"Приключения доисторического мальчика" Э. д`Эрвильи
отзывыВ круг моих интересов эта книга никогда не попадала. Мало я увлекалась в детстве историей в глобальном смысле и просто историями с приключениями в далёком прошлом. Мелькать это название перед глазами стало не так давно, что удивительно - чаще всего в контексте "вау! любимая книга детства!" Когда появился анонс от "Махаона", мой интерес слегка проснулся, потом вдруг была какая-то предновогодняя акция, многие книги этой серии стоили в районе 150-180 рублей. Набросала я в корзину интересующие, а именно эта - взяла да исчезла! И не просто исчезла, а почти на 2 месяца!!! был момент: появилась книга в "Лабиринте", но исчезла через час, а то и меньше. Пришлось купить в другом месте.
Ещё до чтения я знала, что теперь эту книгу ругают за многие неточности и ошибки. О них я тоже кое-что нашла.
"Приключения доисторического мальчика" были написаны 1888 году!!! Более века назад! Во вступительной статье Ольги Корф рассказывается о ничтожно малом количестве информации, существовавшей тогда о кроманьонцах.
"Но незадолго до написания повести на берегах Женевского озера обнаружили остатки свайных построек, возведённых кроманьонцами. Эти "озёрные люди" и описаны в повести д` Эрвильи".
Как вы понимаете, наука на месте не стояла: копали, доставали, исследовали, обобщали. Ничего удивительного, что есть какие-то неточности.
Меня больше удивило в повести совсем иное. Конец 19 века: я приготовилась продираться через сложные синтаксические конструкции и витиеватый язык, а этого-то и не было! Конечно, тут заслуга и переводчика (перевод с французского Б.М. Энгельгардта), стиль изложения, язык - очень хороший, доступный детям. Вот тут у меня нет сомнений: в начальной школе читать её будет интересно. Временами, конечно, немного наивно)))
Автор не просто рассказывает историю Крека, описывая жизнь его племени, он ведёт беседу с читателями:
"Наше счастье, что мы можем проникнуть туда только мысленно".
"Первобытные люди, конечно, и представить себе не могли, что когда-нибудь их отдалённые потомки будут рыться в кухонных отбросах, искать затупившиеся, сломанные ножи,подбирать угольки их очага, чтобы потом выставить их в просторных залах великолепных музеев".
"Если вы будете в музее, остановитесь около коллекции оружия каменного века и поглядите на неё внимательно".
События разворачиваются достаточно быстро. 9-летний Крек нарушил главный запрет - оставил огонь без присмотра. Несмотря на то, что отлучился из пещеры он за едой для племени и попал "в ловушку", вина его не становится меньше. Ему грозит смерть: огня нет - нет жизни. Крека не убили, а изгнали из племени только потому, что он помог вспомнить Старейшинам о чужеземце и его тайне: тот умел добывать огонь!
И вот здесь-то и указывают на первую ошибку. Скорее всего способ добывания огня был уже известен. И не было бы огромной трагедии, что огонь потух.
Крек покидет племя, но на следующий день его догоняют несколько человек, и дальнейшие его скитания-приключения проходят не в одиночестве. Пересказывать я их не буду. Но самое главное - Крек попадает к озёрным жителям, где находит новый дом. Там он будет взрослеть, мужать и закаляться. И вот тут-то ещё один момент, вызывающий большие сомнения: велика разница в развитии племён. Они не могли сосуществовать в одном периоде истории.
Это не я такая знающая, информацию нашла на просторах интернета - здесь, рассуждения об ошибках ближе к концу статьи.
На мой взгляд, нет ничего страшного, если дети познакомятся с этой историей. Из неё многое можно узнать о пище, одежде, жилье, орудиях и оружие первобытных людей. Для тех, кто увлекается историей, наоборот, будет интересно разобраться в несоответствиях, а кто мало заинтересован в подобном погружении, через образы, характеры запомнит о том далёком времени какие-то детали.
Неизвестно, что станет ясным ещё через столетие и на какие данные будут опираться.
__________________
То, что обычно бывает в самом конце, но логичнее сделать вставку здесь)))
P.S.
Пробегавшая мимо преподавательница истории, увидев книгу, сказала "О! любимая книга детства!" И вот тут-то я решила выяснить, что же думает учитель, который объясняет детям про эти самые далёкие времена, читать или не читать, как относиться к ошибкам)
Мы с ней переписывались, поэтому кусочек из нашего диалога приведу здесь (предварительно я отправила ссылку на ту самую статью с указанием ошибок):
"Для своего времени де Эрвильи -молодец :) Ну, умели добывать огонь уже в палеолите.... Ну, было уже все очень круто у неандертальцев.... Ну, и что? (К слову, критикующая барышня перечисляя этапы каменного века, про мезолит забыла -среднекаменный век). И в школе, когда читала, какие-то вещи меня удивили несоответствием - но запомнила-то на всю жизнь я что? Мальчика, которому очень симпатизируешь, каменный век -другая жизнь, суровая жизнь и т.д..."
"Опираться на нее как на исторический источник не стоит. А мальчик милый, и я вспоминаю о нем всю жизнь :) И дети пусть вспоминают, не homo habilis, homo erectus и homo sapiens - а мальчика, как они, жившего очень-очень давно, сочувствуют его тяжелой ситуации, радуются, что он чудом спасся..."
Это я свои собственные ощущения подтверждала, чтобы казаться ещё убедительней, ведь именно у нас в сообществе я впервые и услышала о том, что не стоит книгу рекомендовать, в ней ошибки.
_______________________
Иллюстрации, на мой взгляд, соответствуют тому далёкому прошлому: мрачно, темно, иногда страшновато))) Шрифт для чтения младшеклассникам очень хороший, комфортный.
И о печальном. Очень хотелось разместить мне пост, когда книга появится в "Лабиринте": но 19 февраля она мелькнула и исчезла (я успела заказать, мне нужен был второй экземпляр). Тираж, появившийся в продаже в декабре, не мог уже закончиться... Думаю, что появится:
Эрнест Эрвильи
"Приключения доисторического мальчика"
художник Н. Андреев
издательство "Махаон", 2016 год
На эту тему ещё мне нравятся книги издательства "Пешком в историю" о каменном веке, о них я уже рассказывала здесь! На эти книги как раз цены сейчас очень даже привлекательные по сравнению с обычными)