он заражает им и Василия Жуковского.
Тогда же в Царском селе оба поэта вступают в некое шуточное соревнование на тему «Пишем сказки в народном стиле». Результатом стали две сказки Жуковского - «О Царе Берендее» (на основе конспекта Пушкина) и «О спящей царевне» (на основе сказки братьев Гримм, которую Жуковский ещё в 1826 г. перевёл на русский как «Царевна-шиповник»). Пушкин ответил ему всего одной сказкой «О царе Салтане». Свидетелем этого состязания стал ещё один будущий гений русской литературы - Николай Гоголь".
"«Сказочное» состязание так стимулировало двух поэтов, что они ещё долго не бросали этот жанр. Жуковский уже после смерти Пушкина напишет ещё одну, самую русскую свою сказку «Иван-Царевич и Серый Волк». Ну, а Пушкин, вдохновлённый во многом «Спящей царевной» Жуковского, напишет болдинской осенью 1833 г. свою «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Пушкинисты» прошлых лет, желающие во всех сказках поэта находить русские корни, настаивали на том, что первоисточником пушкинской «Царевны» была народная сказка про самоглядное зеркальце. Указывают и на запись 1824 г., которая выглядит так:
«Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой - убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах,- говорят,- тут был кто-то - али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас»;.- Приезжая назад, спят они сном богатырским. Первый раз - 12 дней, второй - 24, третий - 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель… и проч. Мачиха ее приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп, и проч.».
Несомненно, что многое из этой записи войдёт в окончательный вариант сказки. Но при этом сегодня любому ребёнку видно, что основой «Мертвой Царевны» Пушкина была не кто иная, как «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. И пусть карлики превратились в статных богатырей, зато и число богатырей сократилось с 12-ти до канонических 7-ми. И там, и там есть индикатор красоты - волшебное зеркальце, завистливая мачеха, отравленное яблоко, стеклянный (хрустальный) гроб и чудесное пробуждение. Совпадают даже некоторые мелкие детали".
И ещё:
"Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты или отдельные мотивы существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, то или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносилон в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.).
В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии - песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона, обращенное к волне, или королевича Елисея - к солнцу, месяцу и ветру, напоминающие плач Ярославны из "Слова о полку Игореве"".
Тема "бродячих" сюжетов, мотивов очень интересна. Не сейчас о ней рассуждать. Но для меня абсолютно точно, что бы ни использовал Александр Сергеевич в качестве вдохновляющих источников, что бы ни убирал-добавлял, его сказки органичны русскому духу, русским характерам. Интересны они и тем, что читать их можно в любом возрасте, каждый раз открывая что-то новое. Для детей, кстати, Пушкин не писал) Для детей писать стали позже.
Иллюстрирование сказок - это их прочтение. Это взгляд художника на образы.
Давайте посмотрим на образы, созданные Александрой Якобсон!
Сразу скажу, что судить о качестве печати мне сложно. Для этого нужно видеть оригиналы или хотя бы прежние издания. Опять же я не специалист в иллюстрировании, у нас в сообществе есть свои "гуру рисования" - вот потом их вердикт и услышим))) А мои дилетантские впечатления таковы:создалось ощущения, что работы были сделаны или в разное время, или немного по-разному. Есть рисунки, где видна каждая чёрточка, создаётся ощущение, что нарисовано как-то очень бережно цветными карандашами))) А есть работы, где видна краски, мазки. На ряде рисунков видны карандашные линии, оставшиеся от наброска. Не это ли печать с оригиналов?)))
Офсет, плотный, но всё равно немного просвечивает. 4 разворота без иллюстраций, 6 полностраничных иллюстраций, остальные - на часть страницы.
В "Облаках" мне пока "везёт с книгами, где 1-2 мм, но выглядывают из другой страницы:
Царица обычно изображена гордой, надменной красавицей, а здесь...
очень уж обаятельна!)
И вот как раз на этой иллюстрации видны мазки:
Небольшая "трансформация" Елисея))) На этом рисунке стройный печальный юноша беседует с Месяцем:
карандашные штрихи внизу:
А с Ветром беседует уже круглолицый румяный юноша. И у коня грива-то развевается как!
Последняя иллюстрация мне нравится больше других: открытый новой жизни Елисей и скромная зардевшаяся царевна:
Задняя сторона обложка при очень хорошем освещении...полосатая))) Не знаю, видно ли будет на фото, не под любым углом эта полосатость видна:
Любите сказки! Читайте сказки! Верьте сказкам!
« Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце… »
Сергей Королев
С Праздником!!! С Днём Победы!