Фантазия
развивающая/развлекающая литература«Как доверчиво и тонко
Видит мир душа ребенка,
Наделяя жизнью все вокруг.
Облака, узор на блюдце
Оживают и смеются
И медведь из плюша лучший друг».
Эти строчки из песни Трофима все чаще и чаще приходят мне на ум, когда я слышу высказывания дочери. В облаках животных вижу и я, но как в черном рваном мусорном пакете, застрявшем на дереве, и развивающемся на ветру, увидеть красавицу бабочку, - для меня это загадка. Или как оживить два мусорных мешка, оставленных дворником на обочине, назвав их черепахой?! Взрослея, она все больше и больше подмечает в обычном что-то удивительное. Мне становиться все трудней за ней угнаться в области воображения. Поэтому я сделала заказ в Лабиринте и приобрела несколько книг, которые помогут развить талант дочери. В обзоре также будут присутствовать книги из СП.
1. Это книга, ради которой и затевался лабиринтовский заказ. Дочь полюбила лепить из пластилина. Как лепить все что смогла, я ей показала. Потом пришлось перебирать в интернете литературу по подделкам из пластилина. Выбрала Б. Кьюксарт «Пластилинолепие». Занятия с пластилином для детей дошкольного возраста. В книге 142 цветные страницы. Удобно, что в оглавлении дан не текст, а маленькие фотографии с изображением фигурок. Вначале идет раздел «Материалы»: из чего и с помощью чего можно лепить. Дальше «Основные приемы»: как лепить глаза, уши, хвосты и т.д, как создать текстуру. Дальше четыре раздела:
1. «Пластилиновая деревня» (16 животных и птиц, проживающих в деревне + как слепить тачку);
2. «Пластилиновый сад» (14 насекомых, лягушка и ящерица, цветы - ромашка и мак);
3. «Пластилиновый зоопарк» (15 жителей зоопарка, дерево и пальма);
4. «Пластилиновое море» (17 морских жителей - это и рыбы, и ракушки, и животные, и птицы + сундучок с сокровищами).
Каждый раздел начинается с яркой красивой фотографии с пластилиновыми фигурками: в деревне, в саду, в зоопарке, в море. Приемы простые, животные не особо затейливые, - как раз для дошколят. Рони Орен «Секреты пластилина» я покупала, но честно говоря, я ее передарила знакомой девочке на семилетие.
В «Пластилинолепие» огорчает переплет, - приходится чем-то придерживать страницы, чтобы книга не закрылась.
2. Джанни Родари «Грамматика Фантазии» от Самоката. Книга для родителей. Очень интересная. Издана впервые была в 1978 году на основе лекций Родари, и регулярно переиздается. Была у меня и в электронном виде, но прорабатывать материал в таком виде крайне неудобно. А пищи, над которой надо подумать, книга дает много. Поэтому читаю ее с карандашом и блокнотиком. Помечаю, что мне кажется важным и записываю в блокнот варианты игр, с помощью которых можно развить фантазию у ребенка. Например, берем с ребенком слово «книга» и к каждой букве придумываем любое слово, а потом из этих слов составляем рассказ:
К - кукла
Н - номер
И - ириски
Г - гном
А - ананас
Получилось: «Гном набрал телефонный номер куклы и пригласил ее на ананас, а сам купил ириски». Вот такой коварный гном у меня вышел.
Эта игра мне напоминает книгу Г. Остера «Сказка с подробностями».
На самом деле из книги можно много чего почерпнуть для тех, у кого растут маленькие фантазеры.
3. И.А. Лыкова «Игрушки и подарки из природного материала». Творческое конструирование в детском саду, начальной школе и семье. Дома не было ни одной книги по работе с природными материалами. Остановилась на этой. Иллюстрации черно-белые, 133 страниц.
В книге представлены:
1. Подделки из желудей, орехов, шишек, ракушек. Как можно из природного материла сделать насекомых, морских жителей, лесных зверюшек, домашних животных и т.д.
2. Подделки из бересты, высушенных листьев, овощей.
3. Подделки из соломы. Сюда вошли: рекомендации, как самостоятельно подготовить солому для подделок; варианты, что из соломы можно сделать - это и изделия из плоской соломки, и плетение из соломы, и объемные фигурки.
4. Подделки из глины (Дымковская игрушка, старинные изразцы).
5. Подделки из соленного теста (приведены рецепты соленного теста и варианты что можно из теста сделать).
Я не скажу, что все разжевано до мелочей, но книга адресована все-таки взрослым, поэтому даны рекомендации к каждому виду подделок и несколько вариантов, как это воплотить в жизнь.
Знакомых попросили насобирать для нас немного шишек, а то в черте города только каштаны и желуди.
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Книга для воспитателей. 143 страницы, рисунки карандашные, сделаны от руки. В начале книги календарно-тематическое планирование (понедельное, с сентября по май). Взяла ее, потому что дочь переходит в среднюю группу детского сада, и есть необходимость занятий дома. Каждое занятие изложено очень подробно:
1. Задача: с какой целью проводится занятие и что должен усвоить ребенок;
2. Интеграция разных видов деятельности: например, если задание это аппликация «Сосульки на крыши», то дети наблюдают за сосульками на улице во время прогулок; эксперименты со снегом и льдом; отгадывание загадок про сосульки;
3. Материалы, инструменты, оборудование: список предметов необходимых для проведения задания;
4. Содержание изодеятельности: непосредственно само занятие - расписано все очень подробно;
5. 6. Самостоятельная деятельность детей и художественное экспериментирование: по сути, это закрепление пройденного материала, - дети в течение недели делают что-то подобное данному заданию или оформляют выставку с подделками и т.д.;
7. Взаимодействие педагога с семьей: педагог дает советы родителям, что можно сделать дома по заданию, которое было пройдено в группе (например, задание с аппликацией сосулек - это наблюдение за сосульками, сравнивать их форму, длину, цвет, попытаться определить характер сосульки - веселая она, или это сосулька-богатырь, или это воображулька и т.д.).
Задания разнообразны: несколько видов аппликаций и лепки, рисование красками, карандашами, сюжетное рисование, модульное рисование и т.д.
Есть учебно-методические пособия и для старшей и для выпускной группы детского сада.
Я довольна приобретением.
6. И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду». Средняя группа. Книга тоже адресована для воспитателей. Также как и предыдущая книга рассчитана на 9 месяцев занятий. Все также подробно расписано. Виды конструирование разнообразны: из снега на улице, из бумаги, из строительного материала, из бытовых материалов, из природного материала, из фольги, из салфеток, из картона. 127 страниц, черно-белые рисунки.
По-поводу конструирования, - наш логопед рекомендовал занятия с кубиками Никитина. К книгам это не относится, но не могу пройти мимо них. У нас «Сложи узор» и «Кубики для всех» логические кубики, набор из пяти вариантов. Когда их купила и показала мужу, он сказал: «Что за ерунда, кубики все кривые». А потом собрал куб и все - пропал. Сидят с дочерью по выходным и чего-то собирают. Мама в это время к ноутбуку может «подползти» потихоньку. Блоки Дьенеша тоже очень интересное конструирование.
Оставшиеся книги к фантазии дело не имеют. В пунке выдачи Лабиринта также забрала:
7. «Как наши предки учили математику» (Старинные задачки с решениями). 38 задач с ответами и объяснениями.
8. Две недостающие книги из серии «Настя и Никита» «А у нас водопровод» и «Петергоф столица фонтанов». Многие собирают эту серию, и мы тоже J.
9. А.М. Тилипман «Зубака». Интересные задания. Недавно эту книгу показывали в сообществе. Поэтому в представлении она не нуждается. У нас она тоже давно в отложенных лежала, побоялась, что через три года, к школе, ее не будет.
10. Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе». «Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп. В 1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры. Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, барабан, велосипед. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текстами, состоящими из слов 1-й и 2-й групп. В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: ведро, доброта, пословица. В словосочетаниях, предложениях и текстах использованы слова 1-й, 2-й и 3-й групп. Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется». Читала про книгу много отличных и хороших отзывов, поэтому и купила. Собственного опыта использования пока нет.