Сказки Сени Малины
средним школьникамТеперь и у меня есть этот замечательный сборник авторских сказок о нашем Севере, о его людях, нравах, былях и небылицах.
Спасибо брату из Архангельска - как только появилась в издательстве, сразу купил и прислал!
Очень мне полюбился Писахов, хотя раньше я о нём и не слышала.
Читаем книгу вслух, вечерами, всей семьей.
Интересной какой-то атмосферой наполняется при этом комната. Честное слово, хочется так просидеть весь вечер и слушать, слушать и слушать эту мелодию слова, эту расписную яркими красками и чуть подмерзшую сатиру, этот бесконечный народный колорит с яркими образами и незабываемыми моментами.
Казалось бы, речь идёт о давно минувших днях, а всё так близко и знакомо, словно всю жизнь прожила на суровом Севере и с самого малого детства слышала сказки некоего Сени Малины...
О Писахове и его сказках:
"Писахов Степан Григорьевич - выдающийся русский писатель и художник, (1879-1960).
Писахов Степан Григорьевич родился 13 октября 1879 года в городе Архангельске. Писахов появился в семье, где отец был «золотых дел мастер», он с детства пытался привить сыну навыки ювелирного и граверного дела. Когда Степан Писахов потянулся к живописи, отец это не одобрил, считая такую профессию малодоходной. Писахов окончил только городское училище в Архангельске, в гимназию его не взяли по возрасту. После окончания училища Писахов подается в странствия, только такой он видел выход из под опеки отца. В 1899 году странствия Степана Писахова начинаются с Соловецких островов (Соловки по поморскому) где он работал рубщиком на лесозаводе. После Степан Писахов уезжает в Казань, где была попытка поступить в художественную школу, она оказалась провальной. Тяга к рисованию не ослабела и в 1902 году Писахов приехав в Петербург поступает в художественное училище барона Штиглица. Преподаватели училища высоко оценили талант художника Степана Писахова, однако годы учебы были трудными. Свои трудности он описывал в книге «Ненаписанная книга: Голодная Академия», которая не была завершена. Писахов был в душе полным северянином, в его работах Север всегда показывался с любовью, будь то картины или произведения художественной литературы.В Архангельске (1910 г.) проходила выставка под названием «Русский Север». Писахов принял участие в организации художественного отдела и выставил для обозрения более двухсот своих картин. Так же Писахов выставлял более 60 работ на Царскосельской юбилейной выставке 1911 года, посвящена она была 200-летию Царского Села. В 1912 Писахов получает Большую серебряную медаль за участие в выставке «Север в картинках» проходившей в Петербурге. Его картины экспонируются на «Выставке трёх» (Якова Бельзена, Степана Писахова, Иеронима Ясинского) в Петербурге в 1914 году. Писахов как художник был тогда в расцвете своих творческих сил. Художественная деятельность Степана Писахова прервалась в годы Первой Мировой войны.
Первые свои рассказы Писахов записывал еще до революции, по попытки были неудачными. Только по прошествии лет, Писахов вновь берется за перо и начинает писать оригинальные сказки Севера.
Степан Писахов - «Душа Севера» - так называл его В.В. Лидин, за его чудотворные сказки.
В истории литературы есть писатели, создавшие огромное количество произведений. И в т же время почти забытые. Есть художники - авторы немногих творений. Но творений настоящих, высокоталантливых. Над ними не властны годы. И чем дальше они уходят в даль времени, тем ярче вырисовываются их истинные масштабы, тем полнее раскрывается перед поколениями их мудрое очарование. Искусство живо такими созданиями.
Степан Писахов написал всего одну книгу. Книгу сказок, но эта книга прочно вошла в золотой фонд русского национального искусства, в число лучших творений советской литературы. Об этой книге с восторгом отзывались такие мастера поэтической речи, как Демьян Бедный, Самуил Маршак, Леонид Леонов, Илья Эренбург…
Ценность сказок Писахова - в их новизне и прежде всего в их жанровой самородности. Можно много говорить о связи произведений Писахова с народным творчеством, с северными изустными былями и сказками. Можно написать специальное исследование о фольклорных истоках писаховской художественной речи. Но вместе с нем нельзя не заметить самобытности мысли автора, самостоятельности эстетических решений, в этом всем был истинный Степан Писахов.
Сказки Писахова - не адекватны народным. Это не пассивная обработка фольклорного материала. Это творения, возникшие на основе синтеза большой литературы и устно-поэтическими традициями, письменной речи с народным словом. Это цветы, любовно взращенные на стыке двух словестных культур.
Несмотря на лаконизм формы, сказки Писахова отличаются значительностью и богатством содержания. Писахов умеет говорить о самом главном. Он проникает в толщу народной жизни. Хоть географически очень мал тот клочок земли, где живут его герои, - все равно это великая родина, это Русь, до боли любимая земля отцов. В сказках Писахова живописуется не только быт и нравы северного поморского крестьянства. В них Писахов отразил сознание народа, его внутреннюю жизнь, его стремления. В нем воспето сердце народное. А ведь душа человека и земля, породившая его, навсегда останутся важнейшей проблемой искусства.
Сказки Писахова тесно связаны друг с другом. Это страницы единой книги о жизни родного народа, главы монолитной поэмы о Севере. Внутренняя целостность книги Степана Писахова достигается не только единством материала, но и единством рассказчика. Повествование почти во всех сказках ведется от лица жителя деревни Уймы - Сени Малины.
Сеня Малина - главный герой сказок Писахова, неприметный участник всех невероятных происшествий. Писахов сотворил яркий и необычно глубоко для сказочного жанра разработанный характер северного крестьянина. Сеня Малина привлекает нас издревле ценимыми человеческими свойствами: любовью к людям и любовью к труду. Чувством земли и чувством народа. Сеня Малина душевно красив, душевно притягателен. Он умеет улавливать красоту жизни и красоту человеческих отношений. В образе Сени Малины раскрыта неумолимая тяга к художеству, постоянно живущая в народе.
Когда возникает ощущение особой поэтической его натуры? Когда он, песенный мастер, плетет стихи и «девки в песенные плетенки собирают всякую ягоду»? Когда он расцветает яблоней и всех земляков обряжает «цветами и яблоками»? Или когда он видит так, одухотворяя все сущее, как не видят другие? Вспомните начало сказки «Уйма в город на свадьбу пошла»:
«В утрешнюю рань, коли вглядывались мельком, дом-то после ночи, после сна при солнышке весь расправиться, вздынется да станет всякие штуки выделывать, и так и сяк повернется, а сам довольнехонек, окошками светится, улыбается…»
Нет, дело не в частных случаях. Весь строй души Сени Малины поэтичен. Писахов наделил Сеню чувством красоты присуще ему органически, так же, как органически свойственны ему и другие коренные черты поморов: душевная открытость, немелкость, добротность во всех делах и поступках.
Но Сеня Малина не только творец и созидатель. Сеня Малина классовый борец, борец непримиримый, смелый, решительный. Верный защитник своего народа от многочисленных угнетателей. Он хорошо видит, кто его друзья, а кто враги. Он понимает, что «народным хлебом цари-короли объедаются, на народную силу опираются да той же силой народ гнетут. А чтобы народ в разум не пришел, чтоб своих истязателей умными да сильными почитал, цари-короли полицейских откармливают и на народ науськивают. Разномастных попов развели, попы звоном-гомоном ум отбивают, кадилами глаза туманят. Непонимающий народ отпор не дает, думает - так и надо». Сеня Малина твердо уверен, что «наш край и в старо время был лучшим», если бы не эти «злыдни» проклятые.
В сказках Писахова немалое место занимают персонифицированные образы различных народных недугов. Некоторые из этих образов (например, попа Сиволдая, урядника) проходят через ряд произведений писателя и вырастают до сатирически окрашенных социальных типов. Именно в борьбе с душителями воли народной, в их разоблачении и осмеянии Сени Малина особенно хитроумен и изобретателен, особенно неутомим и яр. И именно в этих сценах, в которых коллективистскому мироощущению «богатеев», великолепный юмор сказок, разящий саркастический смех Сени Малины приобретают особенную силу и блеск.
Социальная зоркость - принципиальная черта героя сказок. Она придает картинам Писахова ну полноту, без коей невозможно всестороннее постижение русского национального характера, ту особую одухотворенность, которую мы сегодня называем высоким словом - гражданственность.
Верность Писахова натуре в изображении жизни народа, стремление к правде, безошибочное художественное чутье приводят писателя, казалось бы, к парадоксальным итогам: сказочный, насквозь выдуманный Сеня Малина ощущается нами как герой реальной, живой, близкий и дорогой нам человек. Но в этом нет ничего парадоксального, потому что Малина - точнее отражение жизни, а сказочность его условна. Таково уж удивительное свойство искусства: при помощи вымысла сгущать правду. Степан Писахов обладал искусством вымысла опирающегося на всестороннее знание жизни, - ценнейшее средство эстетического освоения действительности. Недаром А.М. Горький неоднократно подчеркивал, что художественность без вымысла невозможна, не существует, а Н.Г. Чернышевский считал способность к вымыслу главным свойством поэтического таланта.
Как выдумщик, Степан Писахов поистине грандиозен. Его фантазия мощная, дерзостная. Сеня Малина ошеломляет целым каскадом выдумок, таких, что «проглоти перо, не придумаешь». И любая «придумка» Сени Малины, как правило, оригинальная, не имеющая параллелей в народном творчестве, рожденная неистощимым воображением художника. А от сюда и новизна сюжетов, свежесть композиционного оформления материала.
Возьмите любую сказку Писахова. Нет, это не обычное фольклорное произведение. У него свое лицо, свой голос, свои краски, своя интонация. Это рассказ, исповедь, поэтический монолог, жанровая зарисовка, массовая народная сцена, склок беседы - все, что угодно, но не традиционная по форме сказка. И как всякое новое слово в искусстве, создания Писахова ведут к новым глубинам в постижении человеческой психики.
У выдумок Сени Малины есть одна примечательная особенность. Они не произвольны. Они обладают кажущимся правдоподобием. Они логичны. Вот, например, мороз. Видимо, он на то и существует, чтобы замораживать: «На морозе всяко слово, как вылетит, так и замерзает! Его не слышно, а видно. У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет. Мы по льдинкам видим, что сказано, как сказано. Ежели новость кака али заделье, - это, значит, деловой разговор, - домой и несем, дома в тепле слушаем, а то и на улице в руках отогреем…» Вот и готов отправной момент для построения сказки («Мороженные песни»).
Степан Писахов втягивает в орбиту сказочных превращений очень широкий круг предметов и явлений. Одним из излюбленных приемов образования новых сказочных сюжетов является у него смелое осуществление сложных природных явлений и отвлеченных понятий. Малина, например, охапками носит тепло, сушит северное сияние, рубит топором туман.
Некоторые фантазии Сени Малины основаны на буквальном осмыслении устойчивых переносных выражений. Мы не редко говорим - «злое слово», «убить словом». Малина умеет писать такие письма, слова которых ведут себя действительно очень живо: «скочут с бумаги одним концом» и больно бьют как надо, - по носу, по уху, а то и по зубам». Таким «письмом мордобитным» Малина «ублаготворил заводчика до очуменности». А губернатора это письмо так отхлестало, что «к концу письма нос губернаторский пухнуть стал, распух шире головы. Губернатор ничего не видит, окромя потолка. Стал голову нагибать, нагибал - нагибал да и стал на четвереньки. Ни дать ни взять - наш Тризорка».
Есть в разговорной речи выражение «пилить» (словом), «кричать пронзительно». Таким пронзительным голосом в рассказах Сени Малины наделяется кума Перепелиха. Та самая. Которая ходит «фасонисто, как таракан по горячей печи». Перепелиха своим голосом «медведя проткнула», «мужа насквозь перепелила». Пришлось доктору заказывать деревянную пробку. Беда бы с «екой жёнкой», да нашлись мужики, приспособили «на общественную пользу»: в лесу «чещемины» делать, «дерева да кусты голосом рубить».
Сам Малина в сказках Писахова смело гиперболизируется, часто теряет земные очертания. Он может гостить сразу «в двух гостях», артелью выходить на работу и артелью садиться за стол. У него всего без меры: и сил, и умения, и удали. Если уж потянется он «легкой потяготой», то на все восемнадцать верст, до самого Архангельска-города. А если «вверх вздынется», то уж сразу «до второго неба». Это уж образ-символ, символ народа. Но по существу и эта гиперболизация писателя в основе своей реальна, ибо народу действительно «пределы не поставлены», ему все подвластно - и расстоянии, и выси…
Общая характеристика сказок Писахова была бы далеко не полной, если бы мы умолчали о еще одной грани таланта писателя, - о его изумительном чутье к народному слову.
Язык Писахова бесподобен. Это поистине кладовая великорусской северной речи, сокровищница народных языковых жемчужин, многократно приумноженная образными словами самого писателя. Писахову не нужно было подслушивать разговорную речь для украшения своих произведений, идти в народ за словом. Он глубоко проник в тайну словотворчества, в самую суть народной речи, в законы ее бытования и жизни. Язык народа стал его стихией, средством его поэтического мышления.
Прелесть языка Писахова нельзя оценить в полной мере без оглядки на те негативные процессы, которые происходили и, к сожалению, еще происходят в современной литературе. Разве мало у нас писателей, которые в языковом отношении ни на йоту не разняться друг с другом? Разве мало у нас повестей и романов похожих по своему слогу друг на друга, как близнецы? Порою когда читаешь подобного рода произведения, тебя охватывает какое-то странное, но навязчивое ощущение, что все эти книги написал один и тот же автор, очень скучный и очень нудный. Автор, у которого, несмотря на его болтливость, нет языка. А есть лишь набор готовых словоблоков и расхожих речевых конструкций.
Истинные знатоки самовитого народного слова - люди очень редкие и очень нужные для поступательного развития литературы, именно таким был Степан Писахов. Это хранители языка. Наставники и учители писателей. Поэты поэтов. Демьян Бедный приклонялся перед языковым талантом Степана Писахова, перед образной словестной вязью его сказок. Он называл Писахова «словестным колдуном».
Писахов - одухотворенное зеркало севера. Вес Север со его особенностями отразился в нем. В тоже время сам Писахов, как поэт, целиком сформулирован студеной землей Беломорья.
Вне этой земли нет Писахова.
Но и поэтических облик Севера трудно представить без преданного ему певца.
Об этом хорошо сказал Леонид Леонов в строчках, адресованных Писахову.
Сказал просто и мудро:
«Без Вас не мыслю севера».
Оформлял рисунки к книге художник Дмитрий Трубин.
Писала о другой его книги (от "Речи"), куда сказки вошли в ограниченном количестве, но всё же, они такие же интересные и исключительные.
А теперь вот наслаждаюсь ещё большим разнообразием.
К сожалению, книгу можно купить только в Архангельске, в издательстве.
Можно поискать у частных продавцов, правда, втридорога, или в некоторых архангельских интернет-магазинах. Доставка также может быть дороговата. Но поверьте, эта книга того стоит!