Дневник читателя в 3г.11м. Февраль
дневник читателя
Высокая стопочка, хотя читалось всё это, конечно, не в полном объёме.
Так. С чего бы начать? Начну, пожалуй, со сказок.

"Муха-певуха" - подарок нам от Лены. Фотографировала при довольно пасмурном освещении и без вспышки, поэтому фотография не способна передать всю яркость и сочность обложки. Читали мы, читали книгу. Спрашиваю: "Что тебе больше всего понравилось?" Прикидываю, какую сказку назовёт сын. "Вот это", отвечает Саня, любовно поглаживая тканевый зелёный корешок. Ну, я с ним солидарна :) Хотя мы с сыном ни разу не кинестетики, а, скорее, аудиалы, оформлена книга так, что просто глаз радуется. Качество печати иллюстраций тоже прекрасное, ничего не размыто.
Сын начинает чтение с 2 любимых сказок - "Муха-певуха" (аналог "Теремка" и "Рукавички") и "Почему барсук и лиса в норах живут".

Сказки братьев Гримм нравятся только те, в которых есть элемент лихости. Скажем, "Горшок каши" в эту категорию не входит, поэтому сын старается её игнорировать. Из двух сборников в этом месяце читались только две сказки, зато обе - самые любимые. Это "Бременские музыканты" в двух обработках и "Храбрый портной".


Смотрите, какие страшные разбойники. Но Саня не боится. 
Ещё сказки-сказочные повести. 
"Подарок для Снегурочки" почитали ещё. Наверное, в этом месяце уберу до следующего Нового года.
Познакомились с "Доктором Айболитом". Книга разбита на главы, но повествование очень простое. Динамичное, при этом легко следить за сюжетом. Саня переживал, как бы герои навсегда не остались в тюрьме. Поиграл какое-то время. Но явно надо читать ещё и перечитывать. Читали меньше, чем я думала. У нас совсем бюджетное издание из "фикс-прайса". Листы тоненькие, даже кое-где просвечивают на месте иллюстраций, но в общем и целом нам достаточно. Хотя я не хочу видеть иллюстрации Чижикова во всех книгах без разбору и не являюсь его горячим поклонником, здесь он мне нравится. Отрадно, что художник не забывает изобразить всех персонажей, которые упоминаются на данный момент.

Валько со своими "Сказками волшебного леса" хорошо вписался в нашу библиотеку. При этом, скажем, новогодняя история, ради которой в первую очередь и затевалась покупка, у Сани не пользуется популярностью совершенно. В этом месяце опять же перечитывалось любимое - "По следам великана" и "Лесной воришка" - обе "детективные" истории (в кавычках, потому что "детектив" там ну очень простой).

О детях читаем одно и то же. Не хватает тут ещё толстенной книги Носова, которую мы увезли к бабушке и которую они там штудируют в прямом смысле от "корки до корки" - от рассказов до "Весёлой семейки" и "Вити Малеева". Приезжаю как-то, смотрю: посреди зала стоит игрушечный домик-палатка. Спрашиваю, зачем притащили домик именно сюда. Получаю ответ, что это - не домик, а улей, а Саня играет в разведение пчёл как Коля Синицын. 
В "Ура, за Зденеком!" уже по сложившейся традиции перечитывали главы про соседа Франтишека. Очень Саньке нравится этот придумыватель загадок. А в книге "Внучек Ваня" Саня попросил перечитать несколько рассказов из главы "Неделька": "только про лося и пчёл не надо". Что ж, читали про то, как Ваня подрался, чтобы не дать мальчишке тронуть птичье гнездо и про то, как отец возил Ваню смотреть оросительную систему.

Познавательная литература в этом месяце была представлена этими книгами. 
Я стараюсь добавлять рассказы о природе. Приходится соблюдать баланс между интересным и познавательным. А ещё, оказывается, многое зависит от чтеца: с бабушкой, к примеру, Саня отказывается читать эти книги. Мама так и сказала: "Забери. Будешь читать сама. У меня не слушает". А у меня сам просит. Так что читали мы с ним в этом месяце два цикла сказок. Сказки про Мушонка и его друзей в основном о насекомых, их жизни, повадках. Есть 1 сказка о повадках зайца. А цикл "Обыкновенные чудеса" - о деревьях. В этой книге иллюстраций нет, так что просто покажу содержание. Для меня рассказы-сказки Юрия Дмитриева идеальны в плане пропорции "познавательность-развлечение".
А вот энциклопедию о насекомых, к моему изумлению, они долго рассматривали и обсуждали. Книгу нам подарили, но она нам никак не подходит по возрасту. Вообще-то это даже не энциклопедия, в этакий справочник мира насекомых. С классификациями и трудным текстом. Мама моя отрапортовала, что книгу они изучили и всё-всё рассмотрели. Сане было интересно. Картинки и правда увлекательные. То есть как полагается: меня от них передёргивает. Но раз хотят - пусть изучают.

Книги про автомобили не убираются в принципе. А ещё Саня собирает вырезки из журналов про автомобили (никуда не клеит, просто складывает в коробку из-под обуви) и просит периодически купить автомобильные журналы. Взрослые, конечно. Те, что автолюбителей печатаются. Сидит, листает их потом. Есть у нас целые, которые не пошли на вырезки.
Прибыла у нас тут новая книга про "Транспорт". Лиза, спасибо тебе ещё раз! Мы её изучаем и будем продолжать. Смахивает вроде бы на комикс, но при этом информации много. 
Новая энциклопедия про историю транспорта надоумила нас на прослушивание первой энциклопедии с Чевостиком - про транспорт. Да, рано. Но Саня слушал очень внимательно. Спрашивала после каждой части, продолжать ли. И получала ответ, что продолжать. В итоге два раза слушали. Теперь активно играем во "времяскок". А вот про насекомых энциклопедия не пошла, хотя Саня сам просил. Где-то на середине устал и сказал, что потом дослушаем. Покажу книгу поближе.

Кое-что Саня читал сам. На некоторых страницах введены новые термины типа "рикша", "каравелла". Саня кричал: "ты не читай пока, я сейчас прочитаю всё, что красным/жёлтым написано". Читал и небольшие заметки на 2 строчки вместе со мной.
А вот на этой странице - информация о Лайке и Гагарине. Правда, крупным планом всё-таки собака, а не Гагарин :) 
А здесь я быстренько закрыла текст рукой и спросила: "Знакомый самолёт?" "Знакомый" "А кто его сделал?" "Не помню". "Братья. Ты помнишь, как братьев звали?" Жду ответа "Райт", а получаю: "Уилбур и Орвил". Между прочим, не придерёшься. Братьев Райт действительно звали Уилбур и Орвил. Что сказать, любит сын Мулле Мека. И его истории о разных видах транспорта - тоже. 
Собственно, о Мулле Меке. Мулле Мек - умелый человек и разоритель моего кошелька. Подарила на 23 февраля ребёнку недостающие книги. Пусть радуется. Про мотоцикл понравилась больше, чем про "Буффу, которая моет посуду". Перечитали ещё кое-что из старенького. Не исключено, что и остальные в ближайшие дни перечитаем. Любит сын этого героя. 
Единственный сборник стихов - "Жили-были пони" И.Пивоваровой. Выбранный осознанно сыном. Стихи в сборниках сейчас идут не так хорошо, как раньше. Но что-то ещё читается. Читали любимое. В первую очередь это - "Что случилось утром" - про Тараррама и Бумбарраха (или как там они пишутся?), а ещё слышала, как сын повторяет: "Однажды, однажды Жирафа, однажды, однажды свалилась со шкафа..." Есть ещё любимые стихи, которые читаются и перечитываются.

Тоненьких в этом месяце было совсем чуть-чуть. 
А теперь покажу немного того, что Саня читал сам или почти всё сам. 
Обязательно буду пополнять серию "Я уже большой" от "Нигма". Хорошо читать короткие рассказы.
"Детство" Сурикова выбрала я из-за крупного шрифта. Читали вместе. Кое-какие страницы Саня, кое-какие - я.
"Рассказы в картинках" - тоже совместное чтение. Саня читал все заголовки и подписи к некоторым картинкам. Обсуждали, рассматривали. Саня рассказывал истории.
Как видите, читали немного. У бабушки Саня не читает - мотивации нет. Дома тоже не читал бы. Не трудно, но лень. И аудитория неподходящая - я-то сама читать умею, так зачем мне читать? Выход нашёлся - я-не мама, а Медведь-лакомка, неграмотный абсолютно. Саня - Заяц-рыцарь, грамотный и умный. Саня сам рвётся просвещать "медведя". "Четыре желания" была тоже прочитана в рамках программы по просвещению неграмотного населения квартиры :)
Потрясающей красоты иллюстрации Устинова на каждое время года. Мало текста на странице, шрифт достаточно крупный. История простая. Годится для чтения и пересказа. Смысл такой: мальчик Митя веселится зимой и прибегает к отцу со словами, что зима - лучше всех, и он хотел бы, чтобы зима была всё время. Отец предлагает Мите записать своё желание в записную книжку. Схожая картина весной и летом. А когда Митя приходит к отцу осенью со словами, что хорошо бы осень никогда не заканчивалась, отец показывает Мите записи, в которых он то же самое говорит о зиме, о весне и о лете. Саня мне пересказывал, что Митя делал в каждое время года и объяснял, почему книга называется "Четыре желания". Покажу иллюстрации. Каждое новое время года предваряет полностраничная иллюстрация.

Ещё книги, которые почти никогда не убираются. Опять же Саня обожает читать их "медведю". Текст там ещё сложный, а заголовки Саня выучил уже наизусть. Однако же польза в этих энциклопедиях несомненная и значительная - как минимум картины Ван Гога Саня уже узнаёт. Знает, что вот это - "Ветка цветущего миндаля", вот эта - "Оливковая роща" и т.д. 
Так что Саня практически самостоятельно учит животных, деревья, без конца повторяет птиц.

К слову, узнаёт Саня не только Ван Гога...Слышали бы вы, каким назидательным тоном Саня сообщает мне: "Смотри, медведь, это очень знаменитая картина. На ней твои родственники. Называется "Утро в сосновом лесу".
Спасибо за внимание! Наверное, я осилю чуть позже ещё один читательский дневник, уже не наш личный.