Не люблю книжки про жестокость

Есть понятие "архитипичность текста" и "инциационность сказки". Для детей 3х лет эти сказки однозначно рано.Это инициационные.Они от 5-6 и старше(К ним относятся "Баба-Яговые сказки", "Василиса Премудрая""Кощей бесссмертный" и другие.Основная идея смерть, конечность жизни, цикличность жизни и "воздаяние") Есть сказки от 9(тот же Финист-Ясный Сокол, "Альнький цветочек"к примеру,и тд.Основная идея - любовь и отношения) Сказки от 12-13 и старше - это уже сказки об отцовстве и материнстве(к примеру,"взрослая " версия "Василисы Премудрой", где она имеет прожорливую куколку, с пришитыми материнскими волосами(в некоторых вариантах - косточкой), ведьминским огнем из черепа, что Ягая Баба дает для "разведения огня" в избе мачехи, и который сжигает мачеху и ее дочерей в мучениях, или "Крошечка-Хаврошечка" , своем деле(про "Кузнеца Кий",к примеру) и тд Так что я с Вами полностью согласна- такие книги не для "нежного возраста." Если эта тема интересна, можно погрузится в мир юнгианских образов.Начать можно с прекрасной популярной "Бегущей с волками" Пиколлы Патриссии :)
26.09.2017
А в каком возрасте уже можно про "жестокость" -- "съел, убил"?
23.08.2017
В статьях которые тут обсуждались, пишут что к 4-5годам ребёнка начинают захватывать тревоги, страхи, волновать вопросы справедливости и смерти. Я думаю, в таком возрасте обсуждение неизбежно и оно будет сознательным, а не подсознательным. Я бы не хотела закладывать такие моменты как убили, съели на подсознание. Когда будут готовы обсудить это явление, мы обсудим. Я верю, что за сказками стояло программирование на картину мира, которая сейчас не совсем релевантна, поэтому коррекция пока дети не понимают, что это больше не норма, необходима.
24.08.2017
Ну ничего себе сколько комментариев) Если вам самой так неприятно читать эти сказки -не читайте. Комментарии вам подскажут два варианта, большая половина будет за русские сказки, меньшая(но тоже значительная)- против. Мой старший сын очень любил и любит всё страшненькое, младший боится, но мы все равно читаем, потому что я считаю их нужными. Любимые сказки у него тем не менее где много жестокости. Психологам детским и их статьям я очень недоверяю.
23.08.2017
и я не читаю жестокие сказки с убийствами и отправлениями. А жили были старик со старухой, потом померли и пошла Аленушка с Иванушкой .... выбрасываю первую строку, т.к для моего 4-летнего сына это еще очень жестоко, он и так после очень размытых рассказов про войну три месяца твердил, мама не хочу, чтобы ты умирала и т.п. Уж явно это не его тема для размышлений, по крайней мере, сейчас. Но он у меня впечатлительный и вдумчивый, долго вынашивает мысль в себе и хорошо помнит свои переживания.
23.08.2017
А зачем же вы @такую муть@ детям в 1.10 и в 3 читаете? Сказки ведь на более взрослый возраст, ну за исключением Колобка, да Курочки рябы, а @Гензель и Греттель@ уж никак не для 3хлетнего ребенка.
23.08.2017
Нет, не читала детям Гансель и Гретель. Пришла сказка к слову, потому что мы учим немецкий и смотрим немецкие песенки для деткй, где в подборке есть одна, обыгрывают эту сказку, я обычно перематываю, но видимо пропустила или хватает кусочков, дочь знает злую бабушку уже.
23.08.2017
Тоже думала над этим)), чуть с другой стороны.
23.08.2017
конечно в каждом домике свои гномики... но, во-первых,своего собственного ребенка Мария Монтессори отдала на воспитание к дальним родственникам. во-вторых, работала она с умственно отсталыми детьми. Для меня лично такой педагог не может быть ориентиром (у меня мать воспитатель со стажем, за весь стаж никто в дет.саду не применял эту методику, не было супер результатов) фантазии вещь опасная....с таким подходом Вам вообще лучше ничего не читать, а самой рассказывать ребенку собственные истории. что же будет, когда Вы столкнетесь со сказками типа Крошечка-Хаврошечка, Баба-Яга (когда мать умирает и оставляет дочке куколку, которую надо кормить, а она все делает за девочку), Финист ясный сокол, который прилетает к девице по ночам....да все, что угодно....список можно продолжать телевизор тоже придется выбросить, и к другим детям не пускать, или проводить строгий отбор среди друзей: дети могут еще играть в подобные истории, ужас ведь))))
23.08.2017
Согласна! Я тоже не считаю Монтессори достойным примером, да и методика её не скажу, чтобы была удачной (гениев вырастить не получается почему-то). Что о до сказок, так проблема тоже вроде как надуманная. Ну не будете вы читать их своему чаду, станете растить на "добре и справедливости", а что потом? Как же жестокая реальность с которой он сам столкнется уже на стадии детсад, ну в крайнем случае школы? Не вижу смысла в подобных переживания и ограничениях. Да и сказки у нас весьма мудрые, пусть и не все, но большинство точно. Мой ребёнок в 1.9 г. слушает с удовольствием и Теремок и Колобок и Рябу.
29.08.2017
Монтессори не является методикой для выращивания гениев, однако помогает развитию самостоятельности, аккуратности и мелкой моторики. Принцы Гарри и Уильям воспитывались в рамках методики, для меня это авторитет. Получилось ли у вас вырастить гения другой методике? Посоветуйте, очень интересно. По поводу того , что Мария отдала сына- это были жестокие издержки времени, ее это не оправдывает, конечно, в моих глазах тоже. Позднее они с сыном работали вместе над методикой. То что она разработана для деток с отставанием меня лично не оскорбляет, на сегодня история использования со здоровыми малышами достаточно богата. Если вас интересуют гении мои детки говорят на 4х языках, мне кажется не плохо, и да в числе прочего спасибо мелкой моторике. Сказки мы не исключаем, речь идёт про элементы убийства и по моему мнению их иррелевантность в современном мире и непригодность для чтения пока ребёнок не осознаёт, что это не нормально, пока впитывает прямиком на подсознание.
30.08.2017
У меня такие же чувства. Я считаю, что большинство народных сказок для фольклористов и этнографов, но никак не для детей. Чуковского я почти не читаю. В Мухе - Цокотухе пропускаю всё красочное описание издевательств над мухой и пауку комарик не "голову срубает", а "быстро прогоняет". Коряво, но без жестокости... А какие сказки Вы читаете детям? Могу Бобо посоветовать для детей. Мои любят, добрая книжка.
23.08.2017
Спасибо за совет, я вот так на вскидку советую про Серёжу Оксаны Стази Вечером сделаю пост где попрошу наших активных комментаторов добавить своё адекватное сказочное:)
23.08.2017
Да уж, Бобр взамен Чуковского....что же за поколение вырастет...
23.08.2017
мне кажется Бобо и чуковский прекрасно уживаются на одной книжной полке, но никак не замещают друг друга. они о разном
23.08.2017
Совет там был чем заменить Чуковского и подобную " страшную " литературу. Поэтому и пишу, что уровень литературный разный.
23.08.2017
Тогда и в школе всю литературу заменить, там ужас-ужасный. Дети изучают Лермонтова, Гоголя, Пушкина, Толстого, Карамзина, Шолохова, Достоевского - сплошной разврат и убийства... На вскидку, автор поста вспоминала басни Крылова, их тоже нельзя читать, волк "в темный лес ягненка уволок", или вот "волк на псарне" - там неплохо написано про "снять шкуру"...А заменить можно розовыми пони и историями из жизни.
23.08.2017
Комментарий удален
23.08.2017
Басни я не вспоминала, речь о литературе для детей 1-3г, где есть элементы жестокости и насколько это целесообразно. нет желания ограждать всю жизнь, есть вопрос нафига про жестокость в 3года. Опять же я имею право и на мнение и на сомнение и на вопрос.
23.08.2017
Вы путаете понятия, давайте определимся, жестокость - это цитирую "психологическая черта, выражающаяся в ПОЛУЧЕНИИ УДОВОЛЬСТВИЯ от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом". Пример: если вы убьете комара, который вас укусил, это не жестокость, но если вы специально ловите его, отрываете крылышки, лапки, смотрите, как он мучается и получаете от этого удовольствие - то да, это жестоко. Или другой пример, когда врач вправляет человеку перелом это необходимость (даже если при этом испытываешь боль), но специальное причинение боли уже садизм и жестокость. Так же и в сказках, отрубание головы - это наказание за злодеяния, причем наказание не конкретного персонажа Васи, а героя, который олицетворяет зло, положительным героем (которому, возможно, и не особо хочется кого-то убивать), то есть как бы уничтожается архетип зла, выгоните его из сказки - зло останется в мире, как то так. А если заняться перевоспитанием, то оно уже не будет злом....детям вряд ли важно осознавать, что жизнь имеет множество оттенков и не все так однозначно, это приходит в более старшем возрасте. Так же и смерть не есть синоним жестокости, разве нет? Это естественное явление, как и жизнь, без одного не существует другого, поэтому не понимаю, почему нельзя читать истории, где дедушка с бабушкой жили, а потом умерли. По мне, ограждение от этого формирует у детей равнодушие к смерти, или как раз несерьезное отношение к ней. Вот вам пример из жизни: лучше я объясню своему ребенку, что если я заведу ему животное, и он не будет его кормить, то животное умрет, чем допускать подобное, а потом ходить и искать замену, только чтобы не было "психологической травмы".
23.08.2017
Нет, не совсем так. Удовольствие от причинения боли- это садизм. Эксперименты фашистов, тестирование на животных - жестокость, сталинский режим - жестокость, убийство китов - жестокость, смертная казнь- жестокость( хотя это сложный вопрос), но это движение совсременной мысли. В масштабах ребенка зло- забрали лопатку, не купили конфетку, справедливо физически ответить? Я уже писала, что предпочла бы выгонять злых персонажей из сказки, чтобы больше никому не могли бы навредить, это подсознательной бы учило ребёнка устранять негативный объект , а не устраивать физическую расправу. НО! Это все честно говоря именно сегодня так, завтра мы сможем обсудить такие вещи, пока мне кажется совершенно не адекватным. Как показывать такое в мультиках. Вот прям так и показывать как написано, как тут говорят не акцентируя внимания. Допустимо? Для меня нет. Так и в литературе до детей , которые вчера грудь ещё сосали.
23.08.2017
К последнему. И колобка и козлят и шапку и еще кучу др сказок читали. Только это не помогает . Никак это не влияет на отношение ребенка к смерти и ничего не дает. Даже если в 2 года скажете ребенку, что его дедушка умер он не поймет. Он все равно будет его ждать и вспоминать. Только через 5 (!) месяцев после случившегося ребенок сказал: " мама, а деды больше нет".... Он не сказал умер. Так что все это ерунда. Много от восприятия ребенком сюжетов зависит. Но для 3-х лет очень рано многое. Вот и все.
25.08.2017
А если не поймёт, чего переживать так тогда, о том и речь. Для ребёнка смерть абстрактное понятие, и разница в восприятии сказки ребёнком и взрослым определённо есть.
25.08.2017
Я к тому что автор права. Некоторые сказки рано читать. И польза от них под вопросом. Ни мне ни ребенку эти сказки не помогли в реальной жизни. Ничего плохого не произойдет, если автор эти сказки прочитает через год или два. Слишком большое значение некоторые этому придают. А по поводу переживать....жизнь это не сказка. Это пережИть нужно. А не переживать точно не получится.
25.08.2017
Честно говоря, даже этот момент меня смущает. Я много ребенку читаю о природе, об экологии на понятном уровне, о пользе всех живых существ без исключения. Книг 30-40 у нас исключительно с описанием экосистем, флоры, фауны - и виммельбухи, и энциклопедии, и русскоязычные авторы - Бианки, Чарушин. В нашей семье очень трепетное отношение к животным; пауков, бабочек, пчел и ос мы не убиваем, а выносим в сад. И это не новомодный тренд, так делали мои родители и дед, который и привил мне любовь к животным. Конечно, я читаю и другие книги. И, конечно, советскую детскую классику - Маршака, Михалкова, Барто, Токмакову (опять таки очень много ее поэзии о природе). Чуковского только я не очень люблю и не всё читаю. Но ритмика сыну у Чуковского очень нравится. Ваш комментарий по поводу классики - Толстого, Достоевского я нахожу чуть ли не противоречащим. Во-первых, их читают не в три года, а на 10-15 лет позже, всему же своё время. Во-вторых это не "народные сказки", где четкое примитивное разделение на зло/добро и каждый получает по заслугам. Это литература изначально написанная для взрослых. Бобо я привела в пример, т.к. это идеальная книга для детей маленького возраста, а у автора, как и у меня дети с небольшой разницей и очень удобно иметь книги, которые можно читать сразу двум. Поколение нормальное, социально адаптированное к своему окружению. Мы ведь в несколько другой культурной среде растем, большинство детей у нас не смотрят телевизор, не имеют свободного доступа в Интернет, не играют в компьютерные игры до подросткового возраста, нет у них игрушечного оружия и игры очень мирные, драки не поощряются. Хотя не знаю, мы часто гостим у мамы в Киеве, иногда у друзей в Питере и Москве, я читаю посты тут. И очень много мам с детьми такого же возраста, как мои со сходным подходом.
23.08.2017
Вы меня не совсем правильно поняли, я к чему вела, в сказке муха - это не муха, а существо, попавшее в беду, беззащитная девушка, которую все бросили, когда ей нужна была помощь, комар - это герой, который её спасает, не боится противостоять злу (в лице паука). Да взять любую сказку, в основном герои представляют там образы, воплощение каких то человеческих качеств - глупость, жадность, хитрость, и побеждают именно эти качества, а не конкретного "злого волка", потому что в реальности волк - животное, которому человеческие качества вообще чужды, в жизни лиса или волк и другие животные руководствуются инстинктами. Для того, чтобы это понять, существуют книги о природе, того же Чарушина и Бианки, которых вы привели в пример, но это не сказки, поэтому в книгах о природе не должно быть добра и зла. Не бывает "злых сов, которые едят бедненьких беззащитных мышек", или "хитрых лисов, которые заметают следы хвостом" - это инстинкт, приобретенный в процессе эволюции, а не хитрость, или "трусливых зайцев", потому что убегать и прятаться от хищника, это не трусость, а залог выживания. Про выдуманных персонажей, вроде колобка, тоже можно порассуждать. Да, изначально сказка основана на мифе о фазах луны, но постепенно смысл потерялся, и у сказки появились другие функции. К примеру, можно рассказать о том, что не нужно прислушиваться к лести, убегать из дома, можно познакомить в процессе чтения ребенка с теми животными, что колобку встречаются, в процессе чтения обогащается словарный запас, ребенку может просто нравиться эта сказка вообще без всякой причины и подоплёки и объяснения её смысла - у меня вот так, дочка просит почитать колобка, ритмика песенки может нравится и повторы, и я её не считаю нужным грузить тем, что вот в конце там "колобка с особой жестокостью лиса разорвала на куски, заживо сожрала, медленно пережевав все его внутренние органы (кстати, интересно, есть у булки какие-то органы?) зубами, острыми как бритва, при этом его кровь стекала у лисы из пасти, а она хищно облизывалась и хохотала злобным голосом, слушая вопли бедного маленького колобочка, и никто не пришел ему на помощь" - вот это жестокое описание - улавливаете разницу? А от "ам и съела" дети многие смеются, наверное, у них всех психологические проблемы и вырастут маньяками. Далее - классика бывает разная, сказки - это классика, которая читается в младшем возрасте, и имеет примерно ту же структуру, что и для подростков, а именно, в любом произведении должен быть конфликт - примитивно добра и зла, либо борьба к примеру со своими негативными качествами, либо ситуация, в которых некие качества проявляются, иначе произведение ни о чем не заставляет задуматься.
23.08.2017
Теперь я Вас поняла. Это я понимаю аллегорию мухи - девицы, но не ребенок в 3 года. Да и в окружении трехлетнего карапуза "злых злодеев" понятное дело нет, а абстрактные вещи пока трудно воспринимаются. Это уже в старшем возрасте они понимают, что кроме повседневных вещей, которые можно потрогать, есть еще "давным-давно" и "в тридесятом царстве-тридевятом государстве". Конечно, с Колобком или без Колобка никто маньяком не станет. Я не читаю то, что не нравится мне и сыну, без особой педагогической и психологической подоплеки. Ведь много других хороших книг. Того же Колобка читаем в одной из немецких версий, где Колобок (у них толстый жирный блин) встретил трех сирот и дал им себя съесть.
23.08.2017
+1000
25.08.2017
Честно говоря, всегда меня поражал такой подход. А давайте глубже проанализируем, мухи и комары - разносчики заразы, пауки - полезные существа, которые их уничтожают, а в сказке Чуковского паук злодей и вообще все с ног на голову. Но, возможно, на то она и сказка, ребенку интересно, это не значит, что он все воспринимает буквально....И вы, видимо, никогда не читали "красочного описания издевательств", чтобы говорить о них в мухе-цокотухе. Про современных "добрых" детских авторов, с глубоким знанием детской психологии лучше промолчу я, вероятно, сейчас модно читать про детей, которые сначала бьют волка битой, а потом проводят ему сеанс психоанализа, никакого тебе убийства, да, сплошной глубокий смысл.
23.08.2017
Сказки Афанасьева яркое подтверждение Ваших слов. Муж вырос на этой книге. Я же познакомилась с этим "Гримм" после его просьбы купить воспоминание детства. О чем пожалела. Колобок, 7 козлят и др сказки после этой книги кажутся шедеврами добра. Я наотрез отказалась читать это ребенку в 2 и 8. Я примерно тоже самое почувствовала, что и автор поста. И книгу эту я выбросила. Сразу скажу, что это единственный раз, когда я прям избавилась (выкинула) книгу. Тк я это читать своему ребенку не буду в любом возрасте.
25.08.2017
Не для 2-3леток это)) В 5 - самый раз и то избирательной, и не каждому ребенку. Я Вале зареклась читать сборник с Коровиным (Терешечка, Морозко и Аленушка в жестком варианте, с описанием пыток ведьмы) - один раз читала и прямо чувствовала, что не надо ему. И никому не читала всех этих "лубяных избушек". А вот у старшего к братьям Гримм непроходящая любовь, и жестокости воспринимаются в контексте сюжета, их и незаметно.
26.08.2017
Согласна. На все 100%.
26.08.2017
Простите, но для меня наследники Британской короны не авторитет. Что до Ваших доводов, то вполне допускаю, что Вам кажется полезной и даже нужной методика Марии. Я в ней не увидела ничего такого, что могло бы конкретно повлиять на развитие ребёнка. Перёд глазами пример детей, обоим по 5 лет. Одна занимается с плёнок по Монтессори, второй знать не знает, что это. И увы, но именно второй ребёнок, обделенный ранним развитием по М, умеет читать, говорит на 2х ин.яз. Другой пример - я, уж извините, не удержусь. Мной так вообще толком никто не занимался, ясли в годик и вперёд в счастливое советское детство. Говорю на 4 языках, изучаю 5й и 6й. Я не говорю о том, что образование не важно, просто не считаю, что ранние развитие по М творит невозможное и без него никуда.
30.08.2017
Вы ведь понимаете, что нерелевантно судить по методике сравнивая двух детей. Мы ведь занимаемся ранним развитием не с целью сделать ребёнка лучше других, но лучшей версией себя, чтобы им было с самими собой комфортнее, чтобы они знали себя и свои возможности. а то что полиглоты возможны и без монтессори и так понятно. У методики другой посыл, это если в деталях низкие крючки для полотенец и верхней одежды, своя тряпочка протереть стол и своя для обуви, самостоятельность в быту, это открытые полки с игрушками, которые убираются ребёнком обратно, доступ К творческим материалам, деревянные игрушки и камни/шишки/песок/крупы, все что принадлежит к природному миру, дышит, помогает понять свойства. Однако я говорю из опыта до 3х лет, дальше многого интересного и по математике и по письму и чтению, упражнения практической жизни усложняются. В иг много мам кто практикует, это просто увлекательно. Вы кстати ребёнка языкам придеставили/планируете? У нас есть классный чат для мам полиглотов/билингв, много инфо и поддержки
30.08.2017
Буду благодарна за ссылку на чат. Ребёнка пока учу только 1 ин языку. В целом, что касается обучения детей языкам, то считаю самым лучшим методом, погружение в среду. Именно "живой язык" усваивается лучше всего.
30.08.2017
Нет, я не практикую активно методику Монтессори. Я не люблю жестокость не по каким-то идеологическим соображениям, и в очень малой мере по психологическим и педагогическим причинам. Просто мне неприятно, а сыну это странно и поэтому страшно. Недавно я поняла, что мой ребенок не знает что такое танки и война, но знает как выглядят зорянка и крапивник. Потому что в саду у нас кормушки для птиц. А танки он не видит нигде. Так же он не видит явной жестокости и агрессии в повседневной жизни. Ну не угрожают тараканы и прочие злодеи скушать чьих-то деток, не заводят родители голодных детей в лес, в печь ведьм не сажают. Это в наши дни совершенно абстрактные вещи и он только начинает понимать, что есть что-то, что нельзя увидеть, что есть "раньше" и "далеко". Мой ребенок не растёт тепличным, он не многим отличается от своих сверстников. Про Монтессори, хотя к книгам не имеет отношения. Сын ходит в хороший обычный сад в Германии. Мы много думали над Вальдорофской системой, над Монтессори, хотели в их сад отдать, но передумали. У нас все сады имеют в основе идеи педагогов - реформаторов, идеи Монтессори включительно. Сейчас это не оторванные от всей педагогики теории и методы. Реформаторы сделали огромный вклад в педагогику, но их идеям сто лет в обед. За сто лет на их основе уже выросли новые методы, что-то отбросили, что-то развили. Пару книг о методике Монтессори у меня есть, многое нравится, но в целом нет системного подхода. Школы Монтессори, конечно, классные. Среднестатистически дети там успешные. Но очень трудно сказать это сугубо методика или просто дети из хороших семей туда ходят и естественно у образованных родителей и дети образованные. Лично я знаю, несколько уже взрослых выпускников с ограниченными возможностями (гипоксия в родах, ДЦП) и люди имеют профессии и очень хорошо адаптированны к жизни в обществе.
30.08.2017
Чтобы понять Русские сказки, нужно иметь представление о понимании мироустройства людьми того времени. Поищите лекции Софьи Агранович на ютубе, я вконтакте случайно нашла, очень познавательно. Например, сказка про курочку рыбу - ну бред :)), но это на самом деле " огрызок" мифа. Золото -символ подземного царства и получив такой привет , старики конечно расстроились. Зная это и полную версию , что символизирует мышь , становится все на свои места и понятным. Даже не ради чтения сказок ребенку, просто для себя послушайте. Про Чуковского интересна книга Лидии Чуковской "Память детства", она небольшая, будет время- почитайте.
22.08.2017
Хорошо, Курочка Ряба - огрызок мифа. Но зачем этот огрызок читать малолетним детям? :)
22.08.2017
Откуда ж я знаю... Мы и сказки-то особо не читали, потом мне педагог озвучила версию, что сказки о ЛЮДЯХ (не животных) важны для развития эмоционального интеллекта. Хотя о людях мы читали ту же "Марусю", Носова и пр.
22.08.2017
потому что сказка, хорошо адаптирована русским педагогом Ушинским, текст легко учится наизусть, идет развитие речи. дети ее инсценируют, перессказывают. аналогично и Колобок-уже давно причесан педагогами в плане речи
23.08.2017
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Тайна Сан Ваныча Русе Лагеркранц "Моя счастливая жизнь"