"В стране Италии, в городе Неаполе..."
отзывы
Несколько лет назад, путешествуя по Италии, мы заехали и в Неаполь. И вот в этом "городе бандитов и трущоб" я все искала приметы традиционного уклада, эти узкие улочки - "узкие, как щель", с "комнатами без окон, с широкими дверями, похожими на ворота", с бельевыми веревками, натянутыми через улицу с развешанным на них мокрым бельем... Все это есть в повести Анны Кардашовой, именно здесь и живет ее главный герой - Антонио-Тонио-Тонино. У него типично итальянская мама - шумная, эмоциональная, но добрая, выбивающаяся из сил, вытягивая пятерых ребятишек. И лишний рот маме, конечно же, совсем ни к чему, поэтому вполне можно понять мамину страстную тираду, которую можно сравнить разве что с пламенной речью какой-нибудь типично одесской тети Сони:
"- Люди добрые! - закричала мама в открытую дверь прямо на улицу.
Люди добрые, синьор Беппо и тетушка Чечилия, которые проходили мимо, остановились послушать.
- Вот смотрите! - мама обвела рукой весь стол. - Кормлю пять ртов! Старший, правда, зарабатывает, но разве я вижу эти деньги? А этот еще ни копейки матери не принес, а уже приводит в дом лишний рот! Его собака! А кормить ее должна мать? Вот будешь зарабатывать, позволю держать собаку. Чтобы я ее больше не видела!"
В книге много примет если не времени, то места: вот "по улице идут иностранцы с фотоаппаратами через плечо. Их носы поворачиваются вправо-влево, вправо-влево. И вдруг из улочки, той самой, где живет Тонио, выкатываются мальчишки (все знакомые, и Пьетро с ними) и ну ходить на руках, кувыркаться и кричать: "Дай монету! Дай монету!"
Иностранцы смеются, бросают монеты, ребята кидаются на них, устраивают свалку, а из свалки выходят в таком виде, что мама Тонио никого из них не пустила бы в дом!"
А вот "сидит у своих дверей тетушка Маргарита. Она очень нравится Тонио... От нее прекрасно пахнет теплыми каштанами. Каштанов не видно, они под тряпкой. Тряпка, которая закрывает большую миску на жаровне, вся в бугорках, и сквозь нее пробиваются струйки пара..."
Или рыбаки. "Один рыбак чинил сеть. Он сидел на опрокинутой лодке. Одну ногу спустил, другую вытянул вдоль лодки - толстую, коричневую ногу в залатанной штанине.
Тонио стал смотреть, как этот рыбак ловко продергивает нитку, задевает иглой узелки, потом одним движением, непонятно как, завязывает нитку, и получается точно такой узелок, как и все другие. Вот бы научиться! А другой рыбак сидит на низкой скамейке перед котлом и чистит рыбу. Лениво так чистит. И поет. На высокой ноте его руки, одна с ножом, другая с рыбой, поднимаются к небу, и он трясет ими, и закрывает глаза, и откидывает голову. Ему больше хочется петь, чем чистить рыбу. А Тонио умеет чистить рыбу. Сколько раз он помогал маме! И он бы не стал петь, а все бы чистил и чистил...
- Синьор! - сказал Тонио. - Я умею чистить рыбу!
Рыбак положил рыбу и нож, уперся в колена коричневыми руками; на толстых пальцах, как драгоценности, блестели чешуйки.
- Э? - спросил он и поднял одну бровь.
- Я умею быстро чистить рыбу!
Рыбак поднял другую бровь.
- Я могу чистить для вас рыбу каждый день, а вы только будете давать мне и моей собаке немного ухи!
Рыбак встал со скамейки и потянулся так, что захрустели его могучие кости, потом снял с себя фартук, кинул его Тонио и протянул ему нож. Но тут же спохватился, похлопал себя по карманам и вытащил другой нож, не такой большой, не такой страшный.
- Почистишь рыбу, крикни "Марио!" Я буду тут, на берегу.
Он вышел из-под навеса, разлегся на песке и завел какую-то длинную, длинную песню.
Тонио обвязал большой фартук вокруг шеи, взял за хвост рыбку, приставил к ней нож и стал скрести против чешуек, как учила мама. Чешуйки не очень упирались. Тонио радовался. Какая хорошая работа! И они с Пальмой получат по миске ухи да еще и по ломтю хлеба, наверное! И вдруг он услышал хруст. Пальма, его Пальма, стащила рыбку и пожирала ее! "Ах ты, дрянь!" - крикнул Тонио, и сам испугался, что громко крикнул. Но было уже поздно - над ним стоял рыбак Марио. Он молча взял нож из рук Тонио, вытряхнул его самого из фартука, взял за шиворот Тонио и собаку, вынес обоих из-под навеса и поставил на песок.
Ох как рассердился Тонио! Он стал похож на собственную маму.
- Убирайся от меня, лишний рот! - закричал он. - Теперь я буду без тебя съедать все, что дает мне мама! И мне не нужно будет бояться мамы! И я буду хорошо жить без тебя! Уходи ты, лишний рот!
Тонио затопал на Пальму ногами и побежал вверх, в город. Тонио обернулся. "Лишний рот" семенил за ним. Пальма, видимо, считала, что для нее будет лучше прятаться от мамы и съедать половину обеда своего хозяина, чем лазать по мусорным ящикам".
Повесть небольшая, мы прочитали за один раз. Шрифт средний, вполне комфортный для чтения. Рисунки Глеба Бедарева и черно-белые, и цветные. Их много - проиллюстрирован каждый разворот.


Тонио и его собака Пальма
Автор: Анна Кардашова
Художник: Глеб Бедарев
Издательство: Речь, 2016
ISBN: 978-5-9268-2014-7
Страниц: 40 (Офсет)