Маскарад (М. Лермонтов, илл. А. Рейпольский)
средним школьникамИтак, для любителей классики - это классика.
Для любителей Лермонтова - это Лермонтов.
Для любителей красивых иллюстраций - это Рейпольский.
Ну и просто для любителей хороших книг - это отличная книга. :)
Ох, уж эти господа и дамы 19 века! Как только не развлекались. И дуэли вам, и романы придуманные, и ухажеры нарядные. В каком-то смысле я им даже завидую. Люблю 19 век. Будь у меня машина времени, так непременно бы туда направилась в первую очередь (потом бы к Элвису Пресли и в 70-е в момент зарождения рока и панка %)). Но что касается "Маскарада", если бы меня попросили выбрать какое-то одно чувство, которое я боюсь в людях, я бы выбрала ревность. Ревность ослепляет, глушит мозг, рождает подозрения, у ревности свой образ мысли, своя логика. Ревность, овладевая человеком, способна изменить его до неузнаваемости, затмить ум, поменять взгляд. Ревность словно создает в сознании человека свою реальность, не соответствующую действительности. Уф, жизненный опыт, ага. Не люблю сталкиваться с ревностью. Вообще не люблю сталкиваться со всем, где воздействовать на человека логическим убеждением сложно.
Так вот и здесь вокруг главных героев разворачивается целя колея драматических событий, которые приводят к далеко не радостному финалу.
Пьеса написана Лермонтовым в 1835 году. Изначально содержала в себе три акта и заканчивалась смертью Нины. Лермонтов, мечтая увидеть своё детище на сцене, представил её в драматическую цензуру, которой в то время ведал шеф жандармов Бенкендорф. Цензура не пропустила пьесу по причине, как сказано было самому автору, «слишком резких страстей». При этом цензор возмущался, как мог поэт критиковать костюмированные балы в доме Энгельгардта. Драма была возвращена Лермонтову для дальнейших исправлений. Однако даже после редакции пьесу не пропустили (Ольдекоп написал: «Драматические ужасы прекратились во Франции, нужно ли вводить их у нас, нужно ли вводить их отраву в семьях? Дамские моды, употребляемые в Париже, переняты у нас; это невинно, но перенимать драматические уродства, от которых отвернулся даже Париж, это более чем ужасно, это не имеет имени»;). Скорее всего истинной причиной является то, что в основу произведения положено реальное происшествие. Об этом свидетельствует то, что Нину называют Настасьей Павловной. Всего один раз за всю пьесу, но во всех редакциях и переделках.
Уцелела и дошла до нас только вторая, четырёхчастная редакция пьесы. "Маскарад" Лермонтова - произведение автобиографическое. "Маскарад" в первой своей версии как трагедия мести изображал общественный конфликт со светским обществом сильного и одинокого героя, мстящего ему за свои обиды. Собственно, тема конфликта личности и общества была чуть ли не красной нитью проходит через все произведения Лермонтова (взять хотя бы того же "Героя нашего времени"). Еще бы, сам поэт ведь был далеко не "примерным мальчиком" в этом обществе. Так как раз такую схватку один на один со светской «чернью» имел сам Лермонтов как раз в тот период, когда был задуман и в первый раз написан «Маскарад». Интрига состояла в притворно бурном, на виду у всех, ухаживании только-что появившегося на петербургских балах офицера Лермонтова за немолодой и всем хорошо известной там невестой, а после столь же явных знаков ее благосклонности - в не менее демонстративном разрыве с ней посредством компрометирующего ее анонимного письма. В общем, страсти кипели в петербургском светском обществе. И "Маскарад" ярко и точно показывает их. А иллюстрации Рейпольского просто оживляют мир героев.














