Школьная программа по литературе - что добавить?
обсуждение прочитанногоНу вот обсудили чуть раньше, что ВиМ "Оставить нельзя выкидывать" (каждый сам проставляет запятую).
А вот интересно, что бы вы ДОБАВИЛИ в школьную программу по литературе.
Меня когда-то поразила "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха. Я была бы счастлива, если бы прочитала ее раньше. В школе.
А муж считает, что надо добавить "Страну Багровых Туч" Стругацких, чтобы дети знали как летать на Марс )
А вы какое произведение добавили бы?
Ника1313
Ничего бы не добавляла. Изменила бы методику преподавания. А все остальное кому надо и без учебника прочтет. Кому не надо и с учебником не вдолбишь.
07.10.2016
Ответить
Ника1313
Не парить чтением и зазубриванием правильного толкования образа героя. Давать место и значение произведения в обществе в то время. Показывать связь-диалог произведений и их влияние на формирование мировоззрения современников. Не вызубрить от сих до сих и ответить на оценку, а вместе подумать-поговорить.
08.10.2016
Ответить
Ирина
Читала я споры про В и М, читаю споры здесь..... Кому отправить, где почитать интервью про наше образование? Поймете и почему убирают и не будете ждать, что добавят что-то хорошее..... Спрашивайте, чтоб не засорять через ЛС.
Простите, но молчать мочи нет, увы от отчаянья......
07.10.2016
Ответить
Катрин
Сэленджера "Над пропастью во ржи", "Убить пересмешника", "Время всегда хорошее", "451 градус по Фаренгейту"
07.10.2016
Ответить
Басира
сейчас такие списки доплитературы выдают в школе, что ничего бы добавлять не стала. Там и Маркес со Стругацкими, и Кафка с Голдингом, и Данте с Петраркой и мноооооогие другие
07.10.2016
Ответить
Natalia_Maya
да? я из своего детсва списков не помню... может родители их выкидывали или я ... читала в основном поэтому то что на полке, знаешь - такие собрания из 6-10 томов с одинаковыми корешками, выкупленные в обмен на сдачу мукалатуры - Марк Твен, Лондон, Конан Дойль и тд. :)
В библиотеку практически не ходила... не знаю почему.. ходила если не было чего-то чего задали в школе, но не засиживалась как тут многие описывают :)
Хотя помню, что когда спрашивала родителей чтобы почитать - всегда советовали - в основном опять же с наших полок - Жуль Верн, Дюма :)
Наверное мне, как родителю, надо все-таки задумываться о более взвешанном подходе..
07.10.2016
Ответить
Басира
я помню как в 10 классе (это в 1998 году было) я бегала в интернет-кафе, скачивала там Акутагаву и Пьецуха из инет-библиотеки Мошкова, потом бежала распечатывать это на принтере (тоже в какой-то частной лавочке) и счастливая читала))) Сейчас все так легко и доступно в сравнении с тем временем))
У меня родители активно читающие, но "расширять литературный кругозор" все-таки научили в школе, учитель был прекрасный
07.10.2016
Ответить
Natalia_Maya
да - доступ сейчас одним нажатим - но читать не похоже, что больше стали... Как всегда дело в первую очередь в желании...
Не по теме :) Ты рисовать начала в марафоне? :)
07.10.2016
Ответить
Елена
А мы, кстати, "Чайку по имени...." в рамках школьной программы проходили. Добавила бы обязательно " Убить пересмешника" Харпер Ли, " Дети Арбата" Рыбакова, " Доктор Живаго" Пастернака, Солженицына, Астафьева, Васильева, не знаю, проходят ли сейчас, нам эти авторы рекомендовались в качестве дом литературы. Согласна по поводу Оруэлла и Хаксли.
07.10.2016
Ответить
Гаянэ
Наташа, что бы вы добавили в школьную программу по истории? Никто же не говорит,давайте выкинем про зверства фашистов,мои дети потом плачут ночами. Или по математике? Русская литература как предмет не должна-как это ни грубо звучит-прививать любовь. Она должна давать знания по истории развития русской литературы. Карамзин уложился страниц в 100. Толстой расписался на поболе. В серебрянном веке вон вообще стихи. Предмет знакомит с вехами- а любить можно хоть Толстого, хоть Булгакова. Я тоже Унесенные ветром больше люблю. Вырвать Толстого-вырвать кусок истории, оставить Толстого и убрать ВиМ- выкинуть основной труд биографии писателя. Любил он там его нет-не любил-вторично. Важнее влияние на общественность и круги,которые пошли по воде после. Они же все-писатели- влияют один на другого- разве не интересно посмотреть? Что стало бы с стилем Пушкина, не будь Жуковского? Что писал бы Лермонтов без своего протеста на жалкий мир, убивший Пушкина? А если бы Лермонтов жил дольше? Или Грибоедов? Или Горький писал бы не при советах, а при царе? И произведения каждого прошлого гения влият на нынешнегл. Это для нас все они -классики, а тогда они жили, спорили друг с другом, писали поэмы в отвеи. Вы вот на Настин пост постом отвечаете, Настя в свою очередь тоже не просто так его писала. А представьте нас в 18 веке. Дк-этакий оплот критики-известный литературный салон. Тут же туже и писатели собираются,и художники. И нет компьютеров- есть ручки,карандаши, перья. И пишет кто-то шарж на кого-то, кто-то отвечает эссе а кто'то разражается стихами-вот толтко Муза посетила. А через сто лет-почему мы должны читать все эту ерунду в блогах-это же ужасно длинно!!! У нас устают глаза и вообще, сейчас все используют голосовые подписи к фотографиям. Сумбурно вышло,в рамках комментария тесновато разогнаться, но я очень надеюсь,что выразила все-таки свою мысль понятно
07.10.2016
Ответить
Юлия
Полностью согласна про влияние литературы на умы тогда и сейчас. Но, разве может уложиться этот пласт многовекового становления и развития "передачи мыслей во времени и на расстоянии" в курс школьной программы? Нет! А "галопом по Европам" - многое останется ли в умах школьников? Не представляю ни одного! школьника 2016 года прочитавшего в полном объеме и осмыслившего "Войну и мир". А изучать шедевры мировой литературы по сокращенным вариантам - уж лучше никак, чем так. В школе нужно прививать любовь к чтению, к осмыслению прочитанного, к возвращению к знакомому и нахождению каждый раз нового в знакомых текстах, к чтению критики, отзывов (и не "Лабиринтских", отнюдь).
07.10.2016
Ответить
Таня
прививать любовь к чтению все таки должны родители и начальная школа. а дальше уже некогда школе этим заниматься
07.10.2016
Ответить
Юлия
В школе проходят не всю литературу, достойную изучения. Далеко не всю! Так почему именно какие-то отдельные произведения вызывают такой всплеск споров и эмоций? Литература, в том числе и классическая, бывала проплачена и заказана. "Поднятая целина" Шолохова, поэма "Двенадцать" Блока и другие произведения писались на заказ. Некоторые произведения потом не нравились самим авторам. Обязаловка не может привить любовь, а вот отбить желание читать может. Инициатор изменений в своем интервью и поднимала вопрос, что не классика плоха, плохо ее преподают теперешние учителя с теперешним количеством часов, выделяемых на литературу.
Вот вы увидели только "прививать любовь к чтению" - да, согласна, функция больше начальной школы. Но осмысливать прочитанное, знакомится с критикой, самим пытаться составить отзыв на прочитанное - задача уже старшей школы.
07.10.2016
Ответить
Юлия
А вам по существу совсем нечего сказать, если так цепляетесь к словам в комментариях?
07.10.2016
Ответить
Таня
Но осмысливать прочитанное, знакомится с критикой, самим пытаться составить отзыв на прочитанное - задача уже старшей школы.
да согласна. что переливать из пустое в порожнее? не цеплялась ни где, не нравится не отвечайте
07.10.2016
Ответить
Таня
все правильно, я поняла вопрос, как что добавить из современного или забытого ссср-овского
на классиков покушаться я не смогу)))
07.10.2016
Ответить
Natalia_Maya
Гая, я думаю, что если бы мы тут обсуждали программу истории... то модераторам бы пришлось чистить ветку в режиме он-лайн :)
Так что хорошо, что мы обсуждаем Литературу. Я и согласна и не согласна одновременно :) Согласно - потому что ты действительно очень интересно и правильно описала задачу предмета :) Я была бы счастлива, если бы мои учителя в школе так описывали - не помню, чтобы у меня выстраивалась вот такая логическая цепочка... Другое дело, что я все-таки не считаю, что это единственная задача школы. Ограничится такой формулировкой можно в университете, куда должны дойти уже только действительно устремленные профориентированные личности, которые понимают, что это им НАДО и знают для чего, поэтому они сидят на лекции и ловят каждое слово профессора. В школе должно быть по другому, возраст другой - нужно пробуждение интереса в школьнике. Нужно чтобы школа работала над этим.
И я не согласна с тем, как это происходит в реальности. Я, конечно, ориентируюсь на свой опыт и даже не притворяюсь, что обладаю какой-то высокой компетенцией в этом вопросе. Но да, я хотела бы, чтобы моему ребенку все преподносили по другому.
Моя учительница с 4 по 9 класс была очень честная, стратарельная и я уверена она четко выполняла предписания программы. Во что это выливалось - 35 человек сидит в очень тихой комнате, учительница задает вопросы по произведению, некоторые ученики тянут руки (я тоже частенько тянула в рамках программы хорошистки) и когда она выбирает одного -он дает ответ. При этом было абсолютно понятно всем, что учитель держит в голове "правильный" ответ и надо найти и дать именно его. "Не правильные" ответы не засчитывались. На мой взгляд тогда это скукотища. На мой взгляд сегодня это огромная потеря времени каждого ребенка. Отвечают 4-5, сидит 35. Личное мнение ученика не нужно, нужен правильный ответ. Такое обучение может вызвать только эмоции страха, ожидания, но не интереса. А должно быть интересно! Должно! Единственный яркий момент я помню мы ставили спектакль. Ну ставили спектакль это громко сказано - разбились по ролям, заучили, приоделись и выступали в своем же классе. Вот это было интересно, эмоционально и поэтому познавательно. Так может просто процесс преподавания литератры должен быть другой - разбивка на небольшие группы, литературные битвы, рисование плакатов, переработка произведения на современный манер. Что-то, что позволит ребенку вложить СВОЮ душу тоже, пропустить через себя... только так можно что-то действительно познать.
В 2-х последних классах я училась в школе которую можно назвать математической. ТАм была учительница Антонина Ивановна лет за 60. К нам она относилась как строгая, но добрая бабушка. Исходя из этого она давала время в классе для прочтения глав по ВиМ, ну и как-то мы это пытались обсуждать. Минимальное колчичество людей прочитали все...
В общем как бы закруглиться, а не растечься мыслью по древу :)
- нужно менять подходы изучения, разбивать на маленькие группы, давать креативные задания. У Школы ДОЛЖНА быть задача предподносить предметы интересно, искать подходы к детям, а не только "давать" знания.
- нужно следовать примерам лучших высших учебных заведений - там всегда говорят - мы не можем рассказать вам все. Наша задача дать Вам скелет, а вы потом уже нарастите на него мышцы. (вот в случае как раз с ВиМ у меня такое впечатление, что к скелету - все по верхушкам изучаются - пытаются прирастить один бицепс под названием ВиМ, чтобы можно было дать хук справа, т.к. мы "самая читающая нация")
- перед школой и русской литературой как предметом должны стоять не только задачи: мы вам рассказали, значит вы знаете. Должны стоять задачи роста личности каждого ученика, школа должна как минимум не мешать, а лучше помогать человеку раскрываться. Не нарушать личные границы ученика. А с этим сложно судя по моей ленте друзей. Многие школьники с первого класса испытывают не подобающее к ним отношение, вплоть до того, что мамы переводят детей на домашнее образование. Причем мамы, которые раньше об этом даже не помышляли.
07.10.2016
Ответить
Наталья (Cолнечный Сонь)
Я тоже была под сильным впечатлением от Чайки по имени...Она мне попалась, когда я уже в Университете училась.
07.10.2016
Ответить
Наталья (Cолнечный Сонь)
Можно попробовать. Но, когда я перечитывала её позже, таких эмоций уже не получила. А в первый раз - аж взахлёб).
07.10.2016
Ответить
Иринка
Не знаю, как в российской школьной программе, в белорусской нет, а я бы добавила:
1. Паустовский рассказ "Телеграмма".
2. Распутин рассказ "Век живи - век люби"
3. Внуков повесть "Один" (японцы своим школьникам преподают, а мы чего не используем?)
Все произведения в старших классах. Они небольшие по объему, не загрузили бы детей. А нравственный посыл в каждом огромный.
07.10.2016
Ответить
Таня
но точно не Еналь с Часодеями и Лукьяненко. я не знаю, есть ли в списках 12 стульев
со Стругацкими согласна добавила бы зарубежную фанатстику Азимова
Алексина еще не вычеркнули оттуда?
про войну, пусть и во в неклассном чтении, так как все обсудить в классе все невозможно
Шукшина бы побольше, а то в 7 классе мельком прошли 2 рассаза. я бы его каждый год в списки летние включала бы
Аверченко, Зощенко (у нас в рекомендат списке по одному рассказу) 8 кассс
не знаю есть ли сейчас Айтматов, Искандер -до 8 класс не видела
07.10.2016
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.