Майское чтение (5,5 и 2+)
дневник читателя
Наш лабиринтовский календарь утверждает, что в мае разные волшебные существа окончательно пробуждаются от зимней спячки.

Лютоволка и василиска мы к счастью не повстречали, но странные вещи начали происходить и в нашем доме. Всё началось с кусочка сыра и таинственной надписи магнитными буквами.

Маша тут же увлеченно принялась гадать, кто бы это мог быть - по отпечаткам "зубов" установили, что это кто-то маленький и голодный. Среди вариантов были мышка( потому что сыр) домовой(потому что маленький), мальчик (потому что ел, а не ела). Только обнаружив письмо, Маша завопил на весь дом: "Это гном!"

Так началась дочкина переписка со знаменитым Гошей - помощником всех нетерпеливых родителей, которым надо, чтобы их чадо скорее зачитало. Так что если ваш ребёнок знает буквы, умеет складывать слоги, но дальше дело не идёт, или идёт со скрипом, пригласите Гошу - он своё дело знает.
Секрет, во-первых, в мотивации - ведь жутко интересно, что же такого написал именно ТЕБЕ маленький гномик, во-вторых, письма увеличиваются и усложняются очень постепенно, незаметно для ребёнка. После первого комплекта писем (а в нем 30 штук) Маша зачитала вполне сносно, ведь была постоянная практика(по инструкции нужно выдавать два-три письма в день)
В-третьих, это конечно же подарки! Тут главное не проворонить момент, когда к письму прилагается сюрприз, и куда его нужно спрятать, поэтому письма с картинкой подарка советую перечитывать перед тем как подсунуть ребёнку, чтобы все сделать по инструкции Гоши. Одним из первых подарков был вот такой набор посуды "для гномика".

С тех пор Маша активно подкармливает своего приятеля)


Гоша был очень благодарен)

Письма я не кладу под подушку, мне кажется это не очень удобно, к почтовому ящику тоже не хочется бегать по сто раз на дню, поэтому письма просто появляются в самых разных местах, где их может обнаружить Маша.
Ну и о самом главном, о результатах. Первые мучения благодаря Гоше позади - самое главное, письма - это постоянная практика, подогретая живым интересом. Это не скучные "Мама мыла раму, Маша ела кашу" из букваря, сами тексты забавные и неожиданные, во втором комплекте стали появляться языковые игры, например, сегодня в письме Маше встретилась анаграмма. Есть и специальные вкладыши с мини-играми, Маша их почему-то часто игнорирует.

Вот так незаметно дочка одолела слоги с йотированными гласными, стала читать длинные слова и предложения, не забывая начала (это долго было проблемой, ей приходилось по многу раз начинать сначала). И в целом всё меньше внимания уходит на сам процесс слияния звуков, и соответственно, быстрее доходит смысл прочитанного, а значит, ребёнок начинает входить во вкус - я очень радуюсь, когда прочитав письмо, дочь начинает смеяться и бежит рассказывать папе о том, что птичка Капа спит у Гоши на голове или о том, что кот Мяу угостил Гошу мышкой. А ведь ещё месяц назад она с таким трудом вникала в смысл одного единственного предложения - рыба ела мух, что веселиться после всех мук чтения ей уже и не хотелось) Ещё Маша почему-то часто упорно не видела пробелов и пыталась соединять разные слова, путала и всё ещё путает некоторые согласные, пытается смягчать несмягчаемые Ц или Ж, мне так забавно наблюдать, как она пытается произносить их мягко по аналогии с другими согласными, стараюсь обращать её внимание на все эти мудреные и совершенно не объяснимые для новичка сочетания жи-ши, всяческие "его", "другого", которые произносятся совсем не так, как пишутся.
Иногда на неё наваливалась неподъёмная необъяснимая лень, и письмо весь день одиноко лежало непрочитанным, тогда Гоша обижался и переставал писать.
Иногда появлялось недоверие : "А это точно гномик пишет письма? Может быть это ты?"
Иногда она начинает сочинять, чтобы не дочитывать слово до конца - так у нас предложение "Это мой дед Коша" трансформировалось в "Это мой домик с кошкой")
Отвечает гномику Маша в основном рисунками, задабривает подарочки и и вкусняшками.
В целом всё идёт неплохо, но! (куда же без этого но) книг Маша ещё боится. Даже подаренная гномиком книга с гигантскими буквами и самым возможным минимумом текста запрятана дочкой подальше в тонны недоделанных развивашек и разукрашек.

Возможно, тут психологический барьер - ведь это ЦЕЛАЯ КНИГА, а не маленькое письмецо. (письма действительно очень маленькие, "гномьего" размера) Я ещё не решила, что с этим делать и не пристаю, по крайней мере пока письма от Гоши ещё есть)
Хранятся письма пока в шкатулке, но уже с трудом помещаются в ней, норовя выпрыгнуть - усмиряем их резинками для волос.

Однажды налетел теплый майский ветер подхватил нас и унёс в чудесный Муми-дол, где только-только пробудился от зимней спячки раношёрстный волшебный народ - тролли, снорки, снифы и прочие хемули.

Хоть исполнение этой книги не так волшебно, как содержание (мягкий переплёт, тонкая газетная бумага), но выбирать не приходится - это всё, что я смогла найти с переводом Смирнова.

По мнению знатоков - это лучший перевод Муми-троллей, и окончательно убедило меня мнение Марины Бородицкой. Всего в книге четыре повести - Комета, Шляпа Волшебника, Мемуары папы и Опасный канун.
Но погружение в жизнь Муми-дола началось не с книги, а с чудесного аудиоспектакля Ильи Небослова Муми-тролль и Шляпа Волшебника.

Чего только стоит задорная песенка "Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты!" - её, приплясывая, напевали все в нашем доме) Затем мы с Машей прочли Шляпу Волшебника в электронке, пока я выбирала книгу. Мне показалось, что рановато взялись, но отступать было поздно - дочь втянулась и полюбила обитателей Муми-дола и сказочный мир Туве Янссон, полный приключений и волшебства.



Поэтому пришлось срочно разыскать книгу, сейчас в процессе чтения Муми-тролль и комета. При наличии большой любви и интереса докуплю и все остальные части в других переводах.

Денискины рассказы кочуют у нас из дневника в дневник, потому что книга объёмная, и Маша любит перечивать полюбившиеся рассказы. В этом месяцы многократному чтению подверглись рассказы Двадцать лет под кроватью и короткий, но уморительный рассказ Бы.



Какой ребёнок не мечтает оказаться на месте взрослого? Ах, какие возможности тогда бы открылись! Какая безграничная власть над родителями! А родителям предоставляется прекрасная возможность взглянуть на себя со стороны и поставить себя на место бесправного, кругом виноватого ребёнка. Не самая весёлая перспектива, верно?) Смех-смехом, а картина нарисованная Драгунским всё же скорее печальная.
Лето потихоньку пробирается в наше чтение ярким солнышком и радугой.


Пестрит яркими полевыми цветами и разлетается лёгкими парашютиками одуванчиков.


Хрустит на зубах сочными огурчиками и душистыми яблоками.


Манит ароматом свежеиспеченных пирожков и лепешек с творогом.


И конечно же сулит приятные минутки в компании с хорошей книгой.

Нашу первую садово-огородную книгу показывала здесь.

Применить полученные знания Маше довелось у бабушки на даче. Помогала сажать цветы, поливала теплицу и себя заодно)

А после наряжалась по дачной моде)

Книгу про Машу и Ойку Прокофьевой я пропустила со старшей дочерью, но решила всё же дать ей шанс с Алёнкой.

И теперь я в глубоких раздумьях - Алёнка слушает с удовольствием, но меня просто колбасит от двух сказок - Когда можно плакать?

и от Сказки про маму.

Это жуткий совковый воспитатеньный кошмар, если честно, который доносит две мысли - первая, что твои чувства ничего не значат и засунь-ка их, детка, куда-нибудь подальше, вторая - страшную мысль, что мамина любовь условна и её можно легко потерять, всего лишь нагрубив маме. Остальные сказки ещё ничего, хотя про соску и рыбий жир мои дети слыхом не слыхивали, наверное Алёна и не понимает, о чём речь (Маша в силу жизненного опыта всё же про соски знает), но слушает всё исправно, а я немного переживаю, потому что эти истории идут вразрез с моими убеждениями и принципами выращивания детей. Но с другой стороны и русские народные сказки тоже не эталон для подражания, однако дети их любят и читают, и не становятся сплошь ворами и мошенниками. Иллюстрации Марины Успенской замечательные и для меня уже совсем родные после Девочек и Обиды.
Юлия Симбирская покорила нас своей чудесной прозой для самых маленьких, причём и меня, девочку 30+, тоже).

Её поэзию мы ещё не расчитали как следует, а вот эти чудесные книжечки для начинающих читателей от Нигмы Алёнка уже залюбила так, что для первого чтения они ей уже не подойдут, разве что спрятать надолго придётся)
А вы знали, что жизнь самой обычной кухни невероятно интересная и насыщенная? Тут живет чайник, мечтающий стать пароходом, хлебосольная кастрюля очень любит гостей, а молоко замышляет побег)


Особенно любима у Алёнки история о купании кружек.

Тут она всегда начинает вспоминать семейство наших кружек и свою, с Малышом и Карлсоном.

А я мечтаю о кружечках с Петсоном и Финдусом, которые недавно появились в издательстве Белая Ворона, видели эту прелесть?
Их тут же распродали, но обещали ещё партию, с доставкой в регионы, между прочим)
Вторая книжечка про маленького барашка с редким именем Тимофей и суперспособностями)
Во-первых, он знает приёмы вкусного счета, во-вторых, не боится волков и даже помогает овечкам спастись от одного белого волка.


Он чудесно танцует и легко заводит новых друзей, ведь он очень добрый и всегда готов помочь.

Курице - присмотреть за цыплятами, а малышам - полюбить чтение, ведь такие озорные истории невозможно не любить!
Не знаю, как Юлии Симбирской это удаётся - сделать такие крошечные истории на страничку такими обаятельными, их совсем не трудно без конца перечитывать - они тёплые и уютные, остроумные и забавные и безусловно понравятся начинающему читателю (вот перестанет Маша бояться книг, обязательно подсуну эти малышки)
Так жаль, что в Лабиринте почти всю серию уже разобрали, теперь, как обычной, кусаю локти и лихорадочно соображаю, где бы раздобыть три тысячи для заказа с майшопа), пока там они ещё есть.
Ещё одна книга полюбившегося автора про маленькую белочку Зосю.

Зося маленькая во всех смыслах, начиная размером, заканчивая мышлением - самое замечательное в ней - это её детский взгляд на мир. Кто в детстве не мечтал стать великаном и найти себе друга?


Только ребёнок способен увидеть волшебство в обычных для всезнающих взрослых вещах



и придумать тысячу применений обычному фантику от конфеты)

Долго не хотела я покупать эту книгу Анастасии Орловой про грузовик и его прицеп, в очередной раз присвоив ей ярлык "для мальчиков".

но очень уж хотелось автограф любимого автора, поэтому взяла в майшопе. И хорошо, что взяла) Книга, как оказалось, не только для мальчишек, а для всех, и для мам в том числе. Кто не узнавал в этих персонажах себя и своих маленьких прицепчиков, которые полностью от нас зависят,

для которых мы освещаем целый мир,

стараемся уберечь от всяких разных "ямок, ям и ямищ" на их жизненном пути,

иногда это нам удаётся, иногда нет,

но мы делаем всё, что в наших силах.
Иногда они могут здорово разозлить

Но мы никогда не оставим их одних, в страшной темноте.

Куда грузовик, туда и прицеп - только так и может быть правильно!

Кротик - мой кошмар месяца! Имею право немного поныть, ведь мне приходится читать все пять имеющихся у нас историй за один присест, обычно перед дневным сном, иногда Алёна срубается на пятой, иногда нет, и тогда мы начинаем сначала, хоть мне и хочется вышвырнуть эту книгу с балкона и завязать с чтением перед сном. Но других способов ушатать этого ребёнка я не знаю (мне сказочно повезло, ага).
Ещё парочка "сонных" книг месяца.

Из Сутеева уже слушает все сказки, но особенно любимы Под грибом и Капризная кошка.
Чём так полюбился младшей дядя Фёдор, я не знаю - сама упорно тащит мне эту книгу, отвергая более подходящее по возрасту чтение. Мы перечитали его вдоль и поперёк, разобрали на цитаты, собирали пазлы, пересмотрели все мультфильмы и прослушали все аудиосказки про Простоквашино.

Видимо пора игрушки разыскивать, раз такая горячая любовь.
Забавная история про девочку Имогены и её новые рога пришлась нам по вкусу)

Обнаружив такие новшества, можно отреагировать по-разному - ужаснуться и попытаться скрыть эту аномалию...
Или найти ей множество оригинальных применений.



Особенно нравится детям неожиданная концовка книги)

В мае пополнилась наша коллекция северных сказок.

Нам понравились необычные сюжеты, новые персонажи, которых не встретишь в русских народных сказках, национальный колорит - все эти чумы, тундра, кочевая жизнь. И тут конечно огромная заслуга Евгения Рачева, который так шикарно разодел своих зверюшек в красивейшие национальные костюмы.


Всех-всех, включая рыб и птиц)

Дети с Горластой улицы заиграли новыми красками благодаря чёрно-белым иллюстрациям Илон Викланд. Вот такой оксюморон у нас получился!


Похождения жука-носорога прочли с Машей ко дню победы.

Но мне кажется, дочь не восприняла её как книгу о войне и многого не поняла.
Пришлось объяснять, что это за жуки со свистом про носились мимо.

Думаю мы ещё вернёмся к этой книге, до неё Маше ещё надо дорасти, чтобы в полной мере ощутить всю её прелесть.

Поэзии в мае было меньше обычного, но тем не менее мы с девчонками перечитали кучу любимых стихотворений современных поэтов, из классиков у младшей по-прежнему в фаворитах Чуковский, особенно много читали его весёлые стихи - Бебека, Свинки, Скрюченная песенка, Закаляка, Катауси и Мауси и другие.

Головастики нашли самый живой отклик у детей - ведь на даче у друзей мы встретили этот забавный народец живьём.

Девочки кормили будущих лягушат печеньем и с удовольствием наблюдали за их ростом в последующие поездки на дачу.
У Благининой "распробовали" стихотворение Тюлюлюй

Две невыразительные иллюстрации в нашей книге заставили залезть в интернет, где обнаружился совершенно потрясающий диафильм по этому стихотворению,где проиллюстрирована буквально каждая строчка.




Познакомились с замечательной поэзией Александра Кушнера.

Это очень детские стихи о детстве, о том, что занимает каждого ребёнка.
Что лежит в кармане - это точно про моих детей! Их карманы вечно набитый всякой всячиной, которую взрослые считают мусором, а для детей- это целый мир! И совершенно понятно, что без карманов жить решительно невозможно!

И мечты о взрослой жизни, полной привилегий и власти - так заманчиво это может выглядеть лишь в детстве)
А кто в детстве не таскал спрятанные конфеты? Никогда не забуду, как родители один раз посчитали съеденные мной конфеты) Их было 19, но я утверждала, что "если честно, то одна")


