Конкурс от издательства "Антология" «ЛЕГЕНДЫ ГЛАСЯТ…».

Кандалакша - древнейшее поселение на Кольском полуострове. Первое упоминание о ней датируется 1517 годом в указных грамотах великого князя Василия III, адресованных сборщикам дани в Лопской земле. За многовековую историю сохранились легенды, связанные с историческими событиями и с удивительной природой здешних мест. Связанны они с рекой Нивой и горой Крестовой. На берегах реки Нива стоит город Кандалакша. Длинна реки чуть больше 30 км. На реке Нива действует каскад трёх гидроэлектростанций, одна из которых подземная. Согласно древней легенде «… река Нива образовалась из столба лунных лучей, упавших однажды в осеннюю ночь на землю». (Легенду о реке Нива проиллюстрировал кандалакшский художник Павел Забудько). Крестовая гора расположена в Крестовой тундре в 2 км от города. Абсолютная высота её 320 м. В XVI - XVIII вв. - место расположения Кандалакшского монастыря. «Старики говаривали, когды мальчишком был, что в Кандалакше было в давни времена такое наводненье, што всю гору сняло, покрыло то есть. А когды вода сошла - видят народ: лежит поперек горы кит. На мели, значит, остался. Много десятков лет его костье, говорят, на горе лежало. Многие видали и рассказывали... А потом уж на самой верхушке ее крест поставили, потому и названье ей - Крестовая». Легенды эти описаны в книге этнографа Натальи Колпаковой «Терский берег» (Вологда: Сев. обл. изд-во, 1937). В неё она поместила и записки своего деда Сергея Павловича Колпакова (чиновник Петербургского комитета помощи поморам Русского Севера), которые он сделал во время посещения Кандалакши, Умбы, Варзуги и других деревень Терского берега в 1895-1896 годах.
24.04.2018
Есть недалеко от нашей деревни лощина, называется Парамоновская, а история у нее такая... В далеком 1919 году белогвардейская армия генерала Колчака перешла в наступление и, имея большое численное превосходство, прорвала фронт. К 15 апреля передовые части белых находились в 100 км от Самары и в 150 км от Симбирска. Партия большевиков бросила клич: «Все на борьбу с Колчаком!» Стали формироваться рабочие полки. В Симбирске, в школе, где учился В.И. Ленин, из комсомольцев, многим из которых не исполнилось еще и 16 лет, был сформирован взвод, который вошел в состав рабочего полка. Командиром был назначен опытный руководитель красногвардейских и партизанских отрядов, уездный коммисар Иван Сергеевич Космовский. По приказу М.В. Фрунзе полк был направлен в район Бузулука и вошел в 3 бригаду 49 дивизии 1 армии, получив наименование «439 полк». 10 июня полк занял поселок Царь-Никольское и вышел к хутору Парамонов (существовал до 1920г,) Сосед справа - 440-й полк занял поселок Соболево. Между полками образовался разрыв. Узнав об этом, белогвардейцы решили разгромить полки поодиночке. Белоказаки окружили Парамонов с трех сторон. Сильно пересеченная местность - балки, овраги, способствовала этому. Завязался жестокий бой. По численности белогвардейцев было в три раза больше. Космовского ранили в ногу, но он продолжал руководить боем, второе ранение оказалось смертельным. Уже мертвого его на куски изрубили белоказаки. Ивану Сергеевичу Космовскому тогда было 24 года. Бой длился 20 часов. Красноармейцы не сдавались, хотя полк потерял треть всего личного состава и половину командного. В самую критическую минуту с левого фланга по белогвардейцам неожиданно ударил пришедший на помощь Оренбургский красный казачий полк. После страшной рубки враг был опрокинут, и стал постепенно отходить. Командира И.С. Космовского и погибших бойцов похоронили в братской могиле. За самоотверженные бои на Восточном фронте и, в частности за бои под хутором Парамоново, 1-й Симбирский полк был награжден Почетным Революционным знаменем. На месте сожженного хутора Парамонов стоит стела, а в поселке «Рубежинский» в честь героев - симбирцев воздвигнут обелиск. В музее Рубежинской школы собраны материалы об этом событии, воспоминания очевидцев. На открытие обелиска в п. Рубежинский приезжала дочь И.С. Космовского - Зоя Ивановна. Учителем Рубежинской средней школы - Саковой Лией Ивановной и её учениками велась переписка с участниками боя при хуторе Парамонов, а также велись раскопки на месте событий. Найденные гильзы, пулеметные ленты и другие находки можно увидеть в музее Рубежинской средней школы.А в нашей библиотеке есть письма, воспоминания и фотографии участников этого сражения, в 2019 году ему исполнится сто лет…До сих пор на поле находят гильзы … В библиотеку их приносят трактористы, которые весной пашут это поле… Каждый год в библиотеке проводятся мероприятия, посвященные этому событию… что бы помнили, почему лощина носит такое название…
24.04.2018
Оренбургская область, Первомайский район, поселок Рубежинский, Рубежинская сельская библиотека
24.04.2018
Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь Святая Троица, в честь ее близ города Нерехты на древнем городище, которое местные жители называли Сыпаново на берегу речки Гридевки в середине XIV века, был основан монастырь. Судя по всему, это был второй Троицкий монастырь на Руси после Троицы Сергия Радонежского. Основатель обители, преподобный Пахомий, уроженец Владимира, сын священника, принял монашество, затем служил настоятелем Константино-Еленинской обители. Из этого монастыря с несколькими учениками преподобный Пахомий прибыл под Нерехту, где и основал монастырь. После кончины был погребен близ монастыря. Несколько столетий все постройки монастыря были деревянными. Как и вся деревянная Русь, часто горели, затем восстанавливались. Лишь в 70-е годы XVII века было начато строительство в камне. При рытье котлована строители обнаружили мощи святого Пахомия. В связи с этим с южной стороны Троицкого храма в одну связь с церковью был построен придел в честь преподобного Пахомия. Сотни паломников стремятся попасть в Сыпанов монастырь, чтобы поклониться святым мощам целителя и совершить обряд. Не зря окрестности Троице-Сыпанов монастыря в Нерехте зовут Пахомиевой горкой. Предание гласит, что был преподобный Пахомий Нерехтский чудотворцем и великим тружеником. Много лет подряд он собирал здесь землю в монашескую шапку и руками возводил холм. Свой труд праведник завершил 7 веков назад 28 мая. С тех пор рядом с монастырем собираются верующие. Говорят место это святое, и даже само пребывание здесь лечит от всех недугов. Сложилось поверье: кто трижды поднимется на вершину холма и непременно босиком, так поправится его здоровье, целый год будет здоров. Видео
24.04.2018
ВК Напишу о своей малой Родине, где родилась и выросла. Трубчевск Брянской области - один из древнейших городов России. Трубчевск (Трубецк) упоминается в «Родословнике» под 1164 годом («Князь Всеволод сын князя Святослава Ольговича Черниговского в Трубецке…»), а Лаврентьевская летопись свидетельствует, что по велению князя Владимира во второй половине X века «нача ставити городы по Десне и по Встри и по Трубежеви…». Название города происходит от слова «труба», что означает «поселение на протоке». В Древней Руси «трубой» называли речной проток, рукав реки, водосток. В X-XIII веках город назывался Трубеч, со второй половины XIVв., с княжением Гедиминовичей, город получает новое название Трубецк. Литовское наименование города упоминается еще в 1494 году в грамоте польского короля Александра. Через несколько лет появляется название «Трубческ», которое сохраняется до 1644 года и исчезает с изгнанием поляков. В летописях город упоминается, как Трубецк (Ипатьевская летопись), Трубч (Воскресенская летопись) и, наконец, Трубчевск (Никоновская летопись). Дмитрий Ольгердович по прозвищу Трубец стал родоначальником княжеской династии Трубецких (в XIII-XIVвв. земли западной Руси попали под власть Литвы, стал княжить внук литовского князя Гедемина - Дмитрий Ольгердович Трубчевский и Брянский, наследник великого князя литовского Ольгерда.)В нижнем этаже Соборной церкви во имя Живоначальной Троицы находится родовая усыпальница князей Трубецких. У входа в усыпальницу установлен памятный знак с родовым древом рода князей Трубецких. С окрестностей Трубчевска повел на половцев свои дружины Буй-Тур Всеволод Святославович князь Трубчевский и Курский. Исторические события, связанные с этим походом, описаны в литературном произведении Древней Руси «Слово о полку Игореве». На фото памятник Бояну - "соловью старого времени", упоминавшемся в произведении:
23.04.2018
В трех километрах от села Весь Суздальского района Владимирской области есть озеро с необычным названием - Поганое. Озеро манит к себе рыбаков. В его водах водятся щука, окунь, лещ, карась, плотва и др. Не останется без трофея охотник. Перелетные птицы делают остановку около озера. Территория около озера представляет историческую ценность. Здесь археологами найдены несколько селищ, датируемые X- XIIIвеками. А вот само название озера окутано легендой. В народе сохранилось предание, что давным - давно на месте озера было село, другие говорят, что даже монастырь. При нашествии татар на Суздаль, враги бросились грабить храм Господень. Но земля потряслась и все погибли в бездне. Село и храм также обрушились с ними, выступила вода и на этом месте образовалось озеро, прозванное Поганым. Будто бы иногда тела злодеев выплывали на поверхность и заражали воздух смрадом. (Ежегодник Владимирского Губернского статистического комитета / под.ред. К.Тихонравова. - Владимир,1878. - с.98.) Информацию, касающуюся нашего села Весь и округи, читатели сельской библиотеки собирают и бережно хранят в музейном пространстве «Здесь Родины моей начало».
23.04.2018
Подписка на Антологию в вк и фб.
23.04.2018
В маленьком Весьегонске, что расположился в "медвежьем углу" Тверской области на берегу Рыбинского моря, множество легенд. Думаю, что о такой вы ещё не слышали... ЛЕГЕНДА О КРЯКОВОЙ ГОРЕ Небольшая покрытая лесом возвышенность под названием Крякова гора виднеется с большой дороги из г. Весьегонска в деревни Телятино и Дюдиково. Самая таинственная и загадочная легенда (сказание) о Кряковой горе возникла очень давно. В темные ночи над горой можно увидеть свечение, или слабый свет, который исходит как бы из-под земли. Таинственный свет этот идет, по преданию, от свечи или свечей, горящих внутри Кряковой горы. А происходит это якобы потому, что когда-то давным-давно здесь, на горе, стояла церковь, и она по каким-то неведомым причинам ушла под землю вместе с молящимися в ней людьми. Мол, потому-то и горит свеча, но не каждый может ее увидеть, а только человек безгрешный, праведный и истинный христианин. Легенда о Кряковой горе напоминает «Сказание о граде Китеже». Недалеко от этого места проходит дорога, по которой бежали, пытаясь спастись, русские воины после битвы на Сити. Вот как описывает летописец трагическую битву: «Татары пришли к ним на Сить, и была жестокая битва, и победили русских князей. Здесь убит был Великий князь Юрий Всеволодович, внук Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, и убиты были многие воины его». Часть же татарских конников по приказу хана продолжала преследовать разбегавшихся в разные стороны русских воинов». именно через наши места, еще не разоренные к этому времени татарами, бежали на север к Белоозеру спасшиеся от огня и меча люди. Местные крестьяне, надеялись на победу и не покинули родные места. Когда же первые добежавшие русские воины сообщили страшную весть о гибели князя и его войска и о том, что вот-вот примчатся на своих быстрых конях татары, порешили тогда люди предать душу свою господу как истинные христиане. И собрались они все от мала до велика с детьми и женами своими в деревянной церкви на Кряковой горе. Приняли от своего священника покаяние во грехах, причащение и приобщение великих тайн, приготовившись покорно принять свою участь. К сельским земледельцам, их женам и детям присоединились обессиленные воины, добежавшие с Сити и не имевшие сил продолжать путь. Татары же, домчавшиеся на своих быстрых, свежих конях до закрытой изнутри церкви, из которой слышалось молитвенное пение, просто подожгли ее, как они это делали по обыкновению во взятых приступом городах. Из уст в уста, из поколения в поколение передавался рассказ о сгоревших в церкви спасавшихся от татарских мечей людях, пока не превратился он в сказание, из которого ушла самая жестокая правда. И осталась поэтическая легенда о том, как сама церковь с молящимися в ней праведными людьми, а может быть, и по их желанию ушла под землю. И над этим святым местом в темные ночи горит вечная свеча, да не каждый может ее увидеть, а только человек праведный, истинно верующий и ищущий Бога. А затем стали приходить на эту гору и в Троицу, и в ночь на Ивана Купала девушки и парни - заплетать венки, водить хороводы, собирать целебные травы. Были и такие, что клады искали в эту ночь. Но никто не нашел до сих пор и, наверное, не найдет, так как законы Ивана Купала иные - дохристианские, языческие, не те, по которым жили и приняли смерть наши предки - христиане в год страшного нашествия Батыя на земли Русские. Одна (теперь уже умершая) старушка из Арефино рассказывала, что церковь уже как-то начинала выходить из-под земли на Кряковой горе, но пахавший на поле тракторист нечаянно задел чуть появившийся было крест, и церковь снова ушла в землю. И ушла она, якобы, потому, что нет на этой земле праведности, нет мира и истинного добра и любви среди людей! А потому решили праведники из церкви, что еще «рано» и пока не «пришел их срок». Значит, жива в народе, всегда нелегко жившем в наших красивых, но суровых и бедных местах, мечта о лучшей доле и справедливости! И еще верят люди, что Крякова гора отводит, «расщепляет» грозу, а уж если потерялась корова, то ищи ее на Кряковой горе. Гору называют также Крякушка, Крякна, Крякнушка.
23.04.2018
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Итоги розыгрыша! Итоги конкурса «ЛЕГЕНДЫ ГЛАСЯТ…».