Кит плывет на Север
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ И АНОНСЫ(пишут модераторы и издательства)
КИТ ПЛЫВЁТ НА СЕВЕР
(начало повести)
Немногие знают о том, что у каждого острова должен быть свой мамору. И столько у этого мамору дел и обязанностей, что иногда их список оказывается длиннее самого острова. Конечно, это только если остров маленький - на пять-шесть деревьев, девять-десять булыжников, два-три гнезда. Очень много работы у мамору, потому что он за всё ответственный.
Давным-давно один мамору плыл на Ките вокруг всей земли в поисках своего острова. У него ещё не было имени, а вместо имени был цвет - зелёный, как влажные от дождя крылья жука-бронзовки, который живёт на сорок восемь шагов южнее от восхода солнца. Но так его, конечно, никто не звал. И был он просто мамору Зелёного Цвета. Он ещё не знал о том, что ждёт его впереди. Полный предчувствий, сомнений, ожиданий, страхов и радостей, он ходил по Киту взад-вперёд, взад-вперёд.
- Эй, мамору, рыба-луна тебе на голову! Нельзя ли потише там, на мне! - время от времени возмущался Кит.
Тогда мамору ложился на спину Кита, покрытую мелкими ракушками, и смотрел в небо. Но потом, как будто что-то его кольнуло, подпрыгивал и снова принимался ходить взад-вперёд, взад-вперёд. Через несколько дней пути Кит устал возмущаться и отстал от беспокойного мамору: «Безголовая селёдка! Что с него возьмёшь? - подумал Кит. - Сколько я перевидал мамору - такого беспокойного вижу в первый раз!»
Кит, конечно, знал, что от этого путешествия зависит, обретёт мамору имя и остров или станет небольшим, гладким подводным камнем. И когда-нибудь его, наконец, выбросит на берег, но кто-то поднимет его и запустит по воде - бульк-бульк-бульк. Два или, если повезёт, три раза он коснётся воды и снова исчезнет на глубине. А Киту, казалось, было всё равно: рано или поздно он повезёт нового искателя, и всё повторится.
Взад-вперёд, взад-вперёд топотал мамору. Разные нехорошие мысли подбирались к нему, и тогда он отковыривал с китовой спины ракушки и кидал ими в мысли. Но они никак не отгонялись:
- А что, мамору, - говорила одна мысль, - если ты не узнаешь его?
- Вот, мамору, - злорадствовала другая, - надо было лучше учиться!
- Надо было лучше учиться, - не унималась третья, - как бы всё было проще тогда!
Мамору зажимал уши и принимался топотать ещё быстрее, отчего Кит только недовольно вздыхал. Но уже ничего не говорил.
Так они и плыли - огромный серый Кит и его маленький пассажир «зелёного цвета». Ростом мамору едва ли был выше воробья - а обычно мамору ростом со взрослую ворону. Зато он точно мог похвастаться хвостом - длинным, в два раза длиннее его самого. Хвост и в самом деле был его гордостью и предметом зависти для остальных, короткохвостых, мамору. Как все ученики, он носил форму, расшитую красными узорами. Словом, кроме хвоста и невысокого роста ничто больше не выделяло мамору из других учеников.
Под вечер Кит погружался в глубину на ночлег, а мамору доставал из кармана складную трубочку для подводного дыхания. Трубочка была длинная-длинная-предлинная, высотой с целое дерево! Мамору раскладывал её, привязывал к хвосту, чтобы она случайно не уплыла, и ложился спать. Он глубоко дышал и ждал. Но сон никак не приходил. Тогда он расстраивался, вставал и продолжал топать по сонному Киту. «Это всё потому, что я думаю о сне, а не сплю! - размышлял мамору. - Но как мне быть, если я постоянно думаю о том, что я не сплю, когда должен спать!»
В такие бессонные ночи мамору вспоминал об Острове Островов, где он родился 72 числа в 8884 году островной эры и где учился мастерству хранителя. Он даже хотел написать книгу об Острове Островов, потому что ещё ни один мореплаватель не достиг его берега, ни один исследователь не описал его, а это так интересно! Остров Островов находится на дереве по имени Бака, а сам Бака растёт из глубины Океана. По его стволу можно спуститься на самое дно земли, а по его веткам можно добраться до облаков. Это не так и легко: ствол и ветки дерева извилистые, да ещё и в корявой коре живут разные-разные рогогастры. И не все они приветливы и добродушны. Но будущим хранителям и их мастерам несколько раз в год приходится продираться сквозь рогогастров и петлять по закоулкам дерева Бака. То они спускаются на дно, чтобы убедиться, всё ли там в порядке, в самой глубине земли. Они составляют перепись подводных обитателей и записывают, как изменились подводные вулканы. То они поднимаются на облака и тучи, чтобы изучить их состав и направить ветер в нужном направлении. И какой ученик не мечтал бы подняться ещё выше - на другие планеты, чтобы познакомиться с их хранителями. Но пока ещё не выросло такое дерево, которое дотянулось бы до самых звёзд. Впрочем, и без далёких планет путешествие по дереву Бака было настоящим приключением. Но обо всём этом мамору Зелёного Цвета мечтал написать когда-нибудь потом, если, конечно, ему повезёт и он не превратится в камень.
Он вспоминал о том, как любил лежать на самом высоком холме и лепить цветы и буквы из облаков, о том, как на его хвост часто запрыгивала госпожа-Жа, большая серая жаба, и болтала всякую ерунду, но ему почему-то нравилось её слушать. Вспоминал школу хранителей островов, где он провёл ни много ни мало 12 лет - от самого рождения, а хранители островов живут долго, так долго, что сами потом забывают, родились они когда-нибудь или всегда существовали на земле.
Однажды к нему подошёл Учитель и сказал: «Ещё один остров скоро станет совершеннолетним. Мы решили, что именно тебе пора отправиться на поиски своего острова». Мамору не знал, радоваться ему или горевать. Конечно, каждый ученик ждёт не дождётся, пока какому-нибудь острову исполнится 2013 лет - возраст совершеннолетия, и надеется, что вот выберут его, и он отправится на Ките, и непременно узнает свой остров. И тогда он станет настоящим мамору-хранителем. И у него будет имя.
Но мамору Зелёного Цвета не был хорошим учеником, а был невероятно рассеянным. За что бы он ни брался, ничего не заканчивал и больше всего любил спать, разговаривать с животными, смотреть на луну, гулять с друзьями и думать о том, что будет когда-нибудь совсем потом.
Перед тем как отправиться на поиски, ученик получал свёрток с семечком, которое он должен посадить на своём острове, если сумеет его найти. Деревья самых лучших учеников вырастали большими, крепкими, высокими и заселяли остров, и становились домами для птиц и подземных животных. Деревья учеников похуже были тонкими и невысокими. Но и там селились птицы и звери.
А ещё в свёртке лежало напутствие Учителя, где было сказано, что именно поможет мамору найти свой остров. Кому-то предстояло узнать остров по цвету земли, кому-то - по форме облаков, кому-то достаточно было послушать, как шумит вода… А мамору Зелёного Цвета, как самому ленивому и сонному ученику, выпала задача посложнее. Он должен был увидеть остров во сне и узнать его наяву. То, что приснится ему, - это история души Острова, которую написал Агугум - великий владыка земли и неба. Только эту историю ещё никто-никто не знает, даже сам Остров. Мамору и предположить не мог, сколько таких снов он увидит и когда. Да к тому же он вовсе не получил никакого семечка. В его свёртке лежало только напутствие. И значит, его остров, если таковой отыщется, останется без деревьев. Но пока мамору об этом не думал.
Он дышал через длинную трубочку и размышлял о том, как это, оказывается, легко - ждать и мечтать, и как это непросто, когда мечта начинает сбываться. Больше всего на свете ему не хотелось стать морским камнем и лежать на дне, и чтобы рыбы щекотали его плавниками. Но так заведено, так было всегда: тот, кто не находит предназначенный ему остров, превращается в камень, и тогда другой мамору отправляется в путь.
От этих мыслей мамору никак не мог уснуть. Он то ложился и изо всех сил зажмуривал глаза, чтобы увидеть, наконец, сон про остров, то снова вставал и топал по Киту взад-вперёд.
«Морской ёж ему под ноги! Сам не спит и другим не даёт!» - ругался Кит, но тихо-тихо, так что мамору не слышал.
Время шло. То справа, то слева мелькали острова. «А может, какой-то из них - мой?» - тревожился мамору, но он не мог знать наверняка и поэтому вглядывался в каждый, даже самый маленький остров и запоминал его приметы. На одном росло много пальм - и значит, на этом острове уже был хранитель, который хорошо учился и получил в награду семечко. На другой остров приплывали погреться большие, очень большие черепахи, возле третьего навострили плавники акулы, на четвёртом жили красивые яркие птицы… Мамору надеялся, что он увидит сон, вспомнит все острова и узнает свой.
- Кит, - просил он, - Кит, давай подойдём поближе к этому острову. И к тому тоже. Я хочу разглядеть их все.
Но Киту было скучно. Он знал этот путь наизусть и неохотно выполнял просьбы своего путешественника.
- Кит, слушай, - не унимался мамору, - ты знаешь весь путь! Куда мы плывём?
- На север, - медленно произнёс Кит. - Мы плывём на север.
http://bibliogid.ru/pisateli/literaturnyj-salon/2171-anastasiya-strokina-kit-plyvjot-na-sever