Книги для развития речи. Мои и прошу совета!
развивающая/развлекающая литератураВ этом посте хочу собрать наши книги по развитию речи (в основном, на возраст 1-3 года, так что буду благодарна рекомендациям относительно пособий для более старших детей).
Какие пособия у вас в ходу?? Посоветуйте, пожалуйста!
I Книги, пособия
1. "Логопедическая азбука" ()
Мне особо не нравятся картинки в этой книге (животные еще терпимо, а вот с людьми бедаааа!), но почему-то с пособиями часто приходится идти на компромисс.
В общем, выглядит это так. На каждую букву (хотя, наверное, здесь скорее уместнее говорить о звуках) приходится разворот. На левой странице в верхнем углу всегда четко прописана буква, по центру - 2 стихотворения на отработку звука. Одно длинное, второе короткое. Внизу - еще какой-нибудь коротенький рассказ/задание, по краю - картинки предметов, в которых присутствует звук. Причем, необязательно на первом месте. Ну, в общем, как тут - шарФ, телеФон.
Самый главный плюс - стихи на согласные буквы, где строчки чередуются: одна - со слогами, одна - просто стихотворная. Выглядит так:
Влад просто обожает все эти ба-бе-би-бо-бу-бы-ба, воодушевленно это повторяет, а строчки "со смыслом", мне кажется, не обращает внимания, они нужны чисто для передышки))) В целом стихи довольно бредовые, но пользы у них не отнять!
С гласными все не так задорно, и в общем-то, основной популярностью у нас в этой книге пользуются согласные все-таки. Но тем не менее, структура разворота совпадает.
Сейчас страсти уже поутихли, а вот где-то с полгода назад или с год (не помню точно, когда ее купила), это был просто хит!
И бонус!!! Забавный случай из жизни! Позвольте поделиться, не откажите в любезности. Когда только купила книгу, показала ее мужу, взгляд его падает на фио автора - г.р. лагздынь.
лагздынь?? - удивленно переспрашивает он
И я думаю, что он хочет посмеяться над фамилией, ну а кто из нас возьмется его судить?
Но он без паузы продолжает: Гайда? Рейнгольдовна? Лагздынь??
В первую секунду мне кажется, что он шутит, ну выдумывает вычурное имя из инициалов под стать фамилии, но сразу понимаю - больно уж быстро и складно!
И вот он все еще держит драматическую паузу, и мне становится по-настоящему страшно (а что я вообще знаю о человеке, сидящем напротив меня? какие еще тайны он хранит??)
В общем, в итоге оказалось, что это наша знаменитая Тверская поэтесса, так что периодически имя ее всплывает в связи с какой-нибудь встречей с читателями.
Ладно, давайте вернемся к книжкам))
2. "Попробуй, повтори!" ( // )
Эта книга - оазис в мире пособий, в которых, как я уже упомянула выше, обычно, если все хорошо со смыслом, то все плохо с оформлением.
Здесь - все отлично. На каждой страничке по 2 строчки - или целая скороговорка, или ее часть, картинки приятные.
Скороговорки разной сложности, конечно, трехлетнему Владу далеко не все по зубам, и особо к скорости мы не стремимся.
Мне нравится четкий крупный шрифт, всегда на белом фоне - книга подойдет и для самостоятельно читающих детей.
3. Артикуляционная гимнастика для мальчиков ( // )
Про эту книгу я уже как-то писала в обзоре про книжки с машинками, и она до сих пор пользуется у нас популярностью. Повторюсь.
С оформлением тоже все весьма грустно, хотя Владу нравится. Из плюсов - основные артикуляционные упражнения подстроены под историю про машинку, так что мальчишке интересно все это выполнять (аналогичная есть и для девочек, а еще есть книга с дыхательными упражнениями).
Если картинки мне не нравятся, то сам формат книги, на мой взгляд, идеален. Обычно в подобных изданиях на 1 листе несколько упражнений (ну или надо связываться с карточками), это неудобно, ребенок отвлекается на другие, на соседний разворот.
А эта книжка на скрепке. Значит, вы можете завернуть ее так, чтобы было видно только то упражнение, над которым вы работаете. На каждой странице соответственно только 1.
Когда мы ее только купили, я не знала, куда от нее деваться. Влад постоянно ее доставал и заставлял делать упражнения. Сейчас как-то уже попроще
4. "Альбом по развитию речи для самых маленьких" ()
Как видите, альбом у нас был пожилой, даже потерял в неравном бою свою обложку,
это при том, что В. очень аккуратен. Действительно часто читали. Еще брали его с собой в поездки, потому что В. его любил, он легкий и при этом содержательный, можно и позаниматься, и сказки почитать, и просто картинки посмотреть.
Особенно горячим для альбома был период где-то с 9 м. до 1,5 лет.
Здесь есть задания на понимание речи, где ребенок должен показать то, о чем его просит взрослый.
Есть дыхательная гимнастика и пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.
Видите, да, на одном листе сразу несколько заданий, я об этом как раз говорила выше.
Всякие задания на звукоподражания, игры.
Есть сказки, которые предлагается рассказывать, опираясь на картинки.
В конце - уже более сложные задания на мышление.
В общем, мне очень нравится, при этом он недорогой, я считаю, его надо обязательно покупать!
5. "Альбом по развитию речи" ( // )
Это старший брат предыдущего альбома, такой бешеной популярностью у нас не пользуется, но тоже весьма хорош. Подходит для детей 3-6 лет.
Здесь уже рассматриваются более сложные понятия, не коровка мууу, а геометрические формы, времена года, предлоги и падежи. Ну, ребенку, понятное дело, не обязательно говорить, что вот мол, это такой-то падеж, просто есть ряд упражнений, помогающих сформировать правильную речь. И они сгруппированны по тому или иному принципу (падеж, предлог, глаголы и т.п.)
Вообще там много полезных заданий, и я планирую к нему вернуться, т.к. сейчас Влад уже лучше удерживает внимание, а отказались мы от него, как раз потому что там на 1 листе много картинок, и когда я говорю ему про одно, он смотрит на другое.
Еще большой минус для меня - все картинки выполнены в разном стиле. Если в альбоме для самых маленьких они, пусть и не самые красивые, но хотя бы единообразные, то здесь кто в лес, кто по дрова. То мультяшные, то реалистичные, причем даже на 1 листе. Я ужасно не люблю такую мешанину! Но в целом здесь нет откровенного криминала, блесток, аляповатых рамок и вообще стилистики "Эге-гей! Это для детей!" , так что жить можно.
В общем, не могу сказать, что альбом идеален, я его купила скорее по инерции, на волне популярности предыдущего, но в целом я довольна этим пособием, если рассматривать именно количество заданий и их формулировки, масса, масса всяких упражнений! При том, вы можете ведь, посмотреть сам принцип отработки, а заниматься не непосредственно по альбому, а, скажем с игрушками. Ну и цена весьма приятная.
6. "Шумелки. Сказки с озвучиванием" ( // )
Это небольшая книжка с 4 сказками, вы их читаете, а ребенок в нужном месте шуршит-бренчит-звенит или издает другой подходящий по смыслу звук.
Очень интересное пособие, ведь чтобы развить речь, нужно работать и над слухом. Также в процессе вырабатывается терпение, потому что нужно не сразу без разбора бить в барабан и звенеть в колокольчик - надо дождаться определенного момента.
Мы не играем в Шумелки каждый день, но вообще Владу они очень нравится, периодически достаю. Вообще надо присмотреться к этой серии книг, там и стучалки какие-то есть, и сказки с жестами. Все это очень способствует развитию речи.
7. Николай Радлов "Рассказы в картинках" ( // )
Я покупала эту книгу еще до рождения Влада, но она все как-то не шла у нас.Хотя книги с картинками для разглядывания уже пользовались популярностью.
Но потом я поняла, что ее надо использовать именно для тренировки связной речи. Потому что ребенок должен мышлением дорасти до понимания, что там собственно нарисовано, тем более, что картинки с юмором, а не просто "мама кормит сына".
Мы смотрим на простенькие сюжеты и пытаемся воссоздать рассказ. Сначала я, потом Влад уже с наводящими вопросами, какие-то картинки - полностью сам. До конца еще не долистали, там 56 страниц. Как правило, 1 история на странице, но есть такие, что занимают полный разворот. Все истории про животных.
Ну и, конечно, особую роль во всем этом играют виммельбухи, но у нас их много, я как-нибудь отдельный пост напишу.
8. 50 веселых суперразвивающих заданий ( // )
Это не пособие для развития речи в чистом виде, скорее, там больше заданий на графомоторику, хотя это косвенно тоже развивает речь, как и рисование вообще, а также любые упражнения на мелкую моторику, конструкторы, потому что "Ум ребенка находится на кончиках пальцев", центры, отвечающие за речь и за мелкую моторику - соседствуют и т.п. Соответственно, речь будут развивать и пособия, где нужно наклеивать наклейку в точное место, и всякие лабиринты-проводилки.
Ну так вот. Нам подарила это пособие подруга на 3 года. Технически книга для детей 3-4 лет, но мы только сейчас начнем по ней заниматься, т.к. именно графомоторика вообще у В. западает, и он только сейчас стал это по-настоящему с удовольствием выполнять.
Пособие предлагает изучать буквы, звуки, цифры, есть задания на логику, подготовку руки к письму, знакомство с окружающим миром.
Мне нравится оформление и то, что 1 задание - 1 лист, нет этой кучи, как, например, в альбоме выше (но зато он, в свою очередь, более насыщенный и содержательный).
Но все же в основном это альбом для подготовки руки к письму, а задания для речи там скорее вспомогательные и довольно простые. Я в общем-то его показываю к тому, что сейчас стали выходить более удачно оформленные пособия, но при этом, они, конечно, более дорогие и в целом за счет "красоты" и если пересчитать количество заданий.
Оксана
Оля, а что это за книга "гримассимус-школа юных клоунов".Если можно посмотреть фото внутри. Спасибо.
29.03.2016
Ответить
Ольга
это не книга, а игра, поэтому я отсюда ее удалила (т.к. сообщество про книги...)
а в моем дневнике в таком же посте в конце есть фотки: https://www.babyblog.ru/user/olgatout/250209
29.03.2016
Ответить
Egorlena
Ещё всплыла "логопедическая грамматика" Новиковской. Для детей 2-4. Книга черно-белая, задания хорошие.
17.10.2015
Ответить
Ольга
да, точно! есть у меня, правда, к стыду своему, я ее скачала))) но еще детально не читала, надо бы как раз прочесть.
17.10.2015
Ответить
Виктория
Посмотрите еще Шевченко, очень хорошие книги http://www.labirint.ru/series/11785/
16.10.2015
Ответить
Egorlena
Забыла написать про пособия Коноваленко. Есть ещё тетради на закрепление произношения звуков, а к ним логопедические раскраски. Но определить с какой тетрадкой и в какой последовательности следуют заниматься, должен логопед. Мы пока над шипящими работаем. Эти тетради с 5 лет.
16.10.2015
Ответить
Egorlena
У меня ребёнок посещает логосад. Для формирования словарного запаса, на мой взгляд, идеальны пособия Теремковой. Это 4 альбома, довольно хорошего качества, с разнообразными заданиями. По ним выполняем домашние задания на отработку тем, которые дети изучают в детском саду. Каждая неделя - новая тема. Это то, что задают в детском саду. Помимо альбомов есть пособия Косиновой. http://www.labirint.ru/search/Косинова/ Мне нравится логопедический букварь. Могу сравнить только с букварем Жуковой. У Косиновой другой порядок усвоения букв и больше игровых заданий. Хорошее пособие: пишем вместе с логопедом. Уроки логопеда не приобретала, тк много дается в детсадовских распечатках. В нем как раз упражнения на артикуляцию. Есть ещё тесты для детей 2-7 лет тоже Костновой. Дочка хорошо по ним занималась в раннем возрасте (сейчас ей 5). Но мне в этих тестах не нравятся картинки, хотя 30 процентов заданий очень толковые. Также есть пособия Володиной (как Ваше) и Батяевой. Они похожи, только темы разные.
16.10.2015
Ответить
Наталья Психолог
Про Зайку, издательство Карапуз, Жил-был Сережа. У нас карточек много с животными, буквами, цифрами, предметами быта и т п
16.10.2015
Ответить
Ольга
спасибо! у нас карточек тоже много, но как-то не идут занятия по ним, мне проще по пособиям
16.10.2015
Ответить
Ольга
мне карточки теоретически тоже нравятся, и сын их любит, но заниматься не получается))) он вечно их куда-то разбазаривает под свои нужды, а вот по пособиям лучше у нас выходит. но это чисто наши заморочки, так я тоже согласна, что карточки - это добро))
16.10.2015
Ответить
k26061984k
имхо, речь лучше всего развивается, когда с ребенком общаешься)) а не "занимаешься". кроме Радлова у нас нет ничего из этого списка. и в общем-то не планируется. у старших не было ни одного такого точно.
16.10.2015
Ответить
Ольга
одно другому не мешает) это ведь не взаимоисключающие понятия - заниматься и общаться
16.10.2015
Ответить
k26061984k
ну вообще психологи не советуют смешивать роль "родителя" и "педагога". при смешении проседают обе.
16.10.2015
Ответить
Ольга
Не слышала такого мнения и не могу сказать, что разделяю его))) Но, конечно, понимаю, что всех свои подходы.
16.10.2015
Ответить
Анастасия
А что именно вы хотите из пособий "по развитию речи"? То, что показано в посте, - очень разношерстное. Из разных весовых и смысловых категорий. Первая книга, учитывая возрастной ценз (+3), - скорее для малышей, которым не даются какие-то определенные звуки. Вторая - тяжеловес, подходит и детям, и взрослым без каких-либо логопедических проблем в том числе. Пятая - пополнение словарного запаса. Радлов - умение создавать связные рассказы и - я бы отметила - умение находить причинно-следственные связи, причем словарный запас при этом уже должен быть довольно богатым. Последняя - действительно больше моторика.
16.10.2015
Ответить
Ольга
конечно, разношерстное))) разве есть смысл покупать однотипное?
советов хочу по любым направлениям! но в общем-то особенно интересуют составные пособия, вроде альбомов или вот еще пособия Земцовой бывают. в общем, такие, где берешь за раз 1-2 странички и постепенно проходишь.
16.10.2015
Ответить
Анастасия
Ну однотипное покупать нет смысла, но есть смысл определиться с задачами. Например, первое и второе - это для двух разных детей, или для одного ребенка, но в разном возрасте. Одновременно это работать не будет. Вот я к чему.
16.10.2015
Ответить
Ольга
да, Вы совершенно правы! конечно, не одновременно.
моему сыну 3, и что-то я купила месяц назад, что-то - год назад, а что-то - еще до его рождения. соответственно и пользовались мы всем этим в разное время. ну в общем-то, в посте я это упоминаю.
16.10.2015
Ответить
Анастасия
Я поняла и заодно походила по вашему дневнику))
В общем, мое мнение такое, что прям пособия-пособия не нужны (если нет логопедических проблем никаких). Нужны просто разные книги, на разную тематику, с разной лексикой - для пополнения словарного запаса. А для составления связных рассказов хороши виммели и книжки-картинки (посмотрите, например, Мяч для Дейзи).
16.10.2015
Ответить
Ольга
виммельбухов у нас много! а про мяч для дейзи не слышала, спасибо, посмотрю!
16.10.2015
Ответить
Наталия
Спасибо большое! Что-то есть, но еще больше подсмотрела, буду докупать в ближайшее время. Первую и про машинки 100%.
16.10.2015
Ответить
Ольга
Да, это у нас хиты))) Если хотите, посмотрите в моем дневнике такой же пост, здесь я удалила эту часть, т.к. сообщество книжное, а в дневнике есть еще в конце про настольные игры и материалы для скачивания
16.10.2015
Ответить
Наталия
Обязателтно посмотрю, спасибо. Надо нам еще зеркало настольное купить, а то ребенок ни в какую не поимает, что значит "сложить губы трубочкой" и как дуть сильно.
16.10.2015
Ответить