Книги октября. 6 с половиной
дневник читателяОфициально отдаю октябрю звание самого книжного месяца года. Книги сыпались на нас быстрее, чем листья с деревьев, мы только успевали их читать. Никогда еще не было мне так трудно выбрать, кому же выдать билетик в дневник читателя: кандидаты толпились, трясли регалиями, корешками и известными фамилиями, пытались пролезть вне очереди и кричали я!я! Но я проявила твердость характера, непреклонно заявила: только те, кого видела чаще трех раз! и несколько раз пересчитала всех по головам. Вышло 15, про них и расскажу, расположив в порядке не значимости, но попадания под руку.
Если пытаться обобщить (сама не знаю, зачем мне каждый раз нужно обобщать ,такое ощущение, что я притягиваю эти выводы за уши), так вот, если попытаться, то окажется, что на первый план вышли авторские сказки. Яна уже выделяет для себя каких-то определенных художников, какой-то свой особый стиль повествования - я могу практически безошибочно определить, "пойдет" ли книга , или зависнет до лучших времен. Стихи слушает только если читаю я. Сама не просит, но всегда соглашается, когда ей предлагаю, у нее есть свои любимчики, которых она "заказывает".
Я все оттягиваю, оттягиваю.. Честно говоря, я просто не знаю ,как приступить к такому объемному посту)
Каждая книга в этом обзоре была мне подарена дорогими людьми. Если вы узнали свою книжку, знайте, что я еще раз говорю вам спасибо
1. Петр Багин "В лесу".
Сказки сказками, а всю эту натуралистичную научную информацию Яна моя любит с раннего детства, и поэтому книги про жучков, червячков, кто где живет и чем запасается на зиму, сколько хитиновых пластин у кузнечика и что едят бобры пользуются неизменным успехом. Это у нее явно не в мать , я малину-то свежую я не ела лет с пяти - там червяки! А мои постоянно тащат всякую живность в дом: то у нас был инкубатор для черепашек, то голубя лечили, а однажды! однажды у нас жили лягушата!
Но я же про книгу. Очень красивая. Животные, деревья- как живые, хочется просто нырнуть в книгу и подглядывать за жизнью леса. Информации для ребенка 6-7 лет, естествознанием интересующегося - предостаточно, для взрослого 29, естествознанием не интересующегося вообще -тоже)
2. Ричард Скарри "Город добрых дел"
Мать моя женщина, как я вырастила ребенка без этой книги! Я же ежеминутно изобретала велосипед, когда тут он на каждой странице! И все хвалили, только ленивый не хвалил Скарри ,а я думала, что это баловство и вообще для мальчиков. О , Фома неверующий, как же я была неправа! Это же просто готовый полигон для игр, просто кладезь сюжетов, бери и пользуйся, уставшая мама, хочешь, пожар туши, а хочешь, гланды удаляй. Впрочем, гланды мы и сейчас еще поудалять успели. Но самый благодарный возраст для этой книги 3-5 лет. Можно и раньше, и позже, но эффект бомбы - именно к четырем годам.
Рекомендую всем мамам, уже рвущим на себе волосы от фразы: "поиграй со мной"
3. Золотые сказки русских писателей.
Это книга, страницы которой хочется переворачивать медленно-медленно. роскошная, золотая, богатая - это все про нее. Иллюстраций Рейпольского больше напоминают картины, книга изумительно красивая. Мы читали "Аленький цветочек" и "Мороз Иванович"-какое же тут чудовище , "Черную курицу" и "Городок в табакерке", как мне кажется, еще рановато, но если дочка решит прочитать сама -естественно, препятствовать не буду.
Я так затянула с дневником чтения, что уже и "черную курицу" прочитали - оочень много вопросов по сказке, все-таки рановато в шесть.
4. Лев Толстой "Были"
Не просто книга, но художественный альбом. Для меня это не просто иллюстрации - это цвет, торжество цвета, глубина цвета. Чистые, сочные мазки, размах и обманчивая простота. Хочется схватить краски и разбрасывать их по листу щедрой рукой: вот синее море, вот синее небо, вот сине-черный горизонт и ты словно маленький барашек пены на гребне волны.
Книга не для галочки, но для вдохновения.
5. А.А.Милн. Кристофер Робин. Когда мы были еще маленькие
Говорят, Милн был не очень уж хорошим отцом. Но он без сомнения был настоящим рассказчиком. В стихах ли ,в прозе, но слова под его пером оживают и мы переживаем, смеемся и грустим вместе с маленьким Кристофер Робином и всеми-всеми-всеми. Снова и снова.
6. Саша Черный "Что кому нравится"
Протащила эту книгу "по блату". Не могла не показать, настолько она особенная. Как Бычков мой родной художник, так Саша Черный мой родной поэт. Мне кажется, сколько бы не издавали сборников с ним, столько я их буду покупать. Разные художники по-разному видят его поэзию, но Екатерина Марголис подобралась ближе прочих.
Буду честна, книга скорее для меня, Яна признает Сашу Черного полностью и безоговорочно только с Диодоровым: он более детский и понятный, четкий и яркий. Мне же импонирует штриховка и зыбкость иллюстраций Марголис, шершавость белоснежного офсета и неяркие цвета пастели издания от Августа.
7. Филип Вехтер "Летающий Якоб"
На каком-нибудь литературном портале можно было бы организовать высокоинтеллектуальную дискуссию на тему того, что хотел показать автор, когда наделил своего героя крыльями. Звучали бы фразы про мир без границ и толерантность, обязательно привели бы ссылки на древнегреческие мифы и аллюзии на библейские тексты. Недоброжелатели усмотрели бы размытые ориентиры и скрытый призыв к пороку и разврату, а левые провозгласили бы ее своим манифестом.
Хорошо, что мы не на интеллектуальном литературном портале!
Мой ребенок видит просто интересную историю о том, как мальчик спас птенца, а потом этот птенец стал у него жить. Я наслаждаюсь самой книгой: она добрая, заставляет улыбнуться и словно залита мягким солнечным светом.
8. Синкен Хопп "Волшебный мелок"
Знаю, что не по возрасту. Но она же манит к себе и манит. У меня полки над столом, стол недалеко от дивана, моя Ева проделывает сложные акробатические трюки только лишь для того, чтобы пробраться к верхней полке и вытащить эту книгу. И все ради этой иллюстрации.
Яна очень книгу любит. Читали медленно, растягивали удовольствие. Только на ночь и только вместе. Получилось так, что отдельные главы читал муж. "Полностью сумасшедшая книжка. В хорошем смысле".
9. Евгений Шварц "Рассеянный волшебник"
Как-то предлагаю ей: давай почитаю. А в ответ: а я уже все прочитала. Я удивилась: не тяжело ли было пьесы читать. А, говорит, там не все такие, а где есть, я пропускала эти надписи)) Осторожно поспрашивала по содержанию: сюжет поняла и запомнила. Больше всего два клена нравится, даже пытались по ролям куски читать. Вообще часто с этой книжкой вижу, и не передать вам, как я рада, что Яне нравятся сказки и пьесы Шварца. К слову о самом сборнике: кроме того, что это самое полное собрание сказок и пьес, еще и иллюстрировал его сам Майофис.
10. Жак Николау "Пласид и Мюзо"
Вот что просто порвало мое мировоззрение. Комиксы. Просто комиксы. Никогда даже не то, что не смотрела в их сторону, даже зачатков мысли такой не зарождалось. Эта книга - подарок (как и все остальные). Зачитана не до дыр, конечно, но миллион раз точно. Уляжется на диван, ногами болтает и ржет как молодая лошадь на первом выпасе. Очевидный хит. Надя, ты знала))
11. Николай Носов "Приключения Незнайки"
Незнайка еще мой, сейчас смотрю на него, какая же невзрачная книжечка. А в детстве много раз перечитывала. Незнайку на Луне я не очень любила, если честно, да и Солнечный город не так, а вот первую книгу, про Незнайку в гостях у малышек обожала. Яна откопала ее в шкафу у моей мамы и пару дней читала запоем. Сейчас вот думаю, пора покупать ребенку Незнайку приличного.
12. Ирина и Леонид Тюхтяевы "Зоки и Бада"
Еще одна любовь. Давно-давно я слышала, что в Зоков влюбляются сразу и навсегда, а сейчас вся моя семья в этом убедилась. Зоков рисовали, Зоков мы цитировали, с проделок Зоков хохотали. И иллюстрации мимимишные ,возможно, и надо бы сюда что-то порезче, но как можно не полюбить такую прелесть?
Очень смешная и остроумная книжка, подойдет лет с шести. Кстати, очень хвалят кулинарную книгу Зоков и Бады, уже давно присматриваюсь.
13. Галина Демыкина "Потерялась девочка"
Кажется, что Геннадий Епишин прожил эту книгу и нашел в ней себя: настолько она прекрасна. История про девочку Зою, мечтавшую создавать удивительные картины ,сама по себе чудо, но вместе с иллюстрациями Епишина она оживает, и словно выплескивается на читателя, волной затягивая в волшебный мир цвета. И уже прочитана и прожита история, но хочется возвращаться к книге, и перелистывать страницы ,пробегая пальцами переходы красок, как, как такое чудо мог создать обычный человек? Скажите, у Епишина все книги такие?
14. Астрид Линдгрен "Про Лотту с Горластой улицы"
Как давно я хотела книгу про компанию из Бюллербю. Но все иллюстрации не те, а те - это именно Илон Викланд. Сами истории не нуждаются в моем одобрении, уже много лет их любят все: и послушные мамины принцессы и озорные чертовки-хулиганки: первые тихо восхищаются, а вторые просто узнают себя.
15. Габриэль Венсан "Эрнест И Селестина"
Как же давно я мечтала об Эрнесте и Селестине. Раньше, чем вышел мультфильм, раньше, чем Мелик-Пашаев переиздал их, гораздо раньше. Какие же они нежные, добрые, легкие, изящные. Французские. Знаете, есть миры, которые тебе родные. Ты в них это ты такой, как ты есть. А есть такие, в которых ты никогда не жил, да и жить тебе там, собственно, и не надо: не твое. Но вот подглядеть в щелочку, вздохнуть мечтательно: ах и прижать к груди старый веник и закружиться с ним в вальсе, пока никто не видит - на секунду ты в Версале, а сейчас к тебе спуститься сам Король-Солнце.
Уже год я веду дневник чтения. Я пролистала все свои записи и сама удивилась: как много я уже забыла, а ведь только недавно, кажется, было. Каждый дневник это не просто летопись книг, но гораздо больше. Моменты из жизни, там болели, тут куда-то ехали, и все это сквозь призму волшебных сказок и научных энциклопедий. Я провела несколько приятных часов, перечитывая свои записи (не обошлось без зажмуривания от стыда: и как такое можно было давать читать людям), где-то улыбалась, где-то хмурилась, и вспоминала, вспоминала...
Пишите, пишите дневники. Ведь благодаря ним наши дети когда-нибудь смогут лучше понять нас.