Школьная программа по литературе - что добавить?

Ничего бы не добавляла. Изменила бы методику преподавания. А все остальное кому надо и без учебника прочтет. Кому не надо и с учебником не вдолбишь.
07.10.2016
а как поменять?
07.10.2016
Не парить чтением и зазубриванием правильного толкования образа героя. Давать место и значение произведения в обществе в то время. Показывать связь-диалог произведений и их влияние на формирование мировоззрения современников. Не вызубрить от сих до сих и ответить на оценку, а вместе подумать-поговорить.
08.10.2016
Читала я споры про В и М, читаю споры здесь..... Кому отправить, где почитать интервью про наше образование? Поймете и почему убирают и не будете ждать, что добавят что-то хорошее..... Спрашивайте, чтоб не засорять через ЛС. Простите, но молчать мочи нет, увы от отчаянья......
07.10.2016
Ирина, можно мне ссылку, пожалуйста.
07.10.2016
можно мне в ЛС, пожалуйста
07.10.2016
Ирина, дайте и мне ссылочку, пожалуйста.
08.10.2016
Сэленджера "Над пропастью во ржи", "Убить пересмешника", "Время всегда хорошее", "451 градус по Фаренгейту"
07.10.2016
спасибо ) надо перечитать кое-что из этого
07.10.2016
Вообще Чайку в школе проходят, по крайней мере у нас была)
07.10.2016
навернео вы помоложе :)
07.10.2016
сейчас такие списки доплитературы выдают в школе, что ничего бы добавлять не стала. Там и Маркес со Стругацкими, и Кафка с Голдингом, и Данте с Петраркой и мноооооогие другие
07.10.2016
да? я из своего детсва списков не помню... может родители их выкидывали или я ... читала в основном поэтому то что на полке, знаешь - такие собрания из 6-10 томов с одинаковыми корешками, выкупленные в обмен на сдачу мукалатуры - Марк Твен, Лондон, Конан Дойль и тд. :) В библиотеку практически не ходила... не знаю почему.. ходила если не было чего-то чего задали в школе, но не засиживалась как тут многие описывают :) Хотя помню, что когда спрашивала родителей чтобы почитать - всегда советовали - в основном опять же с наших полок - Жуль Верн, Дюма :) Наверное мне, как родителю, надо все-таки задумываться о более взвешанном подходе..
07.10.2016
я помню как в 10 классе (это в 1998 году было) я бегала в интернет-кафе, скачивала там Акутагаву и Пьецуха из инет-библиотеки Мошкова, потом бежала распечатывать это на принтере (тоже в какой-то частной лавочке) и счастливая читала))) Сейчас все так легко и доступно в сравнении с тем временем)) У меня родители активно читающие, но "расширять литературный кругозор" все-таки научили в школе, учитель был прекрасный
07.10.2016
да - доступ сейчас одним нажатим - но читать не похоже, что больше стали... Как всегда дело в первую очередь в желании... Не по теме :) Ты рисовать начала в марафоне? :)
07.10.2016
я не начала еще, но мне прислали первое задание - ответить на вопросы))
07.10.2016
А мы, кстати, "Чайку по имени...." в рамках школьной программы проходили. Добавила бы обязательно " Убить пересмешника" Харпер Ли, " Дети Арбата" Рыбакова, " Доктор Живаго" Пастернака, Солженицына, Астафьева, Васильева, не знаю, проходят ли сейчас, нам эти авторы рекомендовались в качестве дом литературы. Согласна по поводу Оруэлла и Хаксли.
07.10.2016
пересмешник есть у нас в списке рекомендованной лит-ры и живаго и Астафьев, и Васильев есть
07.10.2016
Это очень хорошо, к примеру, моя племянница в 10 классе сейчас учится и об этих авторах узнает от меня...
07.10.2016
наверное вы моложе :) Спасибо за списки.
07.10.2016
Наташа, что бы вы добавили в школьную программу по истории? Никто же не говорит,давайте выкинем про зверства фашистов,мои дети потом плачут ночами. Или по математике? Русская литература как предмет не должна-как это ни грубо звучит-прививать любовь. Она должна давать знания по истории развития русской литературы. Карамзин уложился страниц в 100. Толстой расписался на поболе. В серебрянном веке вон вообще стихи. Предмет знакомит с вехами- а любить можно хоть Толстого, хоть Булгакова. Я тоже Унесенные ветром больше люблю. Вырвать Толстого-вырвать кусок истории, оставить Толстого и убрать ВиМ- выкинуть основной труд биографии писателя. Любил он там его нет-не любил-вторично. Важнее влияние на общественность и круги,которые пошли по воде после. Они же все-писатели- влияют один на другого- разве не интересно посмотреть? Что стало бы с стилем Пушкина, не будь Жуковского? Что писал бы Лермонтов без своего протеста на жалкий мир, убивший Пушкина? А если бы Лермонтов жил дольше? Или Грибоедов? Или Горький писал бы не при советах, а при царе? И произведения каждого прошлого гения влият на нынешнегл. Это для нас все они -классики, а тогда они жили, спорили друг с другом, писали поэмы в отвеи. Вы вот на Настин пост постом отвечаете, Настя в свою очередь тоже не просто так его писала. А представьте нас в 18 веке. Дк-этакий оплот критики-известный литературный салон. Тут же туже и писатели собираются,и художники. И нет компьютеров- есть ручки,карандаши, перья. И пишет кто-то шарж на кого-то, кто-то отвечает эссе а кто'то разражается стихами-вот толтко Муза посетила. А через сто лет-почему мы должны читать все эту ерунду в блогах-это же ужасно длинно!!! У нас устают глаза и вообще, сейчас все используют голосовые подписи к фотографиям. Сумбурно вышло,в рамках комментария тесновато разогнаться, но я очень надеюсь,что выразила все-таки свою мысль понятно
07.10.2016
Полностью согласна про влияние литературы на умы тогда и сейчас. Но, разве может уложиться этот пласт многовекового становления и развития "передачи мыслей во времени и на расстоянии" в курс школьной программы? Нет! А "галопом по Европам" - многое останется ли в умах школьников? Не представляю ни одного! школьника 2016 года прочитавшего в полном объеме и осмыслившего "Войну и мир". А изучать шедевры мировой литературы по сокращенным вариантам - уж лучше никак, чем так. В школе нужно прививать любовь к чтению, к осмыслению прочитанного, к возвращению к знакомому и нахождению каждый раз нового в знакомых текстах, к чтению критики, отзывов (и не "Лабиринтских", отнюдь).
07.10.2016
прививать любовь к чтению все таки должны родители и начальная школа. а дальше уже некогда школе этим заниматься
07.10.2016
В школе проходят не всю литературу, достойную изучения. Далеко не всю! Так почему именно какие-то отдельные произведения вызывают такой всплеск споров и эмоций? Литература, в том числе и классическая, бывала проплачена и заказана. "Поднятая целина" Шолохова, поэма "Двенадцать" Блока и другие произведения писались на заказ. Некоторые произведения потом не нравились самим авторам. Обязаловка не может привить любовь, а вот отбить желание читать может. Инициатор изменений в своем интервью и поднимала вопрос, что не классика плоха, плохо ее преподают теперешние учителя с теперешним количеством часов, выделяемых на литературу. Вот вы увидели только "прививать любовь к чтению" - да, согласна, функция больше начальной школы. Но осмысливать прочитанное, знакомится с критикой, самим пытаться составить отзыв на прочитанное - задача уже старшей школы.
07.10.2016
разве сейчас изучают Поднятую целину? я знаю только про Тихий Дон
07.10.2016
А вам по существу совсем нечего сказать, если так цепляетесь к словам в комментариях?
07.10.2016
Но осмысливать прочитанное, знакомится с критикой, самим пытаться составить отзыв на прочитанное - задача уже старшей школы. да согласна. что переливать из пустое в порожнее? не цеплялась ни где, не нравится не отвечайте
07.10.2016
все правильно, я поняла вопрос, как что добавить из современного или забытого ссср-овского на классиков покушаться я не смогу)))
07.10.2016
Гая, я думаю, что если бы мы тут обсуждали программу истории... то модераторам бы пришлось чистить ветку в режиме он-лайн :) Так что хорошо, что мы обсуждаем Литературу. Я и согласна и не согласна одновременно :) Согласно - потому что ты действительно очень интересно и правильно описала задачу предмета :) Я была бы счастлива, если бы мои учителя в школе так описывали - не помню, чтобы у меня выстраивалась вот такая логическая цепочка... Другое дело, что я все-таки не считаю, что это единственная задача школы. Ограничится такой формулировкой можно в университете, куда должны дойти уже только действительно устремленные профориентированные личности, которые понимают, что это им НАДО и знают для чего, поэтому они сидят на лекции и ловят каждое слово профессора. В школе должно быть по другому, возраст другой - нужно пробуждение интереса в школьнике. Нужно чтобы школа работала над этим. И я не согласна с тем, как это происходит в реальности. Я, конечно, ориентируюсь на свой опыт и даже не притворяюсь, что обладаю какой-то высокой компетенцией в этом вопросе. Но да, я хотела бы, чтобы моему ребенку все преподносили по другому. Моя учительница с 4 по 9 класс была очень честная, стратарельная и я уверена она четко выполняла предписания программы. Во что это выливалось - 35 человек сидит в очень тихой комнате, учительница задает вопросы по произведению, некоторые ученики тянут руки (я тоже частенько тянула в рамках программы хорошистки) и когда она выбирает одного -он дает ответ. При этом было абсолютно понятно всем, что учитель держит в голове "правильный" ответ и надо найти и дать именно его. "Не правильные" ответы не засчитывались. На мой взгляд тогда это скукотища. На мой взгляд сегодня это огромная потеря времени каждого ребенка. Отвечают 4-5, сидит 35. Личное мнение ученика не нужно, нужен правильный ответ. Такое обучение может вызвать только эмоции страха, ожидания, но не интереса. А должно быть интересно! Должно! Единственный яркий момент я помню мы ставили спектакль. Ну ставили спектакль это громко сказано - разбились по ролям, заучили, приоделись и выступали в своем же классе. Вот это было интересно, эмоционально и поэтому познавательно. Так может просто процесс преподавания литератры должен быть другой - разбивка на небольшие группы, литературные битвы, рисование плакатов, переработка произведения на современный манер. Что-то, что позволит ребенку вложить СВОЮ душу тоже, пропустить через себя... только так можно что-то действительно познать. В 2-х последних классах я училась в школе которую можно назвать математической. ТАм была учительница Антонина Ивановна лет за 60. К нам она относилась как строгая, но добрая бабушка. Исходя из этого она давала время в классе для прочтения глав по ВиМ, ну и как-то мы это пытались обсуждать. Минимальное колчичество людей прочитали все... В общем как бы закруглиться, а не растечься мыслью по древу :) - нужно менять подходы изучения, разбивать на маленькие группы, давать креативные задания. У Школы ДОЛЖНА быть задача предподносить предметы интересно, искать подходы к детям, а не только "давать" знания. - нужно следовать примерам лучших высших учебных заведений - там всегда говорят - мы не можем рассказать вам все. Наша задача дать Вам скелет, а вы потом уже нарастите на него мышцы. (вот в случае как раз с ВиМ у меня такое впечатление, что к скелету - все по верхушкам изучаются - пытаются прирастить один бицепс под названием ВиМ, чтобы можно было дать хук справа, т.к. мы "самая читающая нация") - перед школой и русской литературой как предметом должны стоять не только задачи: мы вам рассказали, значит вы знаете. Должны стоять задачи роста личности каждого ученика, школа должна как минимум не мешать, а лучше помогать человеку раскрываться. Не нарушать личные границы ученика. А с этим сложно судя по моей ленте друзей. Многие школьники с первого класса испытывают не подобающее к ним отношение, вплоть до того, что мамы переводят детей на домашнее образование. Причем мамы, которые раньше об этом даже не помышляли.
07.10.2016
Я тоже была под сильным впечатлением от Чайки по имени...Она мне попалась, когда я уже в Университете училась.
07.10.2016
надо перечитать. меня равнодушной оставила
07.10.2016
Можно попробовать. Но, когда я перечитывала её позже, таких эмоций уже не получила. А в первый раз - аж взахлёб).
07.10.2016
Меня тоже...
07.10.2016
Не знаю, как в российской школьной программе, в белорусской нет, а я бы добавила: 1. Паустовский рассказ "Телеграмма". 2. Распутин рассказ "Век живи - век люби" 3. Внуков повесть "Один" (японцы своим школьникам преподают, а мы чего не используем?) Все произведения в старших классах. Они небольшие по объему, не загрузили бы детей. А нравственный посыл в каждом огромный.
07.10.2016
спасибо - почитаю :)
07.10.2016
но точно не Еналь с Часодеями и Лукьяненко. я не знаю, есть ли в списках 12 стульев со Стругацкими согласна добавила бы зарубежную фанатстику Азимова Алексина еще не вычеркнули оттуда? про войну, пусть и во в неклассном чтении, так как все обсудить в классе все невозможно Шукшина бы побольше, а то в 7 классе мельком прошли 2 рассаза. я бы его каждый год в списки летние включала бы Аверченко, Зощенко (у нас в рекомендат списке по одному рассказу) 8 кассс не знаю есть ли сейчас Айтматов, Искандер -до 8 класс не видела
07.10.2016
спасибо за список!
07.10.2016
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Что читаете? Жаркий октябрь...