"Рассказы про Антона", или по следам недавней дискуссии...
дошкольникамНедавно в сообществе обсуждалась тема, насколько актуальны советские переиздания, и мне захотелось рассказать о трех "старых" и трех новых книгах, которые мне нравятся, тем более "материал" есть. Все книги будут очень разные и по возрасту, и по объему, и по тематике.Первой будут три рассказа о переизданиях, и сегодня - о книге "Рассказы про Антона" Руфи Зерновой (изд-во Речь, серия "Такое разное детство").
Дашу (нам пять с половиной почти) сейчас больше всего на свете интересуют книги про детей. Читаем и сказки, конечно, и вообще другие книги, но книги про детей вызывают наибольшее количество вопросов и эмоций. Их чаще всего перечитываем. Поэтому аккуратно покупаю (или берём в библиотеке) книжки, в которых речь идёт о детях нашего возраста.

Герой книги - шестилетний Антон. Книжечка сравнительно небольшая по объему, состоит из коротких рассказов. Тема - повседневная жизнь детей (то что надо! В книжечке рассказывается о том, почему Антон сначала не хотел ходить в детский сад, а потом пошёл (друг появился - ответственность), о том, что лучше бы не делать то, что запрещают взрослые (уходить далеко и прыгать в незнакомые ямы), о жизни на даче, о том, как дети учатся делиться (велосипедами - всё лето делили самокаты да велосипеды). Понравился момент, когда Антон увидел красивое - солнышко в капельке росы. Мальчик прислушивается в разговорам взрослых, слышит песни геологов (нашла я эту "Принцессу Беренику" - Александр Городницкий) и учится ответственности, ведь скоро в школу, а в школу нужно вставать рано, если хочешь стать первоклассником.



Хорошая книжка. Рядом с ребёнком - мудрые, понимающие взрослые, занятые своими делами, но когда нужно, они - рядом.
С дочкой прочитали за один присест перед сном. Даше книга понравилась (не понравилась бы - не просила читать дальше, как порой бывает).
Возраст - 4-6 лет. На мой взгляд.
Будем ли перечитывать? Не знаю Мне кажется, что вряд ли. Во-первых, мы очень много читаем, вернее, слушаем, и многие другие книги задевают эмоциально гораздо сильнее, Во-вторых, объем небольшой, вроде за один раз всё обсудили, извлекли... А в-третьих, у меня вечный вопрос, предлагать ли новые замечательные книги (то есть ставить на полку, где Даша сама их видит, либо просто брать в руки перед сном и начинать читать.) Решаю я этот вопрос всегда по-разному по принципу "как придётся".
Почему эту книгу я называю хорошим переизданием (в моём понимании)? 1) В ней нет Ленина и праздника 7 ноября. Ну вот мне сложно объяснить эти понятия, потому что девочка у меня придирчивая и любознательная, и сразу будут вопросы, ответы на которые вызовут другие вопросы, а поскольку наша действительность весьма противоречива, но в конце концов я стану в тупик ("Мама, а почему плохим людям памятники ставят?") Поэтому на данном этапе предпочитаю книги без большевистских реалий, далее уже можно будет объяснить.
2) Просто хорошая книга о ребёнке - его мыслях, чувствах, переживаниях. У меня так было, именно так ("Почему меня не взяли на.../в...?")
3) Сугубо советских воспитательных моментов вроде "Сейчас дядя милиционер тебя заберет" я не заметила. Подруге, которая читала книгу с сыном, не понравился эпизод в детском саду, когда хулигана в группе называют по фамилии, и когда проходящий мимо человек (учитель) говорит:
- Здравствуйте, Наталья Николаевна! Вон у вас как много детей! Давайте я кого-нибудь себе заберу. Девочку или мальчика.
- Девочку я вам не отдам, - сказала Наталья Николаевна. - А вот парочку мальчиков - пожалуйста. Тимулина и Антона. Вот этих двоих озорников.
Тимулин ткнул Антона в бок. У того сделалось растерянное лицо.
Антон понимал, что воспитательница их не отдаст, но почему-то обеспокоился, и у него затряслась нижняя губа. А Люба Маранц вдруг громко заплакала.
Меня это с моей неприязнью к уличным теткам и бабкам, которые то и дело мою плачущую Дарью хотели "забрать" (было дело) почему-то не задело. Дашу - тоже, она в сад ходит, не без удовольствия, все эти реалии уже знает и понимает, что к чему.
А вообще в книгах прошлых лет мне сложнее объяснять, почему дети в юном возрасте сами везде ходят и дома одни остаются. Общество прогрессирует )
Книга в