Ю.Яковлев "Балерина политотдела"
Книги о войне
Книги про войну бывают про бойцов, про оккупацию, про блокаду Ленинграда, про тяжёлое детство. А эта - про всё понемногу. А ещё про искусство с большой буквы, без которого немыслима жизнь и которое сильнее смерти.
Я покажу старое издание 77 года, в мягкой обложке. "Речь" выбрало, конечно, другую, белоснежную бумагу, на которой иллюстрации смотрятся иначе.
Два воспитанника балетного класса случайно находят на полу подписанную их художественных руководителем увольнительную на имя Тамары Самсоновой, балерины политотдела. На обороте нацарапаны слова:
"Милый Вадим, со мной все кончено. Я больше никогда не смогу танцевать. Раздобудь пистолет. Очень прошу. Твоя Тамара".
В тревоге звонят они своему учителю с требованием приехать и сделать что-нибудь, чтобы устранить нечто страшное, что угадывается в словах записки. И танцмейстер мчит в необычайной спешке через весь город, забыв повязать шарф и с трудом переводя дух в такси. Едет не за тем, чтобы что-то предотвратить, а чтобы убедиться, что записка цела и он её не утратил. Не может он лишиться этой записки, которую всегда носит с собой. Она - материальное воплощение его воспоминаний, часть его жизни. Что же касается "предотвращения", то...
"Ребята, конечно, ничего не поняли, но смутное предчувствие беды охватило их, и они бросились к телефону, уверенные, что их Борис может что-то предпринять. Упустили из виду, что на записке стояла дата - 1942 год.
И помочь было нельзя".
1942 год. Балетмейстера Бориса Владимировича Корбута, ушедшего на фронт добровольцем, вызывает к себе начальство с указанием набрать "способных" и организовать танцевальную группу при политотделе. Как профессионал, Корбут быстро прикидывает, что на подготовку таких "способных" у него уйдёт года два. И тут Корбут внезапно вспоминает довоенное время, Ленинград, Дворец пионеров и танец "Тачанка", который танцевали воспитанники Бориса Владимировича, юные пионеры.
Везти детей на фронт? Кому такое может прийти в голову? А с другой стороны - что значит жить в блокадном Ленинграде? Ответом служит число: из 40 юных танцоров Корбут набирает 6. Лучшего танцора своего довоенного ансамбля Борис Владимирович уже не застал в живых - опоздал на неделю. Кто эвакуировался, а кто выбыл навсегда. Шесть истощённых, полуживых юношей и девушек, три мальчика и три девочки, тащатся по улицам Ленинграда. Одного, Вадика, везут на саночках - сам он идти уже не может. 
А через неделю они уже дают первый концерт...Полуживые, падающие от усталости. Медсёстры из санбата обливаются слезами, глядя на их выступления. Уж они-то как никто понимают, чего стоит танцорам каждое движение. 
Тамара Самсонова - лучшая танцовщица Корбута. Решительная, целеустремлённая, даже упёртая, не мыслящая своей жизни без танца. Однажды она получает одну из посылок, которые было принято посылать на фронт из тыла. Неизвестному "доблестному бойцу" предназначался нехитрый солдатский гостинец - шерстяные носки и махорка в кисете. А получила его Тамара. К посылке шло письмо от мальчишки Сереги Филипова с просьбой бить немца и отомстить за батьку. С этого момента в душе Тамары всё переворачивается. Серёга Филипов на неё надеется, она не может подвести! Если она не может воевать, то будет делать то, что у неё лучше всего получается - танцевать, воодушевляя бойцов... 
Чем закончится эта история, рассказывать не буду. Приведу заметку от автора. 
Три тысячи концертов, представляете?
Почему я хотела рассказать об этой повести. Об артистах на войне слышали все. Многие актёры, певцы того времени ездили с места на место и давали концерты. Лично мне в голову не приходило, что не на всех хватало артисток статуса Любови Орловой, а поддержка нужна была в самых глухих, непролазных местах, где люди воевали подчас с ощущением беспросветной безнадёжности. И поддерживали их не профессиональные артисты, специально доставленные по случаю, а такие вот как Корбут - киндерлейтенант (как его прозвали в политотделе) и его "чада" - голодающие, оборванные.
Мне немного не хватило финала. Ещё бы больше деталей...К моему удивлению, в сети я нашла какой-то другой вариант повести, более развёрнутый. Возможно, там есть какие-то изменения и в финале.
А ещё в поисковике можно вбить название и найти радиоспектакль по этой книге. Я его уже частично прослушала. Вот он точно по тому варианту, что читала я. Правда, с опущением некоторых сцен.
Например, в аудиоспектакле изменена сцена первой встречи Бориса и Тамары. В книге он влетает в её комнату на радостях, что она жива, забывает постучать и застаёт её за мытьём. Худую, измождённую. Он из приличия закрывает глаза и по звукам определяет, что у неё не хватает сил мыться: она не попадает на себя и расплёскивает кругом воду. И тогда, пронзённый острой жалостью, охваченный братским чувством, он предлагает осторожно помочь ей, намылив ей спину с закрытыми глазами. И нет в этой сцене ничего пошлого или неуместного. Читатель вполне может прочувствовать жалость, которую Корбут испытывает к своей воспитаннице, в которой не видит женщину, а только несчастного, измождённого ребёнка, скелетика.
Правда, чтобы прочувствовать и понять всё это, надо быть достаточно взрослым читателем. Я бы советовала читать книгу не раньше 10-12 лет. Всё же для младшешкольников можно подобрать что-то более подходящее. Тем более, что самой Тамаре - 16. Опять же слишком маленький читатель не поймёт её отношения с Вадимом и к Вадиму.
Несомненно, "Балерина политодела" - в первую очередь девичья повесть. Нельзя сказать, что юношам будет неинтересно. Просто в основном война показана с мужской позиции, а здесь у войны "женское лицо". Опять же в сравнении с той же "А зори здесь тихие" (где тоже главные героини - женщины), "Балерина политодела" не такая душераздирающая, так что думаю, вполне подойдёт натурам чувствительным.
У меня на этом всё, спасибо за внимание. Теперь меня поджидает "Я иду искать" и последняя книга тетралогии Ю.Слепухина "Перекрёсток".