Сочинение на конкурс по трагедии "Моцарт и Сальери"
конкурсы и розыгрыши книг!"Моцарт и Сальери" - одно из моих любимых произведений великого поэта. И, на первый взгляд, кажется, что она о зависти, простой зависти, коя, конечно, всегда имеет и имела место быть рядом с гениальностью. На самом деле, в ней поднимается очень много злободневных тем - это и тема несовместимости гения и злодейства, и роль искусства в обществе, и даже тема смерти. Я же задумалась над ещё одним вопросом - отношение самого поэта к великому композитору. Почему же именно Моцарт? Почему Пушкин обратил внимание именно на его жизнь и творчество?
Как оказалось, я совсем не оригинальна, и эту тему мусолят уже долгие годы исследователи творчества поэта. И только ленивый не сравнивал этих двух гениальных людей. Почему-то в школьные годы я никогда не рассматривала "Моцарта и Сальери" в таком ключе, все же основной темой наших обсуждений была пресловутая тема гения и злодейства. А ведь несмотря на кардинально отличные сферы искусства, музыка Моцарта и поэзия Пушкина, в самом деле, очень схожи - у большинства их произведения ассоциируются с гениальной легкостью и простотой, они настолько яркие и солнечные, что обычно, однажды запав в душу, остаются навсегда. Недаром эксперты советуют ставить совсем маленьким детям музыку Моцарта и читать поэзию Пушкина.
Но все же вовсе не схожесть их творчества пришла первой в мою голову в ходе сравнения. Перечитывала я сегодня вышеназванную пьесу, а в ней горькие слова Сальери:
Где же правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотвержения,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?...
Ведь Пушкина многие считали (и считают до сих пор) легкомысленным повесой, тем же ветреным "гулякой", а некоторые не побоялись таких громких слов, как "пуст и безнравственен". Про Моцарта же была расхоже фраза "гений поселился в пошляке", его гениальные произведения противопоставляли ему самому, указывая на то, что он как человек из просто недостоин.
"Ты, Моцарт, недостоин сам себя", - восклицает Сальери в пьесе Пушкина.
Может быть, именно поэтому знаменитый композитор казался поэту ближе и роднее, ведь оба были вынуждены нести эту ношу гениальности, обсыпаемую упреками. И несомненно, конечно, то, что во все времена посредственность стремилась оправдать себя благими намерениями. Мне очень понравилась фраза из одного эссе, точно и емко описывающая смысл всего произведения, не могу с вами не поделиться: "Низость человеческая, будучи не в силах подняться до творений гения, унизить и уничтожить их, - стремится принизить, опошлить и убить его самого".
Тема же смерти, а точнее предощущения смерти, поднятая в пьесе, поднималась Пушкиным и в другой трагедии "Пир во время чумы", Моцарт же, как мы знаем, написал "Реквием", как-будто самому себе. Пушкин был убит на тридцать восьмом году жизни, Моцарт скончался от неизвестной и загадочной болезни в 35. Не могу себе представить, сколько всего нереализованного, недописанного, недоделанного они оставили после себя. И в таких случаях очень хочется верить в перерождение - хочется верить и надеяться, что такие люди, как Пушкин и Моцарт, будут подарены людям ещё не раз.
P.S. В заключении хочу спросить всех, кто дочитал мои пространные рассуждения - а вам когда-нибудь приходило в голову обратить внимание на такое сходство в судьбе двух великих людей?Или же только для меня такие очевидные вещи становятся таковыми лишь спустя много лет?)